Упорядоченная душа в Новое время
Мы подчеркивали, что идеологии нужны новому человеку. Модернизм необходим современному православному человеку.
Польза от идеологий в развращенном обществе – значительная. Например, они делают все возможное, чтобы спастись самим и спасти других от страхов. А новый человек боится очень многого, и действительного, и не действительного.
В истории звучат не просто вопросы, а вопросы страшные, опасные. Они страшны по своему предмету: в них Бог спрашивает о тебе самом, о твоей вечной участи. Поэтому идеологи разработали сложную стратегию «ухода от преследования», то есть уклонения от страшных вопросов.
Но страшно и оставить эти вопросы непонятными и неотвеченными. Поэтому, как мы говорили, идеологи закрывают те области мироздания и духовного мира, которые показались им страшными, и оставляют только то, что не страшно. Они предлагают не думать о Боге как Судии и Промыслителе, о смерти и о естественной необходимости.[1, P. 29-30]

Страхи двух родов
Нас не удивит, что страхи, пугающие нового человека, тоже двух родов, как и бедствия.
Один страх – страх Божий – является необходимым для любви к Богу. От страха Божия происходит интерес к страшным вопросам и мужество искать на них ответы. Если сказать совсем просто, то страх Божий вызывает желание пойти и посмотреть, как обстоят дела на самом деле, хотя бы положение человека и было таким бедственным, как мы говорили.
Другие страхи возникают в Новое время. Их внушают людям сами идеологи, а точнее, делают людей беззащитными и принуждают их обращаться за помощью к людям, а не к Богу. Они сначала убоялись сами, а затем напугали других страхами, «идеже не бе страх» (Пс. 13:5).
Сомнение и страх перед неподвластным человеку абсолютизмом действительности находят свое разрешение в идеологических мифах.[2, P. 266-269] В больном сознании страхи рождают так называемые «мифы заботы» (myths of concern),[3] и прежде всего, окончательный миф Нового времени.
В результате, возникает беспорядок, нужный идеологам и модернистам. Проблема страха как бы спрятана внутри беспорядка. Она решена так, что теперь все страшно и все нестрашно.
Мы хорошо знаем эту проблематику на примере православных модернистов, которые решали вопрос о религиозном страхе.
Модернизм спасает от страха Божия
Страх Божий является для модернистов совсем не страшным.
- «Бояться Бога не значит страшиться Его» (митр. Антоний Сурожский).
- Евангелие – «не книга грозного Божиего суда, требований Господних» (митр. Антоний Сурожский).
В крайнем случае, страх Божий объявляется уделом язычества и ветхозаветной религии.
- До Христа «Бог Ветхого Завета, Бог древних религий был Богом непостижимым, Богом страшным и, в Его святости, Богом недоступным» (митр. Антоний Сурожский).
Оно и понятно, ведь модернизм убеждает своих последователей в том, что
Бог никого не наказывает
- «Бог никого не наказывает» (Кочетков, Георгий о.).
- «Бог не наказывает, а помогает человечеству» (Кураев, Андрей, физическое лицо, выполняющее функции иностранного агента. Лишен сана в 2023 году).
- «Бог не наказывает грешника, как судья наказывает преступника» (Кураев, Андрей).
- «Бог не наказывает за преступление» (Кураев, Андрей).
- «Бог никого не наказывает» (Осипов, Алексей Ильич).
- «Бог никому не мстит, никого не наказывает» (Осипов, Алексей Ильич).
- «Господь не награждает за добродетели и не наказывает за грех» (Осипов, Алексей Ильич).
- «Бог не учит и не наказывает, но любит» (Чистяков, Георгий о.).
- «Бог никого не наказывает» (Смирнов, Димитрий о. Проповеди. Книга 4. 2005).
Однако бедственное положение человека в мире должно, казалось бы, наводить на мысль о наказании? Это видят все, кроме модернистов. Для них беды человека никогда не бывают наказанием, а только естественными следствиями его жизни, естественно преодолеваемыми человеческими же силами. «Господь не награждает», – согласно проф. Осипову. Не беда, человек сам себя может наградить вечной жизнью, согласно тому же профессору.
Несчастья не наказания
- «Несчастья — это не наказания Божьи, но, прежде всего, естественные последствия нравственных (видимых) и духовных (скрытых в сердце) грехов» (Осипов, Алексей Ильич).
- «Те беды, которые посылаются нам, вовсе не наказание, а средство вразумления, горькое, но необходимое лекарство в борьбе с грехом» (Патриарх Алексий Второй).
- «Бог не наказывает несчастьем» (Чистяков, Георгий о.).
А как же, вы спросите, ад и вечные муки? Даже их модернисты лишают наказательной силы.
Ад не наказание
- «Ад – не наказание, ибо „Бог милости, и щедрот, и человеколюбия“ никого не наказывает» (Чистяков, Георгий о.).
- «Ад – не наказание» (Смирнов, Димитрий о. Проповеди. Книга 6. 2008).
- Адский «огонь – не наказание и не возмездие, а необходимое испытание» (Флоренский, Павел о.).
- «Вечная мука – не наказание» (Уминский, Алексий о.).
- «Ад есть не наказание, а онтологическое следствие самоопределения человека» (Мочульский, Константин).
- «Бог никого не наказывает: рай там или ад». (Смирнов, Димитрий о. Проповеди. Книга 8. 2009).
Если Бог никого не наказывает, то Церковь тем более лишена власти кого-либо наказывать. Это, якобы, только у католиков инквизиция преследовала инакомыслящих, а Православная Церковь никого не наказывает даже за прямые грехи.
Церковь никого не наказывает
- «Церковь никого не наказывает и никому не мстит, тем более посмертно» (Иларион (Алфеев), митр.).
Но в Церкви, кажется, есть все-таки канонические наказания? Они носят лишь педагогический характер.
Епитимия не наказание
- «Налагаемая духовником епитимия является не наказанием для очищения, но средством исцеления» (Чистяков, Георгий о.).
- «Епитимья – не наказание» (Уминский, Алексий о.).
Итак, мы видим, что для модернистов невыносима сама мысль о том, что кто-то кого-то может наказать. Соответственно, христианское государство, непременно кого-то карающее, представляется в виде антихриста, как у старообрядцев.
Бог не только не наказывает, но и вообще не судит, как учит модернизм. Возьмем лишь наиболее яркие выражения.
Бог не судит
- «Бог – это не судья, не карающий палач» (Осипов, Алексей Ильич).
- «Господь не судит человека, а человек судит себя сам» (Смирнов, Димитрий о. Проповеди. Книга 3. 2003).
- «Бог не судит этот мир, Бог его спасает» (Уминский, Алексий о.).
- «Не судья Он наш, а Отец» (Уминский, Алексий о.).
- «Образ Бога-Любви нередко затемняется в глазах верующих, и на его месте оказывается образ Бога-Судии, Бога-Карателя, „справедливого“ Бога, воздающего каждому по заслугам» (Иларион (Алфеев), митр.).
- «Православному христианину чуждо представление о Боге–карателе, Который по справедливости должен был бы погубить всех людей после того, как они уклонились в грех, и лишь по милости спасает некоторых» (Иларион (Алфеев), митр.).
Если не судит и Сам Бог, то, конечно, и Церковь никого и ни о чем не судит.
Церковь не судит
- «Церковь не судит „внешних“» (Кураев, Андрей).
- «Церковь не принимает на себя роли судьи, Церковь не судит, а принимает исповедь и покаяние» (Патриарх Кирилл. Патриарх и молодежь: Разговор без дипломатии. Москва: Даниловский Благовестник, 2009).
- «Церковь не судит никакого человека, будь он чиновник или преступник» (Легойда, Владимир).
Вслед за Церковью не должны судить и православные христиане:
Не одобряю судилища над девчонками из панк-группы Pussy Riot. Не наказывать их надо было, а простить, отпустить и компенсировать ущерб, нанесенный за время преследования. Громкими процессами не укрепить авторитета ни Церкви, ни людей, от ее лица создавших такой прецедент. Видимо, в прецеденте-то все и дело, кому-то хотелось его создать. Воздержусь от более жестких высказываний (Сергий (Иванников), митр.).
Мы разобрали на примерах, как модернисты спасают от страха тех, кто готов их слушать. Наверно, их слушатели благодарны за то, что их освободили от таких душевных страданий, как страх суда и наказания. Этому же служат и другие примеры и концепты, например, учение о всеобщем спасении, да буквально все соображения модернистов ведут к бесстрашию. Другое дело, что эти уверения действуют лишь временно, пока та или иная идеология владеет умами.
Чудесное спасение от страха Божия не остается без ужасных последствий. Человек получает взамен множество других страхов, которых у него прежде, пока он был христианином, не было. Все это сказывается и в общественной и церковной жизни самым катастрофическим образом. К этим последствиям мы и перейдем в следующей главе.
Следующая глава Что знают идеологи?
Примечания
[1] Strauss L. Spinoza’s critique of religion. New York: Schocken, 1982. 364 p.
[2] Blumenberg H. Work on myth. Cambridge, Mass: MIT Press, 1990. 685 p.
[3] Frye N. The Critical Path: An Essay on the Social Context of Literary Criticism. // The critical path and other writings on critical theory, 1963-1975. Toronto, Buffalo: University of Toronto Press, 2009.
7 Responses
Вот даже не верится, что автор Русский.
Очень похоже на машинный перевод с какого-то иностранного языка. Какой-то малопонятный набор слов. Смысл прочитанного ускользает от меня.
Кто знает что Бог наказьıвает и судить тот боится Его праведному гневу на грехов и просить у Его прощение, помилование и делаеть покайньıх трудов, и по крайней мере избавляется от наказания и получает Божией милости в будущей и в этой жизни. А тот кто думаеть Бог нет Судия и не наказьıвает тот встретится неожиданному с Его праведному гневу… и даже когда в этой жизни наказьıвается он не знает что происходить на самом деле и что надо делать, что надо в первьıм с Богом примирится, не заботится от том что согрешил перед Богом и о том чтобьı измолить у Его прощение грехов, а думаеть чно это только естественньıм последствиям или что Бог не судить вообще и это только для вразумление. И так модернистов удалают от самой главной проблем об согрешение перед Богом и наказание для этом, от самую главную заботу – предстояние перед судом Божиим, и от самое нужное которое просить Церковь от Господа на каждую службу “прощение и оставление грехов и прешении наших” и “добраго ответа на Страшном Судище Христове”. Св. Иоан Златоуст говорил “Бог возвещает нам о геене чтобьı не явимся осужденьıе эдес, а дявол от этой мьıсл удаляет потому почеть чтобьı мьı попали сюда”. А модернистов удаляет от нас это и поступают по волю дявола.
Разница в православное и модернисткое воззрение в том что православньıх с умом и сердцем на каждой службе просять от Господа избавление от временньıм и вечним наказаниям как же и дарование вечним и временньıм благ потому что верять что все находится во власти Творца Вседержителя, а модернистов считают что Бог заменил Своим судом, Свою волю с челоческую волю и естественньıм последствиям, модернизм – это прикрьıтое вольтерьянство (деизм).
Вытащить [еще нужно поймать!] плоскую,плотоядную, ядовитую сороконожку-хищника,маскирующаяся под тровоядную, показать всем, вытащить на солнышко ее длинные ноги[40] и усы -тяжелая работа! Вы оберегаете нас от смертельных укусов !
Еще очень благодарна за аудио,особенно беседа: “о греческом неоправославии”.
Новому обществу нужны инфантильные люди, а новой церкви нужны инфантильные прихожане.
Только в голове инфантила
воспитание можно отделить от наказания,
поиск истины от суда,
выживание от страха.
Модернизм – это нежная сказка для того, кто не хочет становиться взрослым.
Только взрослый – это не значит грубый и хмурый. Как раз наоборот.
И все эти выражения модернистов являются доказательство что модернизм совсем нет богословие, а идеология. А в Слова свт. Григорий Богослов, которые являются классика для православното богословия и которые вошли в Канон Пасхи, учать ясно о Боге как Праведный Судья, Который судить, вознаграждаеть и наказывает.
Да не придет на нас такой приговор Праведного Судии, Которому «воспеваем милость», но вместе воспеваем, конечно, и «суд» (Пс.100:1)!
— Слово 3
Кто, действуя на позорище этого мира, хотя принимает почести, как сень или личину разнообразного и временного, однако же сам живет для Бога и блюдет в себе образ, о котором знает, что получил его от Бога и за который ОБЯЗАН ДАТЬ ОТЧЕТ ДАРОВАВШЕМУ. Этот-то страх объемлет меня; об этом помышляю день и ночь; не позволяют мне успокоиться и будущая слава, и будущий СУД.
– Слово 7
Ибо кажется мне, что вы, хорошо знающие о ее добродетелях, давно желаете и надеетесь услышать в слове моем не о настоящих только наградах, не о тех, какими увеселяется она теперь там и которые выше человеческого разумения, недоступны ни слуху, ни зрению, но и о тех, которыми Праведный Мздовоздаятель награждал еще здесь
— Слово 8
Сколько ты ни уплатишь Ему, – все еще больше того будет оставаться на тебе, и ничего не дашь ты своего, поскольку все от Бога. «Благотвори», сказано, «с радушием» (Рим.12:8); таким образом готовность твоя усугубит цену доброго твоего дела.
— Слово 14
Лучше здесь подвергнуться вразумлению и очищению, нежели претерпеть истязание там, когда настанет время наказания, а не очищения. Ибо как выше смерти «поминали» здесь «Бога» (о чем прекрасно любомудрствует Давид), так для отшедших отсюда нет «исповедания» и исправления «во аде» (Пс.6:6); потому что Бог ограничил время деятельной жизни здешним пребыванием, а тамошней жизни предоставил исследование сделанного.
— Слово 15
Дай взаймы Богу милосердие. Никто не раскаивался из принесших что-либо Богу. Он щедр на воздаяние, наиболее же тамошними благами. Он вознаграждает тех, которые здесь что-либо принесли и дали Ему взаймы; иногда же, чтобы уверить в будущих благах, Он награждает и здешними благами. Воспользуемся временем, искупить непостоянным вечное. Каждый из нас – «под эпитимиями» (Сир.8:6), и земля много носит чужих долгов. Простим же, чтобы и нам простили; отпустим, чтобы самим испросить отпущение.
— Слово 17
Слышим и веруем, что есть дрожжи гнева и в Боге – остаток негодования на достойных этого; ибо «Боже отмщений, Господи» (Пс.93:1).
— Слово 18
Но по крайней мере мы, подлежащие тому же осуждению, не станем увеличивать наказания и не будем злы к другим. Бог требует от нас взаимного человеколюбия, хотя Сам и наказывает нас.
— Слово 19
А совершеннейшее из всего существующего есть ведение Бога. Это-то ведение частью да храним, частью да приобретаем, пока живем на земле, а частью да сберегаем для себя в тамошних сокровищницах, чтобы в НАГРАДУ ЗА ТРУДЫ приять всецелое познание Святой Троицы
— Слово 20
По прошествии немногого времени, Правосудие Божие, предав злочестивого царя персам, там совершает над ним суд, и увлеченного туда любочестием возвращает мертвым, ни в ком не возбуждающим сожаления; даже, как слышал я от кого-то, его не приняла могила, но отвергла, и с пламенем изринула поколебавшаяся ради него земля, в чем вижу начало тамошнего мучения.
— Слово 21
Троица, Которую все познают некогда – или просвещенные, или НАКАЗАННЫЕ ТОБОЙ!
— Слово 22
Но да будет милосерд и мирен великий Судия, и ныне, и в день воздаяния, о самом Христе Господе нашем, Которому слава и держава вовеки, аминь!
— Слово 23
Ибо никаким служением не благоугождается Бог, как злостраданием, и за слезы ВОЗДАЕТ Он милостью.
— Слово 24
За презрение голодного и покрытого струпьями Лазаря, воздается тем, что просит у Лазаря и не получает просимого.
— Слово 26
Любомудрствуй о мире или мирах, о веществе, о душе, о разумных – добрых и злых природах, о воскресении, СУДЕ, МЗДОВОЗДАЯНИИ, Христовых страданиях.
— Слово 27
Тем более осмелюсь теперь стать за истину, чтоб «сомнением», по суду Божию, как написано, не навлечь на себя «неблаговоления» (Авв.2:4).
— Слово 29
Ибо, кратко сказать, под силой Крещения понимать должно завет с Богом о вступлении в другую жизнь и о соблюдении большей чистоты. И конечно, каждый из нас всего более должен страшиться и «больше всего хранимого хранить» (Притч.4:23) свою душу, чтобы не оказаться нам солгавшими этому исповеданию. Ибо, если Бог, принятый в посредники при договорах человеческих, утверждает их, то сколь опасно сделаться нарушителем заветов, которые заключены нами с Самим Богом, и быть виновными перед истиной не только в других грехах, но и в самой лжи?.. Ибо страшно вместо нетрудного врачевания употреблять труднейшее, отвергнув благодать милосердия, делаться ПОДЛЕЖАЩИМ НАКАЗАНИЮ И ВОЗНАГРАЖДАТЬ ЗА ГРЕХ исправлением..
Грешник получает прощение не только «до семи, но до семижды семидесяти раз» (Мф.18:22). Опять и наоборот (так как и наказание за грех похвально) Каин «всемеро» терпит отмщение, то есть несет наказание за братоубийство; Ламех же в «семьдесят раз всемеро» (Быт.4:24), потому что стал убийцею после закона и осуждения. Лукавые «соседи» семикратное воздаяние приемлют в «недро свое» (Пс.78:12).
Он вместе и Дух кротости, и гневается на согрешающих. Итак, изведаем Его кротость, а не гнев, исповедуя Его достоинство и избегая хулы, не пожелаем увидеть Его без помилования гневающимся.
— Слово 41
А если преставлюсь, и там прими меня под кров свой, чтобы, обитая друг с другом, чище и совершеннее созерцая святую и блаженную Троицу, о Которой ныне имеем некоторое познание, оставить нам на этом свое желание и ПОЛУЧИТЬ ЭТО В ВОЗДАЯНИЕ за то, что мы и ратовали, и были ратуемы.
— Слово 43
Если Он и «к злодеям причтен» (Мк.15:28) за тебя и за твой грех, то будь ты ради Его исполнителем закона. И распинаемый поклонись Распятому за тебя, извлеки пользу даже из порочной своей жизни, КУПИ смертью спасение
— Слово 45
Ничего общего не имеет духовное правосознатие свт. Григория Богослова с патологическое сознание модернистов. Так что в современные так называемые “богословские” школы изучается совсем не богословие восточных отцов, а идеология как угодить миру.