св. Тихон Задонский. Письма келейные
Хотячи вообразить всеведение Божие, как в твоем, так и в своем разуме, яко весьма нужное к ведению истинного Богопочитания, и к нашей пользе, еще о том тебе предлагаю, да глубочае вкоренится в сердцах наших. Ты, как только хочешь что начинать и делать, то и вспомни, что Бог с тобою есть, и уже ведает твою мысль, и так рассуди, согласное ли воли и закону Божию начинание твое, или противное; когда согласно, то в помощь Его призови, и молись, глаголя: Господи, благослови и помози; и начинай и делай.
Когда явно видишь, что тое противно Ему есть, то удержись от того, и молись Ему такожде, глаголя: Господи, помози мне. Бог же, видя твое хотение и желание добра, и отвращение от зла, и тщание, подаст руку помощи Своея. Люди, хотячи беззаконие сделать, ищут сокровенных мест: блудники и воры нощи и тьмы ищут; лихоимцы и мздоимцы тайно берут мзду; лукавцы, хитрецы, лестцы, лицемеры и злобники внутрь себе сокрывают зло свое, и вси дела темная во тьме соделовают, яко сынове тьмы. Всяк бо делаяй злая, ненавидит света; и не приходит к свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть (Ин. 3:20). Вси таковые ищут укрытися, но обманываются бедные: они от человек сокрываются, но от Бога, Который един паче всего света есть свидетель злодеяний их, укрыться не могут нигде и никак, яко везде с ними есть, и всякое их злодеяние видит, и в книге Своей записывает, и воздаст им по делам их. Пророк Божий вопиет таковым: горе в тайне совет творящим, и будут во тьме дела их; и рекут: кто нас виде? и кто нас уразумеет, яже мы творим? (Ис. 29:15). Аще утаится кто в сокровенных, и Аз не узрю ли его? рече Господь: еда небо и землю не Аз наполняю? рече Господь (Иер. 23:24). Ты держи во уме всегда оное слово, выше приведенное: камо пойду от Духа Твоего? и проч. и тое, что от Бога не токмо в клети, во тьме, в нощи, в земли и под землею, во глубине и во аде, но и в тайне сердца сокрытися невозможно, яко вся нага и объявлена пред очима Его; такожде, когда хочешь что творити, ради чего тое хочешь делать, и на какий конец, Бог знает. Уклоняешься от зла, и творишь доброе: что и какий конец тебе к тому побуждает,- Божия воля и честь, или своя польза и людская похвала, и тщеславие,- страх Божий, или страх человеческий,- все тое Бог знает. Ведай точно, что все тое Богу неугодно, что не ради Бога делается. И от зла убо уклоняться и добро творить должно ради Бога, яко тое запретил, а сие повелел; оного не хощет, а сие хощет; оным оскорбляется, а сим благоугождается. И человеку, как видим, неприятно тое, что не ради его делается: кольми паче Богу, Который тонко и совершенно проницает дела наша и начинание. Надобно убо исправить сердце, и научать его, чтобы воли Божией покорялося, и волю Божию любило, и той последовало, а не своему мудрованию и похотению. Рассуждай сие, и что творишь и начинаешь творить, тое все к сему правилу прикладывай.
Спасайся.