Письмо тринадцатое

В истинном покаянии и жалении все христианское житие состоит; и житие истинного христианина, как видим из псалмов и прочиих святых книг, не иное что есть, и должно быть, как всегдашнее покаяние до кончины его.

св. Тихон Задонский. Письма келейные

Хощешь ты лучшего изъяснения о покаянии и жалении истинном: правое и доброе сие твое желание есть. В истинном бо покаянии и жалении все христианское житие состоит; и житие истинного христианина, как видим из псалмов и прочиих святых книг, не иное что есть, и должно быть, как всегдашнее покаяние до кончины его.

Видал ли ты, что делает сын, когда отца своего, от которого рожден и воспитан, ослушанием и грубыми поступками оскорбит? Окаявает себе, плачет и сердцем сокрушается, и судит себе достойным наказания отча, ради того единого, что отца своего прогневал и оскорбил. Сей пример научает нас каятися и жалеть, что грехами Бога прогневляем и оскорбляем. Аще сын по плоти, отца своего прогневав, жалеет, тужит и окаявает себе: кольми паче христианам должно жалеть, сокрушаться, тужить и окаявать себе, и достойными наказания признавать, когда прогневают Бога, небесного Отца, Который есть едина любовь, благостыня и святость. Тяжко отца-человека, от которого родились мы, прогневать: несравненно тяжчае Бога, Творца и Промыслителя прогневать. Рассуди только, что Бог нам сделал и делает. Он нас и родителей наших создал, и создал нас не скотами, птицами и прочиими животными, но человеками разумными. Не Его ли солнце, месяц и звезды, которые светят нам? Не Его ли облака, которые, как мехи, воду по всей вселенной разносят и изливают на нас и на нивы наша? Не Его ли воздух, который сохраняет дыхание и жизнь нашу? Огнь, который согревает нас, и пищу нашу варит, Его есть; вода, которая напояет нас и скотов наших, хлеб, которым питаемся, одежда, которою одеваемся и согреваемся, Его есть; домы наши, и которых живем и упокоеваемся, Его суть. Словом, в благодеяниях Божиих заключены так, что и минуты без них не можем пробыть. Помысли сатанинскую на нас лютость и неукротимую вражду: он на нас непрестанно воюет, подкладывает сети, копает ров, и яко лев, рыкая ходит, иский кого поглотити (1 Петр. 5:8). Бог нас хранит, не допущает ему нас погубить, и что удивительнее, человек грешит, но Бог его хранит; человек отдает себе врагу, но Бог ему не дозволяет его взять и в погибель свести; человек от Бога отступает, но Бог его еще не оставляет; человек Бога прогневляет, но Бог еще милости Своей от него не отнимает: иначе в единой минуте погибл бы человек, ежели бы отнял Бог Свою всемогущую руку от него, хранящую его. Ибо сатана того и наблюдает, чтобы человека оставленного видеть, и тако погубить. Смотри благость Божию, которая и врагам благотворит: смотри и лютость диавольскую, и берегись. Что, когда тое великое Его дело рассудишь, что Он ради нас, падших и отступивших от Него, единородного Сына Своего не пощадел, но за нас предал Его (Рим. 8:32), да спасемся,- что от сего, аще не горячая к нам любовь Его познается?- О сем Сам единородный Сын Его возглашает и тую Его любовь в удивление представляет нам, глаголя: Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своею единородного дал есть, да всяк, веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3:16). Видишь благость Божию и любовь к нам: но смотри и рассуждай человека грешника,- который бесстрашно закон Божий нарушает,- неблагодарность, грубость, невежество и бесстыдство. Должно было человеку непрестанно и, как сказать, частее Богу благодарить, нежели дыхать, но он неблагодарен Ему является; должно было человеку всегда и везде Бога поминать с любовию, но он забывает Его и благодеяния Его; должно было с высоким и наибольшим благоговением везде и всегда Бога почитать, яко вездесущего и сохраняющего и благодетельствующего, но он преступлением закона Его бесчестит Его, якоже апостол глаголет грешнику: преступлением закона Бога бесчествуеши (Рим. 2:23). Бесчествует Создателя, промыслителя, хранителя, благодетеля своего высочайшего, бесчествует Того (о, долготерпения Божия! О, слепоты человеческия!),- Того бесчествует, Которого ангели и архангели со страхом, благоговением и любовию непрестанно почитают, поют и покланяются. Грешник недостоин жить на земли, яко грешник, но Бог живот его хранит, и не токмо хранит, но и благодетельствует ему. Но грешник того не чувствует, и благодетеля своего презирает. Не престает Бог благотворить грешнику, но не престает и грешник благотворителя раздражать. Неизреченна благость Божия: несказанно и невежество и неистовство грешника; делает Богу грешник так, как тот человек, который питателя и хранителя и защитника своего поносит и ругает. Не видит сего грешник, яко ослеплен грехом; но, когда открыются ему очи внутренние, тогда увидит и познает сие за истину. Тогда, когда в вышеписанное рассуждение войдет человек, породится в нем истинное сокрушение, жаление и стыд; тогда признает себе достойным всякого наказания; тогда будет себе достойно окаявать, на себе негодовать, гневаться, искать источника слез, и паче всей твари себе понижать, и признает себе недостойным хлеба и малейшего Божия благодеяния. И сие-то есть печаль по Бозе, которая покаяние нераскаянно во спасение соделовает (2 Кор. 7:10). Таковую печаль имеющий лучше восхощет умрети, нежели согрешити,- каковую печаль как себе, так и тебе иметь от сердца желаю.

Спасайся.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Сонькина и самоубийство на “Православии и мире”

В интервью сайту «Православие и мир» Анна Сонькина предлагает оправдание эвтаназии. При этом Сонькина, врач-консультант по паллиативной помощи православной службы «Милосердие», прибегает к откровенному кощунству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.