св. Тихон Задонский. Письма келейные
Не должен христианин и в том сумнитися, что Бог наш безначальный, бесконечный, и потому вечный и присносущный есть. Он един существенно живет, не может не быть, существо Его и естество есть самая жизнь. Вси созданные вещи начало имеют, яко от Него от небытия в бытие привелися; и могут паки не быть, ежели бы тако Ему изволилося: но Создатель как был всегда и прежде мира, так и ныне Тойжде есть, и без конца Тойжде будет непременно; и как прежде не могл не быть, так и не может не быть. Откуду не токмо называется вечный, но и Вечность; не токмо живый, но и Живот; не токмо присносущный, но и Присносущие; не токмо пребывающий, но и бытие. Греки называют Его , мы называем Сый, то есть, и был, и есть, и будет. И в писании святом глаголет Он о Себе: Сый, и бе, и грядый (Откр. 1:8). И на прочиих местах прекрасно изображается присносущие и приснобытие. Читай сам и рассуждай.-
Отсюду последует:
1) Наше бытие и житие от Него, яко присносущного живота и источника живота, зависит. Он не может не быть: мы можем быть и не быть. Бытие и жизнь наша, как тень от древа, от Него происходит.-
2) Отсюду научайся смирение и ничтожество свое познавать: я и ты, паче же весь свет, в бытии своем, как ничто пред Ним. Как были прежде ничто, так и можем быть ничто; но Он всегда неотменно и непременно пребывает. Ты тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют, поет Ему пророк (Пс. 101:28).-
3) Отсюду учись, что при Нем быть неотлучно есть вечная жизнь, и отлучиться от Него есть вечная смерть. Как при свете пребывающему надобно просвещаться, и от света удалившемуся надобно потемниться, тако с жизнию пребывающему надобно жить, и от жизни удалившемуся надобно умереть.-
4) Удаляется человек от Бога-живота чрез грех. Берегись убо греха, да не удалишися от Бога-живота и животворящего, да не во веки в смерти будеши.-
5) Благодари Богу и люби Его, яко живот твой, которым оживляешися. Нет бо человеку дороже ничего паче живота: живот человек паче всего почитает. Живот твой от Того зависит: прилепляйся убо Ему, яко животу твоему, со пророком глаголя: мне прилеплятися Богови благо есть.
Спасайся.