Search

Письмо тридцать девятое

св. Тихон Задонский. Письма келейные

Всеведение Божие тебе по возможности моей представляю. Бог Сам да поможет и мне в моем деле, и тебе в твоем чтении и рассуждении; и да напишет на моем и твоем сердце, как сие, так и прочие Свои свойства, в славу Его и нашу пользу. Бог все знает, не токмо настоящее, но и будущее. Несть тварь неявлена пред Ним: вся же нага и объявлена пред очима Его (Евр. 4:13). С небесе призре Господь, виде вся сыны человеческие: от готового жилища Своего призре на вся живущия на земли: создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их (Пс. 32:13-15). Ты познал еси седание мое и востание мое. Ты разумел еси помышления моя издалеча. Стезю мою и уже мое Ты еси исследовал, и вся пути моя провидел еси (Пс. 138:1-3). И далее: яко тьма не помрачится от Тебе, и нощь яко день просветится; яко тма ея, тако и свет ея. И далее: несоделанное мое видесте очи Твои, и в книзе Твоей вси напишутся.-

От сего святого учения учимся:

1) Бог вси созданные вещи знает, и проницает их.

2) Смотрит на все дела и помышления, и слышит слова наша. Бог не имеет очес и ушес, яко бестелесен, и дух есть, но весь око и весь ухо, ради всесовершенного разумения и знания; видит и слышит все, Который дал око видети, и ухо слышати. Насаждей ухо, не слышит ли? и создавый око, не сматряет ли?

3) Нет пред Ним сокровенного и темного места, но все Ему явно; нет тьмы и нощи, но всегда ясный день: и нощь пред Ним, как день, и тьма как свет. У нас нощь и день, тьма и свет, но у Бога всегда день и свет; равно видит, как в нощи, так и во дни, и как во тьме, так и во свете творимое. Аще помышление видит, кольми паче дело. Большее бо видеть помышление, нежели дело, во тьме творимое.-

4) Так всякого человека, сколько на свете ни есть людей, слово, дело и помышление знает, и смотрит, и примечает. Аки бы только единого человека смотрел, и внимал ему, все прочее создание оставивши: всякого человека слово, дело и помышление, во дни и в нощи творимое, так явно Ему и известно, как бы его единого смотрел. Рассуждай сие.-

5) Что человек делает, мыслит и говорит, доброе или злое, тое все в книзе Своей записывает и воздает всякому по делом его. Внимай сему.-

6) Не только настоящее слово, дело и помышление наше знает и проницает, но и тое, что имеем делать, и говорить, и думать, и замышлять, и начинать, и в какое время, и час, и день, всесовершенно знает от самой вечности.-

От такового всеведения Божия, когда тое будет размышлять и чувствовать в сердце, непременно последует в человеке:

1) Страх и трепет, и от того опасное в словах, делах, начинаниях, намерениях и помышлениях жительство и обращение.

2) Истинное покаяние и сокрушение за прежние грехи, и впредь бережение от греха.

3) Умная и сердечная молитва, внутрь творимая, и воздыхание, яко Бог и сердечные помышления видит.

4) Удаление от лицемерия, которое вне оказывает святость, но внутрь зло питает.

5) Когда у человека нет благочестия внутрь, то и вне нет, каким бы себе ни оказывал. Нет истинного страха Божия: нет и благочестия истинного. Ибо Бог не токмо внешние дела, но и паче сердце смотрит, и судит по тому.

6) Отсюду видно, что беззаконное и бесстрашное житие знак есть безбожия, внутрь сердца крыющегося. Таковой глаголет в сердце своем: несть Бог (Пс. 13:1), яко таковые Бога исповедуют ведати, делы же отмещутся Его (Тит. 1:16).

7) Надобно человеку, который хощет благочестно жити, исправить внутреннее состояние, и как бы вновь родиться и обновиться. Богу бо ничто внешнее без внутреннего не приятно. Бог, как к душе и сердцу человеческому глаголет, так от души и сердца требует исправления и послушания. Не убивает человек руками человека, но сердцем злобится на человека: убийца пред Богом есть,- не смешается телом с женою, но сердцем похотствует жены: любодей пред очами Божиими; не крадет руками, но хощет и желает похитить чужое добро: хищник у Бога есть. Внешнее бо дело и человек видит, но Бог и внутреннее равно видит, как и внешнее. Надобно убо человеку внутреннее состояние исправить, когда хочет угождать Богу, яко Бог на сердце смотрит, и тогда исправленному сердцу и внешние исправные дела последуют. Учись убо от всеведения Божия сердце свое исправлять, да и внешние дела твоя правы будут. Иначе будет человек как яблоко, вне красное, но внутрь гнилое и червивое, или как гроб повапленный, вне красный, но внутрь смрадный.

Спасайся.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.