св. Тихон Задонский. Письма келейные
Како Иисус Сын Божий, Спаситель наш, вся укорения, поношения, досады, порицания и хуления, от Иудеев наносимые Ему, претерпел, видел ты несколько, однакож тебе еще о том представляю, да познаеши, какая кротость, терпение, благость и человеколюбие и смирение было Иисуса Искупителя нашего, да и мне пишущему, и тебе слышащему вообразится во уме прекрасное оное добро; о, когда бы и в души нашей изобразился образ сей божественный!—
1) Нигде не видим, чтобы Он врагов Своих, укоряющих и хулящих Его, укорял: Иже укоряем, противу не укоряше (1 Петр. 2:33), глаголет о Нем апостол Его. Мы, хотя злыи и грешнии и подлинно достойны укорения, когда нас укорит кто, или похулит, тотчас отражаем укорение укорением, как стрелу стрелою: сам ты такой, или лжешь; или устремляемся на него руками нашими, или на суд влечем его, или злобою снедаемся на него, и хощем сторицею отмстить ему. Такий гнев крыется в сердце нашем. Христос, Господь наш, не тако: нигде не сотворил того врагам Своим. Все с великою кротостию претерпел. От сего видим, коль дивная кротость в божественном сердце Его была.— 2) Не токмо не укорял и не отмщевал никому, хотя и могл словом и манием всякого поразить, но и сожалел о погибели врагов Своих. Откуду и плакал о врагах Своих нераскаянных и ожесточенных: видев град (Иерусалим враждебный Ему), плакася о нем, глаголя: яко аще бы разумел и ты, в день сей твой, еже к смирению твоему: ныне же скрыся от очию твоею: яко приидут дние на тя и обложат врази твоя острог о тебе, и обыдут тя и обымут тя отвсюду. И разбиют тя, и чада твоя в тебе, и не оставят камень на камени в тебе; понеже не разумел еси времене посещения твоего (Лк. 19:41-44). О, сердца, любовию ко врагам горящего! О, слез, текущих ради погибели врагов! О, плача, над врагами погибающими бываемого! О, Иисусе, вечная любы! дай нам сердце такое, сердце болезнующее о погибели врагов, и радующееся о блаженстве их. Многии от христиан, видя врагов своих впадших в беду какую, или сами их по желанию своему уязвивше, радуются, и говорят: теперь дух мой успокоился. Чего ради успокоился дух? вот-де враг мой страждет!.. Успокоился дух: но сей дух есть дух неприязни, который о погибели нашей радуется, и о блаженстве сетует. Не тако Христос, не тако: Он о погибели врагов Своих слезы проливает. Сего ради таковыи христиане не суть Христовы, хотя и христианами называются, яко духа Христова не имеют. Аще, кто духа Христова не имать, сей несть Его (Рим. 8:9). Дух бо Христов и над врагами умилостивляется.— 3) Тако терпя, и кротко поступая со врагами Своими, и жалея о погибели их, человеколюбец Иисус не о чести Своей, от них пренебрегаемой, пеклся, но о спасении их усердно старался. Сего ради различно их к покаянию приводил, представляя им Божие милосердие, столько крат им явленное, и от них всегда пренебрегаемое, и устрашая их Божиим судом, неминуемым за непокаяние.— 4) Видим благость, человеколюбие, терпение и кротость Иисуса! Видим, что Он делом показал, что словом сказал о Себе: прииде Сын человеческий взыскати и спасти погибшего (Лк. 19:10). Сын человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти (Лк. 9:56). Отсюду учимся последовати Христу вси, ежели хощем Христовыми быть: пастыри с людьми своими поступать пастырски, а не мучительски, врагов своих на покаяние приводить, а не отмщевать, о неисправлении их жалеть, а не радоваться; люди прочии — друг другу с кротостию терпеть, а не укорять и не отмщевать, о исправлении врагов своих и спасении тщаться, а не о озлоблении их; тако бо заповедал нам, о христиане, Христос наш: образ бо дах вам, да якоже Аз сотвортих вам (вам, человеком, Господь и Учитель ваш), и вы творите (Ин. 13:15). Сие убо да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе (Фил. 2:5). Пременим себе, возлюбление, и исправим стопы наши, и да последуем стопам смиренного, кроткого и человеколюбивого Иисуса; прилепимся к воинам Его, которые под знаменем креста Его воинствуют, и последуют Ему верою, кротостию, смирением и терпением, да и нас к Отцу Своему небесному приведет во страну, идеже есть веселящихся жилище. Иисус бо последующих Ему, а не непоследующих, ведет и приводит туды. Рассуждай сие, и внимай.
Спасайся.
Один ответ
Аминь.