св. Тихон Задонский. Письма келейные
От чего-де Бог познавается, и как может человек в истинное Богопознание приити?– Добре спрашиваешь, и я тебе, по разуму и возможности моей, с помощию Божиею, отвещаю вкратце.
1) Сделанная вещь делателя, и мастерство мастера, и строение архитектона, и благодеяние благодетеля показует; и чим лучшее и мудрейшее дело, тем лучшего и мудрейшего делателя доказует; и большее благодеяние большего и высочайшего благодетеля представляет. Разум сию истину доказует, и по вся дни сие нам пред глазами обращается. Видевше бо какое дело, тотчас вопрошаем: кто тое сделал? и так от дела приходим в познание делателя, и изрядно и мудро сделанное дело похваляем, и разуму делателя удивляемся. Тако вся тварь, небо и земля, с исполнением их, Творца своего показует, и великое дело – великого, и мудро сотворенное – мудрого, и из ничего сотворенное – всемогущего делателя нам представляет. О сем псаломник святой воспел: небеса поведают славу Божию (Пс. 18:2). Которое великое и изрядное и красное и мудрое дело Создателя нашего со вниманием рассуждая, не можем тому не удивлятися, и со псаломником не восклицати к Создателю: яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси (Пс. 103:24).-
2) Прилежное чтение и рассуждение святого Писания учений святых отец и учителей церковных, приводит нас в познание Божие. Ибо Писание святое открывает Божия свойства, и волю Его святую, и преславные дела Его; отцы свтии и учители все тое изъясняют писаниями и поучениями своими, и тако руководствуют нас к познанию Божию и почитанию. Познание бо Божие не токмо имене Божия, но и свойств и воли Его познание включает. Надобно убо знать не токмо тое, что Бог есть, но и тое, Кто Он, каков, и колик, и чего нам, и от нас, создания Своего, хощет и требует. Сие все от святого Писания и толкователей его почерпаем, и познанием Его просвещаемся.-
3) Христос Спаситель наш научает: никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Мф. 11:27). И к Петру святому глаголет: плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, Иже на небесех (Мф. 16:17). Отсюду видим, что к познанию Божию нужно откровение; слово Божие проповедует Бога, но Бога без Бога познати не можем. Слеп и темен разум наш есть: требует просвещения от Самого Того, Который из тьмы производит свет. Надобно убо светильнику Божия слова внимати, но просвещения от Самого Бога просить; надобно тьме вышеестественным светом прогнатися. Святое Писание есть светильник нам, но потребно внутреннему оку открытися, дабы возмогло видеть светильник сияющ. Света бо слепой не видит: надобно открытые очи иметь. Откуду пророк молится: открый очи моя, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс. 118:18).-
4) Когда хочем, чтобы сердце наше истинным богопознанием просветилося, надобно миру из сердца вытить. Мир бо не иное что, как похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская, что все в сердце имеется. Надобно все сие выгнать вон из сердца, чтобы оное просветилося. Мир бо и просвещение сие суть противные вещи: надобно убо единой выступить вон, чтобы другая поместилася; и чим более выходить будет мир, тем более будет просвещаться сердце. Отсюду бывает, что отрекшиися мира, хотя и алфавита не знают, мудрейшими бывают, Божиим просвещаеми светом, паче тех, которые все Писание знают, но ищут в мире сем прославитися. Писание бо святое дано нам от Бога ради спасения нашего и прославления имене Божия: ради того должно его и читать, и поучаться, и внимать. А когда ради прославления нашего читаем, и тщимся его знать, то оно не токмо не в пользу, но и во вред будет нам. Причина тому сия есть: понеже от дарования Божия своей, а не Божией славы ищем, и привлекаем и присвояем себе тое, что единому Богу приличествует. Надобно убо тщеславие и прочую суету из сердца выбросить, когда хощем словом Божиим и светом Его просветитися. Бог бо глубину сердца человеческого видит, к чему и какому концу чтение слова Его святого намеревает человек, к славе ли Божией, пользе своей и ближнего, или к своему тщеславию: тако ему и чтение его обращается на пользу, или на вред. Когда чтением его и рассуждением, и проповеданием славы Божиия, и своей и ближнего пользы ищет, на что оно дано, тогда им просвещается и получает конец его, то есть спасение души своей и ближних своих; когда же ищет того, чтобы мудрым показаться и от человек учителеи зватися, то в письме его, а не в силе искусен. будет, и хотя и прочиих будет им пользовать, но себе никакой пользы не будет иметь: всякое бо дарование Божие во вред нам обращается когда от него не Божией, но нашей славы ищем. Единому бо дателю подобает славитися от дарования, а приемшим довлеет пользовати себе и других тем дарованием. Читай убо святое Писание, и молись, чтобы им просветиться, но читай ради спасения, а не ради изощрения ума, языка и словопрения: иначе словесен будеши, но не мудр будеши.-
5) Надобно, наконец, хотящему просветитися Богопознанием признать свое невежество, слепоту и тьму. Ибо Бог, невеж, а не мудрых о себе умудряет, и слепых, а не видящих о себе просвещает: гордость надменная и высокоумие не вмещает просвещения, паче же не допущает, но всегда в своей пребывает тьме. Кто мнит себе разумна и мудра быти, от того отходит свет Божий, и оставляет его в своем разуме и мудрости, и тако хотя много о Боге говорит, но Бога не знает таковый. Помни, что выше сказано: Бога без Бога познати не можем, и чим кто более Бога познает, тем более смиряется, боится и любит Его. О чем ниже лучше увидишь.
Спасайся.