св. Тихон Задонский. Письма келейные
Видим-де беды и напасти в мире, и знаем, что без промысла Божия ничто не бывает: откуду убо сие?- Ответ: от Бога посылаются беды и напасти на нас; но и в сем удивительная благость показуется:
1) Бог чрез слово Свое всех призывает к покаянию, как о том на премногих святого Писания местах читаем и в церквах слышим; но, когда люди не обращаются и не творят покаяния, посылает на них напасти, да теми подвигнутся к покаянию, и взыщут Его. Видишь и зде благость Божию. Бог, не хотя нашей погибели, посылает на нас напасти: наказует нас зде, но не умерщвляет; исправляет, да спасемся, а не погубляет. Бог и геенною в Писании Своем грозит нам, да не впадем в геенну. Видишь, какой конец посылаемых на нас напастей. Тако делают и благочестивые власти, которые подданных своих не мучат, но наказуют, да добрыми будут. Многии бо напастьми исправляются и спасаются, как читаем в книгах.-
2) Которые напастьми не исправляются, тии уже в злобе своей погибают. Тако Фараон наказан был многажды, но не исправился, и ожесточился и погибл.-
3) Добрые и благочестивые приемлют наказания, да в благочестии утвердятся, в доброденствии бо человек, яко слаб, удобно с пути доброго совращается; такожде наказуются, да лучшими будут. Как бо древо, чим более очищается, тем более плодов приносит, тако добрый христианин, чим более наказуется, тем лучшие добродетелей плоды творит. О сем глаголет Господь: всяку розгу творящую плод, отребит ю (Отец), да множайший плод принесет (Ин. 15:2). Тако благочестивые люди учатся прекрасных добродетелей: смирения, терпения, кротости и любви, и теми Господу своему последовати и сообразоватися.-
4) Благочестивые души горести в мире вкушают, да не забудут отечества своего небесного, да не мир, как отечество, имеют, но туды мысли свои возводят, и стремятся, где нет напастей, бед, болезни и воздыхания.-
Рассуждай сие, и в напастех лобызай и прославляй и величай благость Божию.
Спасайся.