Search

Письмо сто девятнадцатое

св. Тихон Задонский. Письма келейные

Како-де апостоли приняли предсказание о страдании Христовом? вопрошаешь.—

Ответ. Евангелист святый глаголет, что скорбни быша зело (Мф. 17:23). Но Господь сказал, что и им самим, и прочиим, которыи хотят Его учениками быть, и с Ним участие иметь во царствии Его, надобно крест свой взять,и за Ням итить. Глаголаше ко всем: аще кто хощет по Мне ити да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует Ми. Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради, сей спасет ю. Что бо пользы имать человек, приобрет мир весь, себе же погубив или оттщетив? Иже бо аще постыдится Мене и Моих словес, сего Сын человеческий постыдится, егда приидет во славе Своей и Отчей и святых ангел (Лк. 9:23-26); и иже не приимет креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10:38). Вот что Господь апостолам и всем христианам предлагает: не токмо-де Мне итить следует на крест, но и вам и прочиим, слово Мое приемлющим, надобно последовать за Мною, и готовыми быть ко всякому злостраданию. Я господь ваш, вы раби: последуйте Господу своему; Я учитель ваш, вы ученики: последуйте Учителю Своему; Я вождь к небесному царствию, вы путники: последуйте Мне, Вождю своему, аще хощете туды дойти.— Но рассудим по ряду слова Господня, и вложим тая в сердце наше. 1) Ученики Христовы называются не токмо апостоли, но и вси христиане: почему? потому, что учение Его приемлют, и тому последуют. Ученик бо от учения учителя называется учеником. Откуду читаем в Деяниях Апостольских, что и в оное время вси христиане называлися учениками. Надобно убо христианам, яко ученикам Христовым, и от слова Его и от примера жития Его учиться добрых нравов, и тем последовать. Ученикам бо должно быть подражателями и слову учения, и примеру жития учителя. Иначе и учениками быть и называться истинно не могут. Откуду глаголет Господь: научитеся от Мене (Мф. 11:29). И паки: образ бо дах вам, да якоже Аз сотворих вам, и вы творите (Ин. 13:15). Аще убо слово Христово приемлеши, яко истину, якоже воистину истина есть, и видишь во Евангелии божественнии нравы Его: учишься ли, яко ученик от учителя, и исправляешь ли нравы твои по тому правилу, рассуждай. Надобно же неотменно учиться от Христа, кто хощет христианином быть. Христианин бо есть ученик Христов.— 2) Что есть отрещися себе?— Ответ: знаеши ли, что делают люди, когда видят иных, коих не любят, биемых и ураняемых, и в другом каком бедствии находящихся? нерадят и небрегут о них, и не имеют о них никакого сожаления. Сие к себе приложи, и поступай с собою, как со врагом, которого не любишь, отсеки волю твою, и не делай того, что ей угодно. Презри и возненавиди себе добре, и не люби зле. Что в естество вошло по создании, тое все, как непотребное, отсекай, делайся иным, как прежде был, но в лучшее. Пусть будет цело, что Бог создал; но что потом вошло, того всего отвращайся. Сам себе всяк враг первейший: враждуй убо на себе, а не на других. Никто тебе не обидит, когда сам себе не обидишь: не гневайся убо на других, но на себе. Когда хвалят тебе, не утешайся тем; когда гонят и поносят, не скорби. Человек, по падении, ветхим человеком сделался, в похоти тлеющим. Отрекися убо ветхого человека, отрекися всякия похоти, которая враждует на душу, созданную по образу Божию; отрекися стыда и страха, который не полезен ей; не стыдися и не ужасайся тамо, где слово Божие не велит. — Трудно-де сие человеку делать? И я знаю, что трудно, но нужно. Но трудность и неудобство нужда да победит. Трудящимся и нудящимся и просящим Бог всемогущий помогает. Добродетель истинная с великою неудобностию совершается; и тамо есть добродетель, где победа над страстною плотию. Младенца не называем целомудренным, яко противу похоти не борется; и глухого не называем терпеливым и кротким, когда поносят ему, и не гневается, яко не слышит; и больного и неимеющего хлеба постником, яко сей не имеет чего ясти, а оный не может. Себе убо самого победить — добродетельно есть и похвально и славно. В сем весь подвиг христианский состоит.- 3) Что есть взяти крест свой? Ответ: готовым быть на все противное, что ни приключится, то есть, на всякое злострадание, даже и до самой смерти, ежели тое нужно будет ради чести имене Божия.- Что есть нести крест свой? Ответ: терпеть всякое злострадание безропотно и великодушно, хотя бы сердце и весьма уязвлялося.— 4) Что есть последовати Христу, якоже глаголет Господь: да возмет крест свой, и последствует Мне? Ответ: злодеи страждут, и несут крест свой, но не последуют Христу, понеже по делам своим страждут. Что убо последовать Христу? Быть в истинном покаянии, и плоды покаяния творить, и терпеть всякое злострадание,
какое ни приключится, ради любви Божией, взпиая на Самого Христа тако пострадавшего; понеже Христос все добре творил и греха не сотворил, и добра научал; но всякое злострадание терпел ради нас, творя волю небесного Своего Отца, и совершая дело Его (Ин. 4:34). Послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя (Фил. 2:8). Тако научил Он нас примером Своим, како подобает нам угождать Богу: то есть, добро творить, и злоключение терпеть, чтобы тако волю Божию творить. Богу бо угождать есть волю Его творить; без сего невозможно угождать Богу. Ибо воля Божия хощет, чтобы мы добро творили, и все противное приключающееся великодушно сносили, и безропотным терпением преодолевали. Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его. Иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его. Иже укаряем противу не укаряше, стражда не прещаше: предаяше же судящему праведно (1 Петр. 2:21-23). И сие есть учение апостольское. Сие бо есть угодно пред Богом, аще совести ради Божия терпит кто скорби, стражда без правды. Кая бо похвала, аще согрешающе мучими терпите? Но аще добро творяще, и страждуще терпите, сие угодно пред Богом. На сие бо и звани бысте (1 Петр. 2:19-21).— 5) Что есть: иже аще хощет душу свою спасти, погубит ю, и прочая?— Ответ: душа зде разумеется живот. В случае убо гонения, когда нужно будет или умереть, или Христа отрещися, то должно отрещися живота своего, и умереть, нежели Христа отрещися. Тако кто умрет, не умрет, но жив будет, и, временный живот погубив, обрящет вечный живот; а кто в таком случае восхощет сохранити живот свой, тот лишится вечного живота. Ибо человеку-христианину не токмо имения, чести, родителей и сродников, но и самого живота своего отрещися должно за честь имене Христова. Христа бо, возлюбившего нас и предавшего Себе по нас, должно любить не токмо паче родителей наших, отца и матери, и прочего в мире сем находящегося, но и паче живота нашего. Видишь отсюду, что никакой любве ко Христу не имеют, которые сродников своих преизобильно награждают, а просящим ради имене Христова отказывают, или мало что дают. Таковыи плоть и кровь свою любят, а не Христа, ради Которого не токмо имения, но и живота своего щадеть не должно христианину. И имение наше — Его имение есть, от Него нам данное; и живот наш — Его живот есть, от Него нам данный. Его бо создание и мы и имение наше. Сего ради, когда отнимается от нас имение, или живот наш, не наше отнимается, но тое, что Бог нам подал. Того ради с Иовом должно всякому признавать: Господь даде, Господь и отъят, яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословенно во веки (Иов 1:21). Бог, как дает нам имение и живот, так может от нас и отнять; но хощет, чтобы мы волею своею, ради любви к Нему, оставили все, когда нужно будет. Тако, оставивше все, что кроме Бога есть, Самого Бога приобрящем, Который и богатство и живот наш будет, но вечный и несравненно лучший. В Нем и честь, и слава, и имение, и живот и блаженство обретается совершенное. Без Бога никакое не может быть блаженство истинное.— 6) Что пользует, и прочая: что сие есть? Ответ: аще бы кто давал тебе превеликое богатство и царство земное, но притом бы сказал тебе, что, сие получивши, тотчас умреши: какая бы тебе польза была из того? Что бо мертвому в богатстве, в славе, чести и во всем мира сего сокровище? Мертвый, как не чувствует, так ничего и не требует; все зде с миром оставляет, и ничего с собою не берет. В смерти вси, богатии и нищии, благороднии и худороднии равными делаются. Аще убо временный живот дороже нам всего, что всяк познает при случае смертном, кольми паче предпочитать должно всему сокровищу мира, и самому животу временному, вечный живот, который, единожды сысканный, никогда не потеряется, и единожды потерянный, никогда не сыщется. Временный живот, как ни береги и защищай, надобно оставить, и с ним все: вечный живот и его блаженство во веки, без конца пребывает; все убо богатство, и славу и честь, и самый живот сей, ради вечного живота, должно оставить, когда нужно будет. Оставим худое, земное, тленное, прелестное, но приобрящем лучшее, небесное, нетленное, истинное. В сем вера укрепляет нас, и надежда поощряет. Бог обещал нам, слово Его истинно есть: что обещал, тое подаст без сумнения верующим. Буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота (Откр. 2:10). Он в слове Своем верен пребывает: пребудем и мы верны, и получим. Да глаголем не токмо языком, но и сердцем: чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.— 7) Что есть: иже постыдится Мене и Моих словес, и прочая?— Ответ: многии хотят со Хри
стом прославленным быть, но со смиренным и страждущим мало кто хощет. Но сие дело невозможное. Надобно ученикам, рабам и удам в смирении и страдании быть с своим Учителем, Господем и Главою. Страждет глава, страждут и уды ея; поносится господин, поносятся и раби его; терпит учитель, терпят и ученики его. Христиане суть уды, раби и ученики Христовы: надобно убо и им последовать Христу, как Главе, Господу и Учителю своему. Да не стыдится терпеть тое ученик, и раб, и уд, что терпел Учитель, Господь и Глава. Несть бо ученик над учителем своим, ниже раб над господином своим (Мф. 10:24). Видим, христиане, что Христос Господь наш всякое бесчестие и злострадание претерпел за нас: праведно убо и должно, да и мы не постыдимся претерпеть, что ни приключится нам. Аще убо кто убегает и стыдится терпеть поношение и озлобление, того и самого постыдится Господь, когда приидет не в смирении, но в славе, и речет: глаголю вам, не вем вас, откуду есте (Лк. 13:27). Не признаю за рабов, которые не работали Мне; не приемлю, как учеников, которые не последовали стопам Моим. Стыдилися вы Мене в смирении Моем: и Я вас ныне стыжусь в славе Моей. Недостойных вы себе судили крест носити и последовати Мне: недостойных Мене и Я вас сужду. Иже не приимет креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10:38). Аще Христа недостоин, то достоин того, которого гордости последует. Надобно убо или Христу последовать, и со Христом быть, или противнику Его последовать, и с ним участие иметь: к которой нибудь стороне надобно пристать, и тоя держаться. Кто чию волю творит, тому и последует. Житие в мире сем брань есть непрестанная, на которой две стороны сражаются не оружием видимым, но духовным и невидимым, как и брань есть невидимая и духовная. Христос, Царь мира, церковь Свою управляет и защищает, и вооружает противу диавола, врага христиан; но диавол противу сих восстает и вооружается с своим полчищем, и хощет не грады их отнять, но души пленить. Неотменно убо всяк или со Христом и рабами Его под крестом Его воинствует противу оного врага, или в противной стороне находится. Иже несть со Мною, на Мя есть (Мф. 12:30), глаголет Господь. Кто противится воли Христовой, и. не последует Ему, уже пристал к противной стороне, от полка Христова отстал, изменил Христу, и возвратился к темному сатанинскому полчищу, которого на крещении отреклся-было. Не имя бо христианское, но вещь делает христианина, как и воина не имя, но брань и подвиг показывает. Всякое бо имя без вещи есть пустый титул. Не пустый ли титул есть — называться рабом господина, и не работать господину? называться воином, и в доме лежать? называться учеником, и не учиться от учителя? Называться и христианином, но не последовать воли Христовой? Всяк христианин от Христа именование свое имеет, яко, отставши от диавола, ко Христу пристал, и обещался Ему последовать, как форма отрицания при крещении показует.— 8) Всяк христианин вновь отрожден, новым человеком называется, отложивши ветхость Адамову. Якоже убо ветхому Адаму последовали мы в злобе и грехах, тако новому Адаму, иже есть Господь с небесе, должны последовать в благости и добродетелех; должны, как имя от Христа прияли, и новыми людьми, людьми обновления называемся, так новыми и делаться и быть, и не ветхому злому, но новому благому Адаму последовать: и якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ небеснаго (1 Кор. 15:49).— 9) Как хотящим изыти из Египта надобно было последовать Моисею вождю, и хотящим внити в землю обетованную Израильтянам должно было последовать Иисусу Навину: тако хотящим от работы диавольской и бедствия его свободитися, и в небесное отечество внити, надобно последовать за Иисусом Христом. Аще кто Мне служит, Мне да последствует: и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет (Ин. 12:26), глаголет Господь. Христу не ногами, но сердцами последуем.

Спасайся.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Один ответ

  1. С праздником, Роман! Истинно: “Ученикам бо должно быть подражателями и слову учения, и примеру жития учителя. Иначе и учениками быть и называться истинно не могут. Откуду глаголет Господь: научитеся от Мене (Мф. 11:29).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.