Чиновников Кремля обязали изучить труды представителя «нового религиозного сознания» Николая Бердяева. Первой книгой, рекомендованной к прочтению сотрудникам АП, является «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии».
Как рассказал «Известиям» собеседник, близкий к администрации президента, книга обязательна к прочтению, так как на организованные в АП семинары по консерватизму успевают попасть не все сотрудники:
Владимир Путин цитировал Николая Бердяева в своем послании — это уже главный фактор к тому, что его философию необходимо детально изучить хотя бы тем чиновникам, которые отвечают за государственный курс и политическую направленность в стране. Проходят и семинары по консерватизму для чиновников, но кто-то на них не успевает ходить из-за большой загруженности, а книгу прочитать можно.
В самой администрации президента «Известиям» подтвердили, что чиновники изучают «Философию неравенства», но при этом отметили, что никто ни к чему не обязывает:
Это сборник статей. И главу «О консерватизме» должны прочитать чиновники, ведь именно ее цитировал Владимир Путин. Чтобы понимать, о чем говорит президент, необходимо самому ознакомиться с первоисточником.
Председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов («Единая Россия») одобрил литературный выбор в стенах администрации президента.
Вообще «Философию неравенства» всякий образованный человек должен был прочитать еще в студенческие годы. Я ее в те времена и прочитал. Бердяева я прочитал фактически всего и отношусь к нему как к одному из умнейших русских философов. Полезно ли знать труды русских философов? Да, полезно. Думаю, что это не единственная книга, которую чиновникам придется прочитать, их будет много.
Российские писатели, историки, в свою очередь, поддерживают как саму инициативу Кремля в отношении обучения сотрудников администрации по Бердяеву, так и выбор идеологического направления президентом России Владимиром Путиным.
По словам Эдварда Радзинского, философия Николая Бердяева поможет власти не только понять историю прошлого, но и усовершенствовать будущее.
Я буду очень доволен, если наши чиновники станут читать Бердяева, я очень люблю его книги и часто сам перечитываю. В его работах есть много ключей и понимания того, почему произошла катастрофа в России.
Его коллега, агитатор Александр Проханов подчеркнул, что упор на труды Николая Бердяева — это большой прогресс в российской политике, ведь, по его мнению, многие чиновники не знают философию начала ХХ века:
Я считаю, что Бердяев является квинтэссенцией новой идеологии, которая стремительно надвигается на нас. Он объясняет истоки русского коммунизма, причем объясняет их исторически, формулирует концепции русских революций. Я думаю, что Кремль делает ставку на культуру, в которой консервативные представления совместились с модерном, с динамикой. Динамичный консерватизм, как говорит мой друг. Бердяев, как и целая плеяда его современников, прошел через коммунизм, достаточно радикальный, каждый приобрел метафизическое, религиозное, православное миросознание, не расставшись с предшествующим. И в них соединились представления социально-революционные и мистически-метафизические. И вот этот синтез очень важен для современных идеологов. Церковь сейчас не находит связь с народом через свои коридоры. Сама Церковь пытается выбраться за пределы своей традиционной лексики, за пределы оград, за пределы фундаментализма. А здесь плеяда русских мыслителей как раз демонстрирует синтез очень острых, светских социальных представлений и традиционных представлений о Боге и вере.
“Красный” консерватизм Бердяева
“Динамичный консерватизм” Н.А. Бердяева был окрашен в стойкие большевистские тона.
Уже в 1893 г. он участвует в студенческом марксистском кружке вместе с Луначарским и др. Оказывал содействие “Союзу борьбы за освобождение рабочего класса”, за это арестован в 1898 г. В 1900 г. сослан в Вологду. Член партии социал-демократов.
Приветствует революцию 1905 г., Февральский переворот 1917 г.
С 1913 г. находился под церковным судом по обвинению в богохульстве за статью «Гасители духа», содержащую нападки на Православную Церковь.
При советской власти преподает в Вольной Академии Духовной Культуры (1918-1922). Участник Вольной философской ассоциации. Преподает философию в МГУ. Выслан из России в 1922 г.
В эмиграции Бердяев подвергался резкой критике и обструкции (в частности, со стороны П.Б. Струве) как коммуноид, апологет большевистской революции.