св. Тихон Задонский. Письма келейные
Какая-де радость может быти о кресте? —
Ответ: 1) Разве ты не слышишь, что апостол глаголет: егоже любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет (Евр. 12:6). Какая радость и утешение может большее быть, как от Бога быть любимым, и в отеческую Его милость быть приятым? крест и страдание есть знак отеческой Божия любви к нам.— 2) Коль радостно люди ходят за царем земным, и куды идет, последуют ему — сам ты сие видел, или слышал, или может быть и случилося самому тебе: как несравненно радостнее христианам итить за Христом, Царем небесным, и последовать стопам Его, и сообщаться Христовым страстем, поношение Христово носить, со Христом страдать и терпеть, и сообразоваться Ему! Сие миру есть буйство, но христианам премудрость, честь, похвала и слава. Не в том состоит честь и похвала воина, чтобы ему только воином слыть, но в том, чтобы храбро противу врагов подвизаться; и христианина, воина Христова, слава и похвала в подвиге состоит, не в имени, но в самой вещи, когда он не токмо имя Христово носит на себе,что христианин есть, но что он последует Царю своему, что сообразуется Ему, что делает тое, что делал Царь его и Господь. На такового воина и подвиг его Царь небесный с небесе смотрит, и похваляет его, и радуется о нем. Какая большая радость, какое утешение большее может быть духу христианина, как сообразоваться Царю своему небесному, и сие пред очима Его делать и благоугождать?— 3) Смотри и рассуждай, что Господь крестоносцам и страдальцам глаголет: блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради (Мф. 5:11). Видишь, кого Христос, истина, солгати не могущая, ублажает: не богатых, не славных, не роскошных, не в сластях питающихся, не тех, которых мир несмысленный ублажает, похваляет, славит и величает; мир, говорю, слепый, который что видит, тое или ублажает, или окаявает, а чего не видит, того не знает ни желать, ни отвращаться: но кого ублажает Господь, верен во всех словесех Своих? тех, которых мир ругает и изгонит, как непотребных, и всякие злые речи и хулы на них вымышяет, не иного чего ради, как что Христовы суть, что Христа любят, почитают, и Христу любовию последуют, по стопам Его ходят, под знамением Его подвизаются, и всяк свой крест несут. Не тот бо блажен, кого ложный язык, не знающий истины, но кого истинный и праведный Судия похваляет. Видимое блаженство, как пузырь на воде, является и исчезает; но невидимое — твердое, постоянное и вечное есть. Оное убо мнимое и ложное: сие истинное есть. Какое того блаженство, который вчера был богат, славен, честен, веселился, но сегодня так, как и нищий, подлый, бесчестный во гробе лежит? и когда бы душа, исшедшая из тела, не затворена была в темнице ада! вот какое блаженство, которое похваляет и ищет мир! Но невидимое блаженство ныне начинается верою и надеждою, но тамо совершается получением обетования. Надежда бо утвержденная как веселит и ободряет, так и блаженным делает человека. На человека и на всякое создание надежда обманывает, яко на гнилом основании утверждается; но на Бога надежда не солжет, только бы тверда была. Что Бог обещал, тое так истинно и верно есть, что аки бы оно уже самым делом исполнилося. Бог бо истинен есть, и Свое слово твердо сохраняет, хотя часто и искушает нашу надежду.— 4) Далее придает Господь: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5:12). Видишь, что радоватися и веселитися в кресте и страдании велит Господь. Чего ради? яко мзда ваша многа. Где? не на земли, где все отходит, и печаль, и веселие и наказание, и мзда, и блаженство, и страдание вскоре престает; но где? на небесех. Тамо все постоянно и твердо и вечно; тамо, где Сам Бог похваляет и венчает, прославляет и ублажает, обогащает и увеселяет, упокоевает и утешает, и Божественное Свое лице светлое, милостивое, увеселительное рабам Своим являет; тамо мзда многа, где уготована суть благая любящим Бога, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2:9); где увидят Бога лицем к лицу (1 Кор 13:12); где подобни Ему будут, и узрят Его, якоже есть (1 Ин. 3:2); где праведницы воссияют, яко солнце (Мф. 13:43). Тамо, где уготованное царство от сложения мира благословенным Отца небесного (Мф. 25:36); где праведницы во веки живут, от Господа мзда им, и попечение от Вышняго; где царствие приимут и венец от руки Господни (Прем. Сол. 5:15); где не взалчут ктому, ни вжаждут, не имать же пасти на них солнце, ниже всяк зной. Яко Агнец, Иже посреде престола, упасет я, и наставит их на животные источники вод, и отымет Бог всяку слезу от очию их (Откр. 7:16-17); где уготовася вечеря великая, где будут рабы Господа есть, пить и веселиться (Ис 65:13-14), где слава Господня явится (Пс 16:15), где будут торжествовать над смертью и адом и восклицать: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа» (1 Кор 15:55)? Где, наконец, не будет ни скорби, ни вопля, ни жалобы, ни печали, ни воздыхания, ни сетования, ни плача, ни нищеты, ни голода, ни жажды, ни холода, ни жары, никакого неблагополучия и бедствия, — но будет радость, веселье, восклицание, утешение, прохлаждение, покой, богатство, слава, царство, мир, как бы река текущая, и всякое блаженство, которого ни ум понять, ни слово сказать, ни перо описать не может. Тогда тленное переменится в нетленное, смертное в бессмертное, гнилое в неувядающее, временное в вечное, страдание в радость, печаль в веселье, клятва в благословение, нищета в богатство, немощь в вечное здравие, уничижение в небесную славу, поношение в честь. Тогда исполнится слово Господне: «Се, творю все новое» (Откр. 21:5). Видишь, где и какая награда будет крест носящим и Христу последующим. Так они «со Христом страдают, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:17). Он «уничиженное тело» их «преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Фил. 3:21). Те, которые сообразуются страданию Христову, сообразны будут и в славе Ему. Это их посреди скорби веселит, в страдании укрепляет и в подвиге поддерживает. Надежды без утешения не бывает, она же и самое тяжкое мучение умягчает и преодолевает.
Спасайся.