Письмо сто одиннадцатое

св. Тихон Задонский. Письма келейные

Како Иисус Сын Божий, Спаситель наш, вся укорения, поношения, досады, порицания и хуления, от Иудеев наносимые Ему, претерпел, видел ты несколько, однакож тебе еще о том представляю, да познаеши, какая кротость, терпение, благость и человеколюбие и смирение было Иисуса Искупителя нашего, да и мне пишущему, и тебе слышащему вообразится во уме прекрасное оное добро; о, когда бы и в души нашей изобразился образ сей божественный!—

1) Нигде не видим, чтобы Он врагов Своих, укоряющих и хулящих Его, укорял: Иже укоряем, противу не укоряше (1 Петр. 2:33), глаголет о Нем апостол Его. Мы, хотя злыи и грешнии и подлинно достойны укорения, когда нас укорит кто, или похулит, тотчас отражаем укорение укорением, как стрелу стрелою: сам ты такой, или лжешь; или устремляемся на него руками нашими, или на суд влечем его, или злобою снедаемся на него, и хощем сторицею отмстить ему. Такий гнев крыется в сердце нашем. Христос, Господь наш, не тако: нигде не сотворил того врагам Своим. Все с великою кротостию претерпел. От сего видим, коль дивная кротость в божественном сердце Его была.— 2) Не токмо не укорял и не отмщевал никому, хотя и могл словом и манием всякого поразить, но и сожалел о погибели врагов Своих. Откуду и плакал о врагах Своих нераскаянных и ожесточенных: видев град (Иерусалим враждебный Ему), плакася о нем, глаголя: яко аще бы разумел и ты, в день сей твой, еже к смирению твоему: ныне же скрыся от очию твоею: яко приидут дние на тя и обложат врази твоя острог о тебе, и обыдут тя и обымут тя отвсюду. И разбиют тя, и чада твоя в тебе, и не оставят камень на камени в тебе; понеже не разумел еси времене посещения твоего (Лк. 19:41-44). О, сердца, любовию ко врагам горящего! О, слез, текущих ради погибели врагов! О, плача, над врагами погибающими бываемого! О, Иисусе, вечная любы! дай нам сердце такое, сердце болезнующее о погибели врагов, и радующееся о блаженстве их. Многии от христиан, видя врагов своих впадших в беду какую, или сами их по желанию своему уязвивше, радуются, и говорят: теперь дух мой успокоился. Чего ради успокоился дух? вот-де враг мой страждет!.. Успокоился дух: но сей дух есть дух неприязни, который о погибели нашей радуется, и о блаженстве сетует. Не тако Христос, не тако: Он о погибели врагов Своих слезы проливает. Сего ради таковыи христиане не суть Христовы, хотя и христианами называются, яко духа Христова не имеют. Аще, кто духа Христова не имать, сей несть Его (Рим. 8:9). Дух бо Христов и над врагами умилостивляется.— 3) Тако терпя, и кротко поступая со врагами Своими, и жалея о погибели их, человеколюбец Иисус не о чести Своей, от них пренебрегаемой, пеклся, но о спасении их усердно старался. Сего ради различно их к покаянию приводил, представляя им Божие милосердие, столько крат им явленное, и от них всегда пренебрегаемое, и устрашая их Божиим судом, неминуемым за непокаяние.— 4) Видим благость, человеколюбие, терпение и кротость Иисуса! Видим, что Он делом показал, что словом сказал о Себе: прииде Сын человеческий взыскати и спасти погибшего (Лк. 19:10). Сын человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти (Лк. 9:56). Отсюду учимся последовати Христу вси, ежели хощем Христовыми быть: пастыри с людьми своими поступать пастырски, а не мучительски, врагов своих на покаяние приводить, а не отмщевать, о неисправлении их жалеть, а не радоваться; люди прочии — друг другу с кротостию терпеть, а не укорять и не отмщевать, о исправлении врагов своих и спасении тщаться, а не о озлоблении их; тако бо заповедал нам, о христиане, Христос наш: образ бо дах вам, да якоже Аз сотвортих вам (вам, человеком, Господь и Учитель ваш), и вы творите (Ин. 13:15). Сие убо да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе (Фил. 2:5). Пременим себе, возлюбление, и исправим стопы наши, и да последуем стопам смиренного, кроткого и человеколюбивого Иисуса; прилепимся к воинам Его, которые под знаменем креста Его воинствуют, и последуют Ему верою, кротостию, смирением и терпением, да и нас к Отцу Своему небесному приведет во страну, идеже есть веселящихся жилище. Иисус бо последующих Ему, а не непоследующих, ведет и приводит туды. Рассуждай сие, и внимай.

Спасайся.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Синод глав “восточных католических церквей”

“Восточные католические церкви” должны найти новые формы и пути служения Ватикану, утверждает в письменном заявлении на имя Синода католических епископов по Ближнему Востоку глава украинских униатов кардинал Любомир Гузар. Согласно

Украинизация и русификация одновременно

12 ноября прошла презентация VI тома “Православного богослужения”. Так называется перевод полного суточного круга церковных молитв, самолично предпринятый о. Георгием Кочетковым.

Один ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.