св. Тихон Задонский. Письма келейные
Что-де далее жиды делали Христу, пришедшему спасти их? вопрошаешь.—
Ответ: называли Его ядцею и винопийцею, другом мытарем и грешником: се человек ядца и винопийца, мытарем друг и грешником (Мф. 11:19). Но Господь кротко все сия терпел.— Видишь зде: 1) Как ради нас в мир пришел Господь наш, и человек бысть, так ради нас и терпел язвительные оные слова; терпел Тот, Который не имел нужды ясти и пити, яко Бог, но возымел нужду ясти и пити, яко человек; Который сказал им чрез пророка: аще взалчу, не реку тебе. Моя бо есть вселенная и исполнение ее. Еда ям мяса юнча, или кровь козлов пию? (Пс. 49: 12-13).— Сей, понеже человеком стался, и немощи человеческие на Себе восприял, алкал и жаждал, и потому имел нужду ясти и пити, но от неблагодарных людей слышал: се человек ядца и винопийца.— 2) Слышал: мытарем друг и грешником, един Праведный, который прииде в мир грешники призвати на покаяние и спасти, обращался с ними, хотя их оправдати, и вземши на рамена Своя, как пастырь заблуждшие овцы Своя, принести к Отцу Своему, и во ограде небесных селений затворити,— Сей слышал от злоречивых уст: мытарем друг и грешником. Он благотворил, и спасения искал грешникам, но от людей злословие терпел. Нас ради, мене и тебе ради, терпел неповинный и милостивый Господь наш. Мы — ядцы и винопийцы, мытари и грешники, но Спаситель наш терпел тое за нас. Слава милосердию Его!— 3) Видим отсюду, что пастыри, тщащиися о спасении душ человеческих, подлежат злоречию и гонению злых людей; сатане неприятно дело их, того ради изощряет на них языки злых людей, как меч, и гонит их. Берегись злоречию верить на пастырей, и затыкай уши от злоречивых уст. Диавольские суть орудия.— 4) Видим паки отсюду, чего зависть и злоба ни делает. Ничим ей благочестивая душа угодити не может; все ей неприятно, что ни делает. Тамо изобретает порок, где порока нет; тое порочит и хулит, что похвалы достойно, якоже Господь сказал о злобных иудеях: прииде бо Иоанн (Креститель) ни ядый, ни пия, и глаголют: беса имать. Прииде Сын человеческий, ядый и пияй, и глаголют: се человек ядца и винопийца, мытарем друг и грешником (Мф. 11:18-19). Видишь, что злобным и Предтеча, ангел плотию обложенный, и Сам Христос, Господь его, свет без всякия тьмы, и самая неповинность, угодити не могли, но во обоих сыскали, что порочить. Когда в Свете, в Котором тьмы нет ни единыя, и в светильнике Его сыскала злоба, что охуждать: чего уже не сыщет в прочиих благочестивых душах, которые не без немощи? Видим тоежде и ныне злобы действие: что ни делает человек, все пересуждает, все винит. Берегись убо зависти и злобы: великий души яд, и как червь древо внутрь, тако он душу и грызет и снедает, и как только востает в сердце, умерщвляй сего червя пагубного, да не возрастши умертвит душу твою.— 5) Видим, как душа наша повреждена ядом змия древнего, как сатана завистлив и злобен, как тем же ядом и душу человеческую напоил, так что о чем человеку должно радоватися, о том он завистию и злобою снедается. Видим сего зла довольно на свете.— 6) Паки отсюду примечаем, что за благочестием, как за телом тень, гонение следует. Сего ради благочестивой души не веселия, но скорби в мире сем ожидать должно.— 7) Христос Иисус Спаситель наш Своею кротостию и терпением научает нас быть кроткими и терпеливыми, и злобу людей побеждать благостынею, или по крайней мере молчанием.— 8) Зависть и злоба — великие в души человеческой язвы, как видели мы: от зависти гнев, от гнева злоба, от злобы убийство последует, как видим на Каине. Сего ради и трудитися и молитися Иисусу дотоль должно нам, докол язвы сея на душах не исцелит. Хощет Он исцелить их, но хощет, чтобы мы и немощи наши объявляли Ему, и просили, и искали того у Него. Потщимся убо пещися о исцелении душ наших, и помолимся прилежно я неотступно Врачу душ — Иисусу, да исцелит немощи наши.— 9) Поминай, возлюбленне, оное время, в которое Господь наш нас ради по земли ходил, и между грешниками обращался, и слышал от языков человеческих: ядца и винопийца, мытарем друг и грешником. Тойжде Господь паки приидет, и позовет нас на суд. Близ же есть день той, и нечаянно явится. День от дне ожидаем Его: ближе ныне, нежели вчера и третьего дня был. А хотя и не дождемся его, живучи на земли, так смерть день от дне к нам приближается, и имеет нас ввести в вечность, или блаженную, или злополучную. И с чим она застанет нас, с тем и на суде оном поставит. Блажен бдяй и помышляяй о часе оном. Блажен раб, егоже обрящет Господь его бдяща. Потщимся и мы блаженства сего участники быти.
Спасайся.