Search

План дальнейших исследований патологического сознания

Задачи на будущее.

Пришло время завершить нашу маленькую книгу о больном сознании.

Согласно избранной задаче, она лишь бегло излагает большую тему патологического сознания. Многое, и даже слишком многое, остается задачами на будущее, и поэтому сейчас, в последней главе, я попытаюсь дать набросок дальнейших исследований.

Подробный план исследований патологического сознания

Прежде всего нужно составить подробный план исследований, которыми мог бы заняться будущий научный коллектив.

Публикация результатов исследований

План дальнейших исследований патологического сознания
Своего рода классификация нового человека. Картина К. Малевича.

В качестве площадки для работы над темой можно было бы использовать интернет-энциклопедию «Два града» и сайт «Антимодернизм», или аналогичную связку из интернет-словаря и научно-публицистического журнала. На этих сайтах уже проведена некоторая предварительная работа над теорией патологического сознания и кое-какая организация собранного материала.

История вопроса

Во вступлении мы говорили об истории вопроса. В самом деле, проблему патологического сознания исследовали издревле. Поэтому, прежде чем двигаться дальше, нужно составить по возможности полный обзор сведений о том, что нам уже известно о патологическом сознании. Особенно важными здесь являются три направления:

  1. патологическое сознание как оно определено и описано в Священном Писании;
  2. в Священном Предании;
  3. в античной философии.

Во вторую очередь надо обратиться к здравой философии Нового времени, к политическим философам XX века.

Искусство, как мы указывали, сообщает много сведений о патологическом сознании. Здесь необходимо провести обзор по различным искусствам, эпохам и художникам.

Не забудем мы о специальных науках, перечисленных нами во Введении. Каждая из них заслуживает обзора, разбора отдельных направлений и авторов.

Наконец, могут быть полезны проницательные наблюдения носителей патологического сознания, в той мере, в какой они способны понять свое состояние.

Очевидно, что для начала нужно составить аннотированную библиографию по каждому из упомянутых пунктов.

Теоретические вопросы

Описанные нами шаги подводят нас к теории патологического сознания. В данной книге сформулирован ряд теоретических вопросов и указаны пути их решения. Несмотря на это, в области теории остается слишком много неразработанного.

Возьмем для примера следующий вопрос. Между патологическим сознанием, с одной стороны, и другими отклоняющимися типами сознания, с другой стороны, много аналогичного. Какова природа этих аналогий? Есть ли нечто родственное между патологическим сознанием идеолога и больным сознанием шамана?

Какой (по типу) материал мы исследуем, изучая патологическое сознание? Психические движения, поступки, слова, мысли? Где здесь проходит граница между фактом и погрешностью, ведь перед нами поврежденное сознание?

Методика исследования

Ясно сформулировав теоретические вопросы, можно более уверенно подойти к методике исследования.

Методы исследования сами должны быть подвергнуты анализу. От них не надо ждать больше, чем они могут дать. Это очевидно. Но каких именно результатов нам следует ожидать от разных методов – это еще предстоит установить.

Методы и приемы специальных наук, методика отдельных авторов и их мастерство, с каким они применяют свои методы: все это представляет большой интерес. Отдельно хочется упомянуть о наследии Макса Вебера, которое должно оказать помощь в изучении духа капитализма, все еще мало изученного.

Можно также надеяться, что в ходе нашей исследовательской работы, опытным путем, мы сами научимся точнее находить факты и пользоваться избранными нами методами.

Работа с материалом

Наряду с организационными, теоретическими и методическими вопросами встает еще одна серьезная проблема: что именно является материалом исследования.

Одним из предпочтительных направлений здесь может быть решение вопроса об авторстве (собственно, о страхе влияния. См. «Страх влияния» Х. Блума). Эта проблема представляется весьма существенной. Мы определили патологическое сознание как раздвоенное на управляющую и управляемую часть, и, таким образом, страх влияния является необходимым событием внутренней жизни. В этом отношении представляется непростым вопрос о том, надо ли различать авторитетных авторов от второстепенных, а авторитетные сочинения – от не авторитетных. Вполне может оказаться, что безграмотный, анонимный и неопубликованный текст даст нам больше точных данных, чем высказывание опытного демагога.

На данный момент ясно хотя бы то, что материал мы должны брать не в его сыром, необработанном виде, а из специально приготовленных примеров, вычленив их из духовно-рационального континуума, в котором факты и процессы находятся в патологическом сознании. Превосходным путем была бы разработка ряда экспериментов по образцу А. Р. Лурии.

Речь и сознание

Особенно много обещает совместное исследование патологического сознания и патологической речи. Больное сознание и больная речь буквально переходят друг в друга, и здесь мы можем изучать поведение, речь и мысль вместе, не погрешая против чистоты исследования.

Как организовать материал? Очевидным способом для этого являются словари и справочники. Насущной проблемой является составление следующих справочников:

  • Словарь терминов патологического сознания и патологической речи.
  • Словарь концептов.
  • Справочник приемов патологического сознания и речи и, соответственно, учебник правильной мысли и речи.

Смерть идеологий

Почему нам так важно заглянуть за границы этой книги?

Сейчас, в первой четверти XXI века, человечество вступило в новую эпоху: эпоху смерти идеологий. Мы все живем в переломный момент, и этим он ценен для исследователя патологического сознания.

Ведь это только для разумного сознания смена эпох не имеет принципиального значения, потому что оно принадлежит к истории Града Божия и к неизменному порядку, установленному Богом. А вот патологическое сознание накрепко привязано к мнимому порядку по той простой причине, что оно само создало этот мировой и общественный порядок.

До сих пор идеологии демонстрировали, что их призрачная, символическая власть могущественна. Своей властью они двигали массами к великим свершениям и преступлениям. В сознании носителя патологического сознания этому соответствовала власть управляющей части сознания. Личный беспорядок в душе находил себе основание в общественном беспорядке, и наоборот, социальная революция была отражением революции духовной.

Сегодня эта устойчивая, «правильная» и знакомая нам система переживает крах, потому что идеолог и частный человек, каждый по-своему, освобождаются от власти идеологий. Впервые в истории Нового времени Заратустра и «последний человек» с одинаковым правом претендуют на звание «сверхчеловека».

Впадет ли общество в перманентное безумие или будет ли сохраняться видимость малого порядка?

Сохранится ли в обществе разделение на управляющих и управляемых? Скорее всего, да, но далеко не ясно, что теперь будет отличать их друг от друга.

Что будет с самим патологическим сознанием? В нем также произойдет падение власти управляющего сознания, или каждый человек станет своим «малым порядком» в море анархии?


Все это вопросы будущего, или, вернее сказать, настоящего, и в ответе на них должна помочь пневмопатология, то есть наука о больном сознании.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Общедоступный экуменизм

Вчера в Центральном доме журналистов состоялась очередная встреча в рамках так называемого «Общедоступного православного лектория», организованного последователями радикального модерниста о. Петра (Мещеринова) из «Школы молодежного служения». Судя по репортажу «Татьянина дня», о. Максим Козлов поделился весьма тривиальными модернистскими воззрениями на православное учение о Церкви.

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.