св. Тихон Задонский. Письма келейные
Просишь ты, чтобы я далее сообщил тебе о спасительных действиях Сына Божия — Господа нашего. Я тебе, как прежде, так и ныне из святого Его Евангелия сообщаю. Слыши убо и рассуждай: Господь наш, ведая, что Ему неотменно следует от книжник, фарисеев и архиереев иудейских пострадать, неоднократно о том предсказывал ученикам Своим: яко подобает Сыну человеческому мною пострадати и искушену быти от старец и архиерей и книжник, и убиену быти, и в третий день востати (Лк. 9:22 и на прочиих местах),—
Учимся зде: 1) Господь, предсказывая страдания и смерть Свою апостолам, показывал им, и чрез них нам, что Он волею Своею имеет испить чашу страдания и смерти, якоже глаголал: сего ради Мя Отец любит, яко Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю. Никтоже возмет ю от Мене, но Аз полагаю ю о Себе: область имам положити ю, и область имам паки прияти ю (Ин. 10:17-18). Отец благоволил, да чашу сию испиет Сын за спасение наше. Сын соизволил чашу тую испити, и тако спасение соделати, и послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Фил. 2:8). Видишь любовь Отца небесного к нам: Сына Своего не пощаде, но за нас всех предал Его (Рим. 8:32). Видишь и Сына туюжде любовь к нам: волею за нас предал Себе на смерть, душу Свою за нас положил, да наши души погибшие обрящет. Слава благоволившему Отцу, слава Сыну соизволившему, и Святому Духу, животворящему и обновляющему нас!— 2) Прежде страдания, страдание терпел Иисус Господь наш. Видел бо, коль великая и ужасная имел терпеть страдания, да еще от Своих людей, от тех, к которым послан был, и от которых по плоти происшел. Видел, что Его один от учеников Его за малую цену предаст в руки беззаконным; видел, что оплюют, уязвят, поругаются, осудят, и пригвоздят Его ко кресту. Вся сия видел: чим божественная Его душа уязвлялась, и прежде страсти еще страдала. Известно бо предвиденная, и неотменно имеющая приключитися напасть не менее душу смущает и опечаляет, как и нашедшая. Но обаче любовь к небесному Своему Отцу, и к погибшему человеку милосердие превозмогало; изволилось Ему лучше все терпеть, нежели Бога, человеческим грехом раздраженного и разгневанного видеть, и бедного человека во власти диавольской и погибели оставить. Видишь, что Иисус ради нашего спасения Себе презрел, и хотя не телом, но святою душею Своею чрез все житие на земли страдал. Слава любви и милосердию Его к нам недостойным! Воздадим и мы Ему любовь за любовь, и заповеди Его святые от любви исполним.— 3) Наперед предсказывал ученикам Своим страдания Своя Господь, да, когда в самом деле увидят оная, не усумнятся и не соблазнятся теми, видя Господа своего страждущего, Которого видели чудеса творящего, не поколеблются сердцами своими о Нем; да познают, что Который страдания Своя предсказывал, Тот волею Своею тая претерпевает. Предвиденная бо беда, и потом нашедшая, не так смущает человека, как нечаянно нашедшая, и, приуготовившеся к чаянной напасти, великодушнее сретаем тую, нежели нечаянно впадше в оную. Сего ради Господь и Своя страдания учеником Своим, и их и прочиих верных гонения и скорби, в мире приключающаяся им, объявил: в мире скорбни будете (Ин. 16:33). Рассуждай сие слово: в мире скорбни будете. Слово сие не токмо апостолам, но и всем верным сказано. Не банкеты и веселие, но скорби, гонения и кресты предлагаются нам в мире. Приготовим убо себе к скорби, да находящую великодушно претерпим. Господь наш за нас готовым Себе показал на всякую скорбь и страдание: покажем и мы себе за имя Его на все готовыми.
Спасайся.