св. Тихон Задонский. Письма келейные
Всеведение Божие тебе по возможности моей представляю. Бог Сам да поможет и мне в моем деле, и тебе в твоем чтении и рассуждении; и да напишет на моем и твоем сердце, как сие, так и прочие Свои свойства, в славу Его и нашу пользу. Бог все знает, не токмо настоящее, но и будущее. Несть тварь неявлена пред Ним: вся же нага и объявлена пред очима Его (Евр. 4:13). С небесе призре Господь, виде вся сыны человеческие: от готового жилища Своего призре на вся живущия на земли: создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их (Пс. 32:13-15). Ты познал еси седание мое и востание мое. Ты разумел еси помышления моя издалеча. Стезю мою и уже мое Ты еси исследовал, и вся пути моя провидел еси (Пс. 138:1-3). И далее: яко тьма не помрачится от Тебе, и нощь яко день просветится; яко тма ея, тако и свет ея. И далее: несоделанное мое видесте очи Твои, и в книзе Твоей вси напишутся.-
От сего святого учения учимся:
1) Бог вси созданные вещи знает, и проницает их.
2) Смотрит на все дела и помышления, и слышит слова наша. Бог не имеет очес и ушес, яко бестелесен, и дух есть, но весь око и весь ухо, ради всесовершенного разумения и знания; видит и слышит все, Который дал око видети, и ухо слышати. Насаждей ухо, не слышит ли? и создавый око, не сматряет ли?–
3) Нет пред Ним сокровенного и темного места, но все Ему явно; нет тьмы и нощи, но всегда ясный день: и нощь пред Ним, как день, и тьма как свет. У нас нощь и день, тьма и свет, но у Бога всегда день и свет; равно видит, как в нощи, так и во дни, и как во тьме, так и во свете творимое. Аще помышление видит, кольми паче дело. Большее бо видеть помышление, нежели дело, во тьме творимое.-
4) Так всякого человека, сколько на свете ни есть людей, слово, дело и помышление знает, и смотрит, и примечает. Аки бы только единого человека смотрел, и внимал ему, все прочее создание оставивши: всякого человека слово, дело и помышление, во дни и в нощи творимое, так явно Ему и известно, как бы его единого смотрел. Рассуждай сие.-
5) Что человек делает, мыслит и говорит, доброе или злое, тое все в книзе Своей записывает и воздает всякому по делом его. Внимай сему.-
6) Не только настоящее слово, дело и помышление наше знает и проницает, но и тое, что имеем делать, и говорить, и думать, и замышлять, и начинать, и в какое время, и час, и день, всесовершенно знает от самой вечности.-
От такового всеведения Божия, когда тое будет размышлять и чувствовать в сердце, непременно последует в человеке:
1) Страх и трепет, и от того опасное в словах, делах, начинаниях, намерениях и помышлениях жительство и обращение.
2) Истинное покаяние и сокрушение за прежние грехи, и впредь бережение от греха.
3) Умная и сердечная молитва, внутрь творимая, и воздыхание, яко Бог и сердечные помышления видит.
4) Удаление от лицемерия, которое вне оказывает святость, но внутрь зло питает.
5) Когда у человека нет благочестия внутрь, то и вне нет, каким бы себе ни оказывал. Нет истинного страха Божия: нет и благочестия истинного. Ибо Бог не токмо внешние дела, но и паче сердце смотрит, и судит по тому.
6) Отсюду видно, что беззаконное и бесстрашное житие знак есть безбожия, внутрь сердца крыющегося. Таковой глаголет в сердце своем: несть Бог (Пс. 13:1), яко таковые Бога исповедуют ведати, делы же отмещутся Его (Тит. 1:16).
7) Надобно человеку, который хощет благочестно жити, исправить внутреннее состояние, и как бы вновь родиться и обновиться. Богу бо ничто внешнее без внутреннего не приятно. Бог, как к душе и сердцу человеческому глаголет, так от души и сердца требует исправления и послушания. Не убивает человек руками человека, но сердцем злобится на человека: убийца пред Богом есть,- не смешается телом с женою, но сердцем похотствует жены: любодей пред очами Божиими; не крадет руками, но хощет и желает похитить чужое добро: хищник у Бога есть. Внешнее бо дело и человек видит, но Бог и внутреннее равно видит, как и внешнее. Надобно убо человеку внутреннее состояние исправить, когда хочет угождать Богу, яко Бог на сердце смотрит, и тогда исправленному сердцу и внешние исправные дела последуют. Учись убо от всеведения Божия сердце свое исправлять, да и внешние дела твоя правы будут. Иначе будет человек как яблоко, вне красное, но внутрь гнилое и червивое, или как гроб повапленный, вне красный, но внутрь смрадный.
Спасайся.