св. Тихон Задонский. Письма келейные
Не возможно-де терпеть?— Ответ: по водам ходить, и по воздуху летать не возможно, и проч.; но терпеть возможно.
Когда болезнь тело мучит, терпишь; когда лекарь жестоким и противным лекарством лечит, терпишь; когда отец, или власть биет тебе, терпишь; когда в темницу посадят тебе, терпишь; и прочее все терпишь, хотя и не хочешь. Видишь, что можно терпеть. Лучше убо признаться, что не хощешь, а не неможешь. Отложи убо нехотение, и будет возможно. Хотящему все возможно, наипаче с помощию Иисуса, все претерпевшего ради нас. Лучше убо во всем, что ни приключится противное, отдаваться на волю Божию, без которой ничего не бывает; и тое терпеть без негодования, роптания и с хотением, нежели без хотения и с негодованием. Ибо оное дело есть дело послушания, покорения и добродетели: сие есть непослушания, непокорения и порока. Оное есть — духа, покоряющегося воли Господа своего; сие есть противящегося. Верного раба Божия есть — и полагать в себе, и говорить тако: что хощет Бог мой, хощу и я. Хощет мне в болезни быть, хощу и я; хощет мне в нищете быть, хощу и я; хощет мне бесславие терпеть, хощу и я; хощет мне в темнице, или в заточении быть, или умереть, хощу и я; приключилося мне тое, претерплю: буди воля Господня. Он мне сию чашу дал: испию ее, данную от Него.— Но притом знай, что хотя и хотения твоего не будет, и роптать будешь, однакож будешь пить, но с большею горестию, и без всякой твоей пользы. Бог, Который налагает крест, Тот и помогает нам носить крест. Но помогает соизволяющим и хотящим и повинующимся, а от ропщущих отходит, и тако сугуба им бывает тягость. Да глаголем убо и мы, возлюбленне, и да поем в заключении, что пел пророк святый: готово сердце мое, Боже, готово сердце мое (Пс. 107:2). Сие бо есть знамение истинного Израильтянина и чада Авраамля по духу, а не по плоти: быть готову на все, что Бог ни повелит.
Спасайся.