Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух (1 Кор. 9:25-26).
Молодежный отдел Московской городской епархии (руководитель Михаил Куксов), напротив, полагает, что получение венца тленного является делом Богоугодным, и предлагает “бежать на неверное” и “бить воздух” с молитвой.
Молитва о сборной России
Прилежно молим Тя, Владыко Пресвятый, предстани благодатию силы Твоея ныне и благословив, укрепи совершение дела сего и всех рабов Твоих труждающихся и соревнующихся. Пристави людям сим в период состязаний Ангела Хранителя, сохраняющего их от всякого злаго обстояния видимых и невидимых врагов.
Составители молитвы обращаются к Богу с прошением, чтобы спортивные игры послужили делу созидания утопического “мира во всем мире”.
Да послужит Турнир сий к созиданию мира во всем мире и прекращению междоусобныя брани.
24 Responses
—
Когда я был маленьким и бегал с ребятами наперегонки, то оставлял их позади. Они не давали мне бегать, прогоняли меня, дразнили “эмигрантиком”, беженцем. Я приходил к маме в слезах.
– Что ты плачешь? – спрашивала меня она.
– Мне ребята не дают с ними бегать, – отвечал я ей.
– Тебе хочется побегать? Вот двор, бегай. Почему ты хочешь бегать на улице? Чтобы на тебя смотрели и говорили “молодец”? В этом есть гордость.
В другой раз мне хотелось играть в мяч, а ребята опять меня прогоняли. Я снова плакал и шел к маме.
– Что случилось, что ты опять плачешь? – спрашивала меня она.
– Ребята не дают мне играть в мяч! – говорил я.
– Двор у нас большой, мячик у тебя есть, играй здесь. Что, хочешь, чтобы на тебя смотрели и любовались? В этом есть гордость.
И тогда я подумал: мама права. И потихоньку мне расхотелось и бегать, и играть в мячик, чтобы меня видели, потому что я понял, что в этом есть гордость. “И правда, – думал я, – какая же все это чепуха! Мама права”. И после, видя, как другие дети носятся, бьют по мячу и хвалятся этим, я не очень переживал. Я смеялся и говорил: “Ну чего вытворяют?”
…Люди, имеющие гордость, в детстве не получили помощи в семье. Мирское мышление человека мучает. Если кто-то запустит себя в этом отношении, если родители не помогут своим детям, когда те еще маленькие, то после это станет уже состоянием. Одно дело – это маленько похвалить ребенка, чтобы он не падал духом, другое – раздувать его эгоизм.
—
Часто вспоминается этот эпизод из жизни св. Паисия Святогорца. Может быть, он будет здесь уместен.
Вы где живёте ? У нас в Москве, например, в средней школе, учатся от четверти до трети кавказцев. А эти только силу понимают. Если ребёнка не научить давать в “бубен”, последствия будут очень печальными. A la guerre comme a la guerre
Извините, а как связана тема поста, комментарий Сергея и кавказцы, которые понимают только силу? Учить ребенка защищать родину, семью, слабых и угнетаемых это одно. А молитвы за “состязующихся в период соревнования”, в погоне за “тленным венцом” – совершенно другое.
см. комментарий ниже. А одно без другого никак. Вот Ваш сын борьбой занимается, или футболом, например…. Защищать Родину нельзя научиться без физ. подготовки. Из соревнования можно сделать грех, а можно и не сделать. Во всём нужна мера. Мера. Вы ж не будете запрещать Вашему сыну в футбол во дворе играть ?
Самый мирный, кстати, вид спорта. Да и научиться ” ребенка защищать родину, семью, слабых и угнетаемых” без соревнований каких-то-это УТОПИЯ. Невозможно.
Пётр, благодарю за Ваш комментарий, он заставляет внимательнее присмотреться к границам добра и зла.
Думаю, вряд ли футболистам, чтобы профессиональнее и доблестнее защищать Родину, стоит столько времени уделять футболу. А зрителям для этого же – зрелищу.
Возможно, Вы не понаслышке знаете о том как соревнования и конкуренция, движущая “прогресс”, порождают ревность, уныние, зависть… и соответствующий образ мышления, который сложно не то что одолеть, но и зачастую – даже в себе обнаружить. Поэтому, на мой взгляд, соревнования/конкурсы должны оставаться для участников и организаторов вынужденной мерой с целью повышения квалификации во благо – видимо, об этом Вы и говорите. А какое благо приносит футбол как индустрия развлечений мне до сих пор трудно определить.
Приведу ещё одну цитату, из жития св. Варсонофия Великого, которая звучит более категорично:
—
Приснопамятный муж сей с юного возраста желал вести подвижническую жизнь. Проходя однажды мимо конского ристалища, где люди вместе с бессловесными животными пускаются в бег, и видя, как там один старается предупредить и обогнать другого, сказал себе мысленно: «Видишь ли, как усердно подвизаются слуги диавола? Не тем ли более должны подвизаться мы, наследники Царствия Небесного?» И, сделавшись чрез это зрелище еще более усердным, святой Варсонофий удалился на духовный подвиг, как пишет о нем другой старец, Иоанн…
—
Надеюсь, Вы не считаете, что конкуренция – лучший способ для достижения какого-либо результата. Полагаю, что худший.
профессиональный спорт-думаю, зла здесь больше, чем добра. Анаболики, “витамины” всевозможные+выходящий на первый план соревновательный дух. Такой, что человек жить не сможет, пока не “сделает” конкурента. Другое дело-спорт любительский или полу-любительский. Это всегда полезно, что б в форме себя держать, да и есть ещё инвалиды…. Паралимпиада-грех ? Страшен человек, кто считает. У на с вами есть руки/ноги, у них нет. С унынием помогает бороться. Не могу не привести пример Олега Юрьевича Соломенникова…. В автокроссе нет деления на здоровых/инвалидов и последние выступают наравне в первыми. Помню, как в 1995 году(или 96, не суть) я, будучи школьником, смотрел на стадионе награждение, где Олег пришёл вторым в своём классе. Человек, инвалид с детства, с парализованными ногами, на своём Рено 25 с ручным управлением на равных боролся с мастерами спорта и приехал на подиум. Сейчас Соломенников депутат в Ногинске, занимается помощью инвалидам и не только… Такие люди не могут не вызывать уважения.
А про т. н. профессиональный спорт я сказал выше. И не стоит все соревнования под одну гребёнку. Ситуации бывают разные.
А если научить давать “в бубен”, то его могут попросту зарезать. См. дело Егора Щербакова.
Если же он в чемпионате по мордобою победит, то дадут трёшку на вольном поселении. При условии, что адвокат попадётся хороший.
На Руси всегда были Соревнования, например, по рукопашной борьбе…….. Никто “грехом” это не считал.
Ну уж это совсем мрачный пример, и называлось это куда жёстче – “кулачные бои”, и было это такой жутью, что дальше некуда.
А ещё человеческие жертвоприношения Перуну были. Если это было на Руси, значит, всё нормально, пойдём тоже принесём кого-нибудь в жертву.
я не люблю бокс, борьбу, и т. д.
Но это НУЖНО. Увы.
Нужно уметь давать отпор врагу, в нашем случае это не только хулиган с Дагестана, но и враг Веры. Мусульманин.
Всю жизнь не понимаю, как могут некоторые виды спорта нести мир? те же бокс или борьба! там расшаркиваться и делать реверансы неколи…надо бить или захватить так, чтобы у соперника (почти врага!) аж в глазах засверкало и ум помутился…ничего себе – мир да любовь…впрочем, приходилось не только боксировать или проводить спаринги по жизни, но и играть в тот же футбол и хоккей: ни один тренер в здравом уме мне не желал не обидеть ближнего, а требовал (!), чтобы я жестко атаковал и защищал! Тов.Цыганков верно подметил: спорт нужен для отпора врагам…вот этому и учит спорт: видеть в любом противнике именно врага!
“требовал (!), чтобы я жестко атаковал и защищал! ”
Тренер тренеру рознь… Есть знакомые, кто в футбол играл, так рассказывали, как их некоторые тренеры “учили”, как исподтишка надавать по ногам сопернику, что б не лез….. Но не все же такие. Есть физруки-костоломы, есть Великие Тренеры, как А. Фергюссон. Все люди разные.
Всё же я опять предложил бы сбавить тон насчёт “великих тренеров”, как уже указывалось, на профессиональном уровне идёт некая “полувойна” с целью получения “тленного венца”, так что тому же Фергюсону не требовалось учить кого-то “бить или не бить”, там все и без любого фергюсона всё сами знали, как бить, когда бить и т. д.
Просто есть примеры вопиющие, а есть как бы малозаметные явления, но поистине все там одним миром мазаны.
Классический так сказать пример имеем в суперсерии 1972, когда г-да профессионалы, чуть только завидев Харламова, дружно и совершенно не сговариваясь стали его бить, очень сильно бить, и быстро его травмировали. Это было с их стороны так естественно, так по детски наивно, что хоть слезу пускай, ведь им же, бедненьким, надо выиграть, а тут какой-то Харламов попался.
Здесь я особо подчёркиваю именно саму наивную простоту, с какой они его били.
И ещё, в 1990 г плачущий Пол Гаскойн поразил весь мир, сейчас после каждой игры навылет мы наблюдаем такие истерики, которые не сделают чести и излишне экзальтированной барышне, что же случилось? Ответ прост, уровень, прямо сказать, озверения в борьбе за “тленный венец” вырос настолько, что психика у людей просто не выдерживает.
Поэтому профессиональный спорт вышел на сегодня за все рамки, это надо признать.
И христианину в профессиональном спорте сейчас места вообще не осталось, в том числе и на трибуне.
Поэтому в частности незачем делить тренеров на великих и не великих.
Профессиональный спорт на сегодня — это нечто за чертой.
И это надо признать и с этим жить.
Иногда православная терминология неуместна. Не думаю, что Фергюссон думал о “тленном венце”. Я привёл его в пример, как человека из бедной, но домостроевской семьи, с жёстким воспитанием, который просто хорошо выполнял свою работу, делая из глин ы настоящих мужчин. Есть такие тренеры. А слава к нему не могла не придти. Это то же самое, что ЛЮБОМУ человеку, добившемуся успеха в своём ДЕЛЕ(именно ДЕЛЕ) приписывать главную мотивацию его труда-тщеславие. Это ж клевета, получается… Нет, не тщеславие движет в описываемых мною случаях, а перфекционизм(иногда он греховен, иногда, наоборот, полезен)….. Если хирург хорошо оперирует, любит свою работу, добивается успеха, то это ж хорошо. Святителем Лукой двигало тщеславие ?! Отнюдь. Он просто хотел оперировать и заниматься работой исследователя(вспомним его Работы по анестезии)…. и ХОРОШО выполнять любимое дело, пусть и мирское. Во Славу Божию. И мы его знаем не только как архиерея, но и как известного на весь мир медика. Если человек выполняет свою работу хорошо, любит её, то это Слава Богу. При чём тут “тленные венцы” ? Вот если человеком движет не любовь к своему делу, а желание прославиться, то это да… Такое тоже бывает. Ещё пример, не из православия: пусть талантливейший железнодорожник Джордж Пульманн и обрёл всемирную известность, но он просто хорошо делал свою работу.
Насколько помню, св. Лука не “просто хотел оперировать и заниматься работой исследователя”, а хотел принести пользу простым бедным людям. Из-за этого он отказался от профессии художника, затем – от карьеры врача-исследователя, став простым земским врачом.
Вы будто пытаетесь назвать профессиональный успех Христианской добродетелью, что обычно свойственно протестантам.
“Ныне мир придаёт большое значение сложности, житейскому опыту, “профессионализму”. Православие не придаёт этим качествам никакой цены, они убивают христианскую душу.” (о. Серафим (Роуз)).
Вряд ли профессионализм для христианина чем-либо лучше богатства: хотя и то, и другое можно употребить и во зло, и во благо, но и то, и другое может легко стать поводом к самомнению, зависти, забвению о Боге.
Совершенно согласен.
Профессионализм не есть христианская добродетель, это принципиально, это на самом деле протестантизм, “протестантская этика и дух капитализма”, но и вообще футбол, мягко говоря, сам по себе не приносит пользы обществу, его никак невозможно сравнивать с медициной. Более того, что футбол действительно приносит обществу, так это безумный разгул страстей, притом самых грубых и агрессивных, когда устраиваются драки, жгут машины и пр.
И просто хорошо делать свою работу – такого в Православии нет, нужно работать если угодно хорошо, но при этом не просто, не просто так, не чтобы лишь “хорошо работать”.
Еще не понимаю, почему: Турнир сий?! Правильно: сей! Синоним : этот, данный. У него есть следующие формы: сей, сия, сие, сии…но никак не “сий”. Если не ошибаюсь, “сий” в переводе с эрзянского (мордовского) означает “вошь”…
Это, видимо, молодежное наречие церковно-славянского языка.
Ещё более “смелым” и искренним выглядит использование заглавной буквы в слове “Турнир” , ставящее его наравне с другими словами с большой буквы.
Беспорядочный замысел – беспорядочная реализация.
В Русских законах средних веков (от того же святаго великого князя Ярослава Мудрого) за побои и увечья платили дани… И это логично, потому что и в Библии были наказания за подобные вещи и деяния… А ныне все сие имеет официальный статус. потому что у мiра сего свои понятия. Мягко сказать,довольно далекие от Божьих Законов…
Преподобный Варсонофий Оптинский о футболе: “Гипноз – злая, нехристианская сила… Точно также вновь появившаяся игра футбол. Не играйте в эту игру и не ходите смотреть на нее, потому что эта игра также введена диаволом, и последствия ее будут очень плохие”.
С православной позиции тут всё однозначно определено, и больше нечего обсуждать. Совершенно ясно, что нет и никогда не было “хорошего” футбола, который “потом испортился”. Также, как и нет мест, где играют в “хороший” футбол, в отличие от других мест, где он “плохой”. Конечно, есть тяжёлые наркотики, а есть лёгкие, тем не менее, ни те, ни другие не идут на пользу.
С неправославной позиции можно придумать много аргументов, например, что можно один день в неделю или в месяц быть православным, а в остальное время не быть. Или что православным нужно быть только в храме, а на стадионе необязательно. Де-факто многие современные люди-захожане так и живут, но одно дело – воспринимать такой образ жизни как свою слабость и пытаться это искоренить, а другое – бравировать им, и ещё других пытаться обратить в свою обмирщенную веру. С моей точки зрения, любой аргумент о таком “частичном православии” однозначно ставит его автора вне Церкви, и какие-либо дальнейшие споры с ним бессмысленны (если только вы не священник, имеющий благословение на проповедь среди иноверцев).
Именно об этом я и пытаюсь говорить, только с одной стороны в так сказать предельно мягкой форме, а с другой стороны исходя из того, что футбол сегодня это некая данность, и с ней надо как-то жить, и вопрос только в том, как именно. Наконец, памятуя и о том, что и аз, грешный, всё детство старательно отыграл в футбол, притом до такой степени, что и сейчас трачу на просмотр футбола, как я думаю, в среднем до одного часа в год.
Но вот как раз для того, чтобы понять, как именно надо с этим жить, надо ясно отдавать себе отчёт в сути дела.
А как раз суть дела в том, что современный профессиональный спорт это важнейшая и едва ли не центральная составляющая современного “постхристианства” с его культом “сверхчеловека” с “тленным венцом” на голове, с социально-политическим (или уже прямо геополитическим) фактором “хлеба и зрелищ” и т. д. и т. п.
Всё это само по себе неприемлемо для христианина, но сейчас ситуация зашла слишком далеко, если при Советской власти было ещё “не слишком”, то теперь стало “слишком”. Сейчас уже все границы перейдены.
С мирских позиций здесь всё понятно: “футбол во дворе, а что здесь такого”.
Но у нас для того Святые Отцы и есть, чтобы мы не хромали на костылях своей повреждённой грехом житейской логики, а имели надёжную опору.
Преподобный обозначил, где на самом деле проходит граница.
Дальше уже имеет место или наше покаяние (изменение себя в соответствии с истиной), или наше самооправдание (попытка подогнать истину под свои похоти).
А то, что вы говорите о ситуации, зашедшей далеко, так это хорошо известный процесс грехопадения, он всегда развивается по одним и тем же законам. Не имея покаяния, человек обречён падать всё дальше и дальше в глубины сатанинские. Это только вопрос времени, а не Советской или какой-то другой власти.