св. Тихон Задонский. Письма келейные
В том ли ты сумнишься, что не верит христианин слову Божию, который зле живет? Воистину, ответствую тебе: тако есть, воистину нет надлежащей в нем веры. Примечай и рассуждай следующая:
1) Кто дерзнет пред царем бесчинствовать, яко видит его пред собою? Кольми паче дерзнул ли бы христианин грешить и закон Божий нарушать, когда бы точно верил, что Бог с ним есть, Который, как слово Божие учит, на всяком месте есть, и все, и самое тайное помышление, начинание, намерение, не токмо явное дело, видит: не всегда ли бы трепетал, и всякого зла уклонялся, ради присутствия Божия, да присутствующего Бога не прогневает? Но ослепленный не видит того, ни помышляет. Пред царем земным, человеком, трепещет: пред Богом ли, Царем небесным и страшным, Который и самым царям страшен, не будет трепетать, ежели верою видит Его пред собою?-
2) На суд человеческий, где много может хитрость, красноречие, злато, сребро и предстательство, позываемый как приготовляется, думает человек, чтобы не посрамиться, и временной казни не подпасть, сам ты знаешь: к суду ли Христову, где Судия – Бог, и все наше дело, слово и помышление знает, и судит по делам, а не по лицам, и никакого извинения и предстательства и даров не приемлет, не тщался ли бы приготовляться покаянием, сокрушением сердца, удалением от всякого зла, воздыханием и усердною молитвою, что единое оного Судию умилостивляет, ежели бы истинно и действительно верил тому?- А паче, что суд оный страшный нечаянно будет, как слово Божие учит. – Человеческого суда, от которого и виноватыи часто правыми отходят, и который только временной предает казни, боится; Божьего ли суда, от которого виноватыи виноватыми отходят, и вечной предаются казни, не будет трепетать?- Невозможное дело сие есть.-
3) Временной казни и смерти боится человек, и убегает таких дел, которые по законам гражданским смерти предают, яко видит казнь на прочиих: вечной ли казни, муки, огня, и прочего горчайшего страдания адского, в котором грешники без конца будут мучиться, не ужасался бы, ежели бы точно верил слову Божию, которое о том возвещает, и от всякого бы греха, который к оному мучению приводит, не уклонялся, не плакал бы, не творил бы истинного покаяния, дабы от того мучения избыть? Временной смерти боится: вечной ли не будет бояться, когда верит?- Не может сие быть.-
4) Христос Господь глаголет: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный: аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф. 6:14-15; 18:18). Аще верит христианин сказавшему словеса сия, Христу, как всякому христианину должно верить, почто ж на ближнего оскорбившего злобится? почто или словом, или делом отмщевает? почто не оставляет от сердца, да и самому оставится? Слово бо Христово истинно и не мимоидет: оставляющему оставится, и не оставляющему не оставится. А когда не оставится, что оттуду следует, как что за вси грехи, делом, словом и помышлением соделанные, будет страдать во огне вечном и правде Божией платить?-
5) Паки когда верит христианин, что снабдевающему нищих и бедных ради Имени Христова воздастся в воскрешении праведных (Лк. 16:14): почто ж не делает милости им, паче, когда сие Христос Себе вменяет (Мф. 25:40, 45)?-
6) Паки, когда верит христианин, что будет вечная жизнь, блаженство и слава вечная благочестно живущим о Христе, то почто того усердно не ищет? Почто славы, чести и богатства в мире сем ищет? почто мир сей за отечество имеет? Как люди стараются, сколько трудов полагают, чтобы богатство собрать! В какие подвиги вдаются воины, чтобы чин временный заслужить! Сколько работают и потеют земледельцы, чтобы плоды собрать! Что тому причина? Понеже видят, чего ради трудятся, и понеже надеются получить, то и трудятся. Знание будущего и желаемого им добра предходит надежде, а надежда поощряет их ко всякому труду, чтобы получить тое, что знают и надеются получить, хотя то часто и обманывает их надежда. Не все бо человек получает, чего ищет. Смотри, что сыны века сего делают, примечай, как сокровищ своих желаемых ищут: ничто им не тяжко; всякую неудобность, беду и скорбь приключающуюся преодолевают, взирая всяк на желаемое свое сокровище. Христианин, когда точно уверится о вечном животе и несказанной славе оной, не все ли мира сего сокровище, всю мира сего славу, честь, богатство, угодие оставит, и к оному единому сокровищу будет стремиться? Не понесет ли трудов и подвигов, чтобы оную жизнь и славу получить ? Не пойдет ли тесным и прискорбным путем, чтобы до оной жизни и славы достигнуть, куды тесным только путем доходят, и многими скорбьми (Мф. 7:14; Деян. 14:22; 2 Тим. 3:12 и на прочих местах)? Временное сокровище так усердно ищет человек, которое вскоре оставит,- ищет, яко видит тое: вечного ли, словом несказанного и умом непостижимого, которое сысканное никогда не потеряется, не будет усердно и прилежно искать, и все терпеть, чтобы того не лишиться, когда верою видит тое?- Быть тому невозможно.- Поверь, возлюбленне, что человек чрез весь век страдать восхотел бы, ежели бы нужда была, только чтобы оного блаженства не лишиться, ежели бы хотя частицу оного увидел. Так оное велико, так красно, так сладко! Оно различно от Духа Святаго в Писании святом описуется, и в пользу и утешение наше представляется нам, да усердно того поищем, и благодатию Его получим. Аще убо кто слову Божию верит, и в нем открытое оное блаженство оком веры видит, сей непременно все мирское сокровище оставивши, того единого усердно ищет.-
7) Аще бы кто тебе от временного бедствия и смерти избавил, и избавил бы не иным чим, как своим бедствием и страданием самовольным: скажи пожалуй, как бы ты его любил, почитал, мя его, яко благодетеля своего, везде с любовию и почтением поминал? не все ли бы ты делал, что он хощет? Бесспорная есть сия истина. Аще убо веруешь, что Христос Сын Божий, от бедствия и смерти, не временной, но вечной избавил, и избавил не сребром и златом и иною какою тленною вещию, но страданием, кровию и смертию Своею, и отворил небесное вечное царствие: како не будешь Его, такого, так высокого и великого, Благодетеля любить, почитать, благодарить от всего сердца и во всем Ему угождать? како не будешь усердного и любовного Ему послушания показывать? Малого благодетеля – человека, который временно тебе обдолжил, любишь и высоко почитаешь: как не будешь Того, Который вечно обдолжил, любить и почитать? Но где любовь, где почитание, где благодарность ко Христу у грешника? Разве в словах? Сие не почитание и любовь, но лицемерство. Многии христиане устами глаголют: почитаем Тя, Христе, покланяемся, поем и славим, но делами иное показывают; устами почитают, поют и славят, но беззаконными делами бесчестят. Многии христиане не жалеют на приданое дочерям, на богатые столы, домы, кони, кареты, псовую охоту и прочие суеты много имения изнурять; но ради имени Христова или ничего, или копейку подают. Ради временного благодетеля-человека все творят, всякое послушание, всякое угождение показуют люди: ради Христа, вечного Благодетеля, и того показывать не хотят, что человеку-благодетелю показывают. Где убо почитание и любовь и благодарение Благодетелю? А без почитания и любви истинной, где вера, которую апостол велит нам от дел показывать: покажи ми веру твою от дел твоих (Иак. 2:18)?- От сих приведенных рассуждений видишь, что вера есть корень благочестия и источник, от которого, как ручьи, добрые дела проистекают: от веры страх Божий, презрение мира, умерщвление плоти со страстьми и похотьми, отречение самого себе, то есть, гнева, злобы, ненависти, похоти, сребролюбия и прочиих недугов, любовь к Богу и ближнему, воздыхание и желание к блаженной вечности, и проч. А от сего разумей, что христианин не имеет веры, который или зле живет, или к миру, то есть, чести, славе, богатству и угодию мирскому пристрастился. Словом: не верит тот слову Божию, который не тщится по правилу слова Божия жития своего исправлять. Како бо не будешь тщаться делать, что повелевается в Писании, когда точно веруешь, что Бог, Создатель и Господь твой, тебе тое повелевает? Царя земного, паче и низшую власть слушаешь, и исполняешь повеление его: Бога ли, Царя небесного, не будешь слушать и заповедей Его исполнять? Царю земному, человеку, который часто и не стоит в истине, как человек, веришь, что обещает, и ради того служишь ему, и боишься, когда чим грозит: Богу ли истинному и неложному не будешь веровать, что обещает, и того надеяться и ожидать, и не будешь бояться, чим грозит, когда точно поверишь слову Его святому? Видишь, что должно прежде поверить слову без сумнения, что оное есть Божие слово, и есть истинно и неложно; и что оно, как всякому, так тебе и мне сказано от Бога; и что повелевает, как всякому, так тебе и мне повелевает; и что обещает, как всякому, так тебе и мне обещает; и чим грозит, тем всякому, мне и тебе и другому грозит. Бог бо на лица не смотрит, но всякому слово Свое объявил. Рассуждай сия.
Спасайся.