Search

Письмо сорок седьмое

св. Тихон Задонский. Письма келейные

Ныне вкусим и повидим, коль благ Господь. Да подаст нам сие благий и человеколюбивый Бог. Благость Божию почти все святое Писание нам проповедует, и почти нет такой главы, в которой бы о ней не поминалося. Знает бо сердцеведец Бог слабость сердец наших, и удобное к отчаянию поползновение, и хитрость лукавых духов: сего ради везде о благости Своей и человеколюбии к нам напоминает.-

Благость Божия показуется от дел Его.

1) Что Он солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя (Мф. 5:45).

2) Что Он грешника не абие казнит, но ожидает на покаяние, якоже глаголет апостол: благость Божия на покаяние тя ведет (Рим. 2:4).

3) Что кающегося удобно приемлет, и отпущает грехи ему (Лк. 15:4).

4) Что согрешившего наказует, но милостиво и человеколюбно.

5) Что не гнушается молитвою нашею и пением и хвалением Тот, Которого со страхом поют и хвалят ангели; но паче призывает, и велит молитися и просити у Него всего, что воли Его угодно.

6) Что сам удивительно и любезно в слове Своем святом с нами беседует. Читай Писание, и увидишь, какой царь с подданными своими так поступает, как Бог наш с нами? Нет и не было такого еще на свете! Вкусите и видите, яко благ Господь (Пс. 33:9).

7) Паче всего открылася благость Божия к нам в воплощении единородного Сына Божия. Зде все сокровище благости Его открылося, которого постигнуть не можем. О сем Спаситель наш Сам проповедует: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3:16). Сие есть Евангелие, сие есть радостная весть, сие есть надежда наша и живот вечный; о сем дерзаем и хвалимся, сим заграждаем уста клеветником нашим: Сын Божий единородный ради нас в мир пришел, пострадал, и умер. Аще Бог по нас, кто на нас? (Рим. 8:32). Слава благоволившему Отцу, и пострадавшему Сыну, и Святому утешителю Духу. Буди слава Господня во веки.-

8) Хотя зде вкушаем и видим благость Божию, но преизобильно вкушать, и видеть, и наслаждаться будем в вечной жизни, по неложному Его обещанию: око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. 2:9).-

Рассуждение и вкушение благости Божия

1) возжигает и запаляет любовь к Богу в сердце нашем. Самая бо совесть убеждает любить любителя и благотворителя.

2) Делает в сердце истинное благодарение благодетелю.

3) Делает неизреченную радость духовную и восклицание.

4) Делает истинную печаль по Бозе, и на себе самого негодование в грешнике кающемся, яко Бог грешнику благотворил, но он Благотворителя оскорблял и прогневлял, и благость Его безумно презирал. Сие рассуждая, уязвится, как стрелою, печалию по Бозе, Благодетеле своем, от него презренном.

5) Оттуду последует стыдение за неблагодарность, которое в покаянии нужно, якоже пророк исповедуется: Тебе, Господи, правда, нам же стыдение лица (Дан. 9:7). Воистину стыдитися и срамлятися нам должно, что мы – тварь – Творца своего, подлость, земля и пепел – величество Его, и благодеяньми Его всегда насыщаеми, Благодетеля своего оскорбляем. Бог нам благотворит, но мы не любим Его. Стыд и срам человеку, когда человека, благодетеля своего, не почитает и не любит; кольми паче стыдитися подобает нам, что мы Бога, Создателя, Промыслителя и Отца своего не любим и не почитаем. Вея тварь обличает нас в том, яко со всяким усердием работает Ему, яко Творцу своему. Сего ради Тебе, Господи, правда, нам же стыдение лица (Дан. 9:7).-

6) Последует терпение в наказании, яко признавать будет человек, что он достойно страждет наказание, яко неблагодарный. Рассуждая благость Божию, столько на ся излиянную, и свою к Нему неблагодарность, признает себе всякого наказания достойным.-

7) Последует уничижение самого себе и смирение, яко никаких благодеяний Божиих недостойным признает себе, хотя и вси тое признавать должны. Бог бо туне благая Своя всем подает.-

8) Рассуждением благости Божия утверждаемся в надежде, когда от сатаны искушаемся и возбуждаемся к отчаянию. Прилежное рассуждение благости Божия не попустит отчаятися. Бог бо, яко благ, хощет всем спастися, и не хощет смерти грешника.-

9) Кто ощущает на себе благость Божию, тот к ближним своим благ бывает от благих Божиих, ему данных, сообщает братии своей, алчущих питает, нагих одевает, и прочее; ведает бо, что все – добро Божие. Получая от Бога отпущение грехов, и дозная на себе Его милосердие, сам милосерд к согрешившим бывает, и отпущает им согрешения. Воистину, ежели человек в рассуждение войде, коликого он милосердия от Бога на всякий день сподобляется, не может немилосердым быть к ближнему, а паче в отпущении грехов.-

Рассуждай убо и вкушай благость Божию, но при том и вездесущие, и всеведение; и правда Его да обращается пред душевными очами твоими.

Спасайся.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.