Письмо сто осьмнадцатое

св. Тихон Задонский. Письма келейные

Какая-де радость может быти о кресте?

Ответ: 1) Разве ты не слышишь, что апостол глаголет: егоже любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет (Евр. 12:6). Какая радость и утешение может большее быть, как от Бога быть любимым, и в отеческую Его милость быть приятым? крест и страдание есть знак отеческой Божия любви к нам.— 2) Коль радостно люди ходят за царем земным, и куды идет, последуют ему — сам ты сие видел, или слышал, или может быть и случилося самому тебе: как несравненно радостнее христианам итить за Христом, Царем небесным, и последовать стопам Его, и сообщаться Христовым страстем, поношение Христово носить, со Христом страдать и терпеть, и сообразоваться Ему! Сие миру есть буйство, но христианам премудрость, честь, похвала и слава. Не в том состоит честь и похвала воина, чтобы ему только воином слыть, но в том, чтобы храбро противу врагов подвизаться; и христианина, воина Христова, слава и похвала в подвиге состоит, не в имени, но в самой вещи, когда он не токмо имя Христово носит на себе,что христианин есть, но что он последует Царю своему, что сообразуется Ему, что делает тое, что делал Царь его и Господь. На такового воина и подвиг его Царь небесный с небесе смотрит, и похваляет его, и радуется о нем. Какая большая радость, какое утешение большее может быть духу христианина, как сообразоваться Царю своему небесному, и сие пред очима Его делать и благоугождать?— 3) Смотри и рассуждай, что Господь крестоносцам и страдальцам глаголет: блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради (Мф. 5:11). Видишь, кого Христос, истина, солгати не могущая, ублажает: не богатых, не славных, не роскошных, не в сластях питающихся, не тех, которых мир несмысленный ублажает, похваляет, славит и величает; мир, говорю, слепый, который что видит, тое или ублажает, или окаявает, а чего не видит, того не знает ни желать, ни отвращаться: но кого ублажает Господь, верен во всех словесех Своих? тех, которых мир ругает и изгонит, как непотребных, и всякие злые речи и хулы на них вымышяет, не иного чего ради, как что Христовы суть, что Христа любят, почитают, и Христу любовию последуют, по стопам Его ходят, под знамением Его подвизаются, и всяк свой крест несут. Не тот бо блажен, кого ложный язык, не знающий истины, но кого истинный и праведный Судия похваляет. Видимое блаженство, как пузырь на воде, является и исчезает; но невидимое — твердое, постоянное и вечное есть. Оное убо мнимое и ложное: сие истинное есть. Какое того блаженство, который вчера был богат, славен, честен, веселился, но сегодня так, как и нищий, подлый, бесчестный во гробе лежит? и когда бы душа, исшедшая из тела, не затворена была в темнице ада! вот какое блаженство, которое похваляет и ищет мир! Но невидимое блаженство ныне начинается верою и надеждою, но тамо совершается получением обетования. Надежда бо утвержденная как веселит и ободряет, так и блаженным делает человека. На человека и на всякое создание надежда обманывает, яко на гнилом основании утверждается; но на Бога надежда не солжет, только бы тверда была. Что Бог обещал, тое так истинно и верно есть, что аки бы оно уже самым делом исполнилося. Бог бо истинен есть, и Свое слово твердо сохраняет, хотя часто и искушает нашу надежду.— 4) Далее придает Господь: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5:12). Видишь, что радоватися и веселитися в кресте и страдании велит Господь. Чего ради? яко мзда ваша многа. Где? не на земли, где все отходит, и печаль, и веселие и наказание, и мзда, и блаженство, и страдание вскоре престает; но где? на небесех. Тамо все постоянно и твердо и вечно; тамо, где Сам Бог похваляет и венчает, прославляет и ублажает, обогащает и увеселяет, упокоевает и утешает, и Божественное Свое лице светлое, милостивое, увеселительное рабам Своим являет; тамо мзда многа, где уготована суть благая любящим Бога, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2:9); где увидят Бога лицем к лицу (1 Кор 13:12); где подобни Ему будут, и узрят Его, якоже есть (1 Ин. 3:2); где праведницы воссияют, яко солнце (Мф. 13:43). Тамо, где уготованное царство от сложения мира благословенным Отца небесного (Мф. 25:36); где праведницы во веки живут, от Господа мзда им, и попечение от Вышняго; где царствие приимут и венец от руки Господни (Прем. Сол. 5:15); где не взалчут ктому, ни вжаждут, не имать же пасти на них солнце, ниже всяк зной. Яко Агнец, Иже посреде престола, упасет я, и наставит их на животные источники вод, и отымет Бог всяку слезу от очию их (Откр. 7:16-17); где уготовася вечеря великая, где будут рабы Господа есть, пить и веселиться (Ис 65:13-14), где слава Господня явится (Пс 16:15), где будут торжествовать над смертью и адом и восклицать: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа» (1 Кор 15:55)? Где, наконец, не будет ни скорби, ни вопля, ни жалобы, ни печали, ни воздыхания, ни сетования, ни плача, ни нищеты, ни голода, ни жажды, ни холода, ни жары, никакого неблагополучия и бедствия, — но будет радость, веселье, воскли­цание, утешение, прохлаждение, покой, богат­ство, слава, царство, мир, как бы река текущая, и всякое блаженство, которого ни ум понять, ни слово сказать, ни перо описать не может. Тогда тленное переменится в нетленное, смертное в бессмертное, гнилое в неувядаю­щее, временное в вечное, страдание в радость, печаль в веселье, клятва в благословение, ни­щета в богатство, немощь в вечное здравие, уничижение в небесную славу, поношение в честь. Тогда исполнится слово Господне: «Се, творю все новое» (Откр. 21:5). Видишь, где и какая награда будет крест носящим и Христу последующим. Так они «со Христом страдают, чтобы с Ним и прославить­ся» (Рим. 8:17). Он «уничиженное тело» их «преобра­зит так, что оно будет сообразно славному те­лу Его» (Фил. 3:21). Те, которые сообразуются страданию Христову, сообразны будут и в сла­ве Ему. Это их посреди скорби веселит, в стра­дании укрепляет и в подвиге поддерживает. Надежды без утешения не бывает, она же и са­мое тяжкое мучение умягчает и преодолевает.

Спасайся.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

о. Петр (Мещеринов)

современный российской деятель модернизма, представитель “религиозного индифферентизма”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.