Search

Поддается ли гностицизм лечению?

Проблема в том, что мало понимающих, желающих понимать.

Выбранные места из переписки с друзьями

Вопрос нашего читателя

Хочу задать такой вопрос. Насколько часто люди понимают ваши понятия? Что такое гнозис, чем отличается гностицизм от язычества, чем отличается (например) философия св. Луки (Войно-Ясенецкого) от философии Ивана Ильина или о. Павла Флоренского, что такое патологическая речь, идеология, в чём отличие политики силы от политики правды, и так далее – и каким святоотеческим понятиям всё это соответствует?

Многие ли понимают, что разумное различение гностицизма и Православия должно, в первую очередь, расчистить путь к страху Божию и нищете духа, а не помочь самоутверждению в борьбе с Новым временем?

И стоит ли, например, писать статьи с как можно более понятным и точным объяснением этих понятий «для широкой аудитории» православно-политических страниц?

Недавно узнал, что Дугин изучал Фогелена. Но ему это не помогло. Значит, чем популярнее становятся эти понятия, тем больше они рискуют стать частью какого-нибудь нового гностического учения, подобного дугинскому. Это вводит в какую-то печаль…

Поддаётся ли вообще гностицизм лечению?

Ответ

Ваш вопрос касается сразу двух отдельных проблем:

  1. Какие у нас понятия.
  2. Как они действуют и как представлены в общественном мнении.

Мы постоянно поднимаем эти вопросы на нашем сайте. В свое время сайт «Антимодернизм» и возник из размышлений о том, почему православная миссия зашла в тупик. К 2009 году стало ясно, что либо мы привлекаем в Церковь людей, но они не являются настоящими православными, либо мы не привлекаем никого вообще, потому что христианские понятия непонятны падшему разуму.

Поддается ли гностицизм лечению
Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку.  Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: еффафа, то есть: отверзись. И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто (Мк. 7:32-35). 

Какие у нас понятия?

Вопрос о понятиях не простой, а составной. Попробуем рассмотреть, что в нем скрыто:

  • Что такое истинные понятия? В каком смысле они понятны?
  • Кому они понятны? «Кто имеет уши слышать»?
  • Почему иногда случается, что понятия непонятны?
  • Кому они непонятны?
  • Как существуют ложные понятия, хотя понять ложь невозможно?
  • В каком смысле понятна ложь?
  • Кому она понятна?
  • Всегда ли так обстояло дело с истинными и ложными понятиями? Или это явление новое, которого раньше не было?

Обычно человек хочет иметь только истинные понятия и не иметь ложных. Однако антимодернист отличается тем, что пытается понять и истинные, и ложные понятия, хотя и в совершенно разных смыслах? Модернисты, в свою очередь, поступают так же, хотя и с другой целью и с противоположным результатом.

Почему разумный человек может извлечь истину даже из лжи, а гностики, наоборот, обладают удивительной способностью извлекать из Истины ложь?

Вот такие проблемы содержатся в Вашем вопросе. Попробуем ответить по порядку.

Понятия

Начнем с того, что понятия – не какие-либо герметически закрытые предметы, которые либо открыты, либо закрыты.

В уме любого человека предварительно заложена способность понимать понятное.

Истина раскрывается для человека постепенно. Он обращает внимание то на одни истины, то на другие. Он как бы ходит по мысленному саду и рассматривает то одно, то другое, дает имена животным и растениям.

Пример с гностицизмом

Возьмем такой пример, для нас актуальный. Чтобы опознать “гностицизм” не просто как слово, а как понятие, уже требуется некоторое знание, и знание истинное и не бесполезное.

Итак, говоря о гностицизме, мы уже что-то о нем знаем, слышали, помним. На этом можно остановиться, а можно идти дальше, если тебе интересно.

Надо изучить понятие: может быть, оно не простое, а состоит из частей. Да, действительно, древний гностицизм был отмечен тем, что это христиане, которые не могут отречься от язычества. Лев Тихомиров пишет, что разнообразные гностические секты объединялись двумя элементами: «1) неспособностью перестать быть язычниками, 2) непременным желанием связать себя с Христианством».

Или вот еще верное наблюдение над гностицизмом: Рёлоф ван ден Брёк (Gnostic religion in antiquity, 2013) пишет, что гностики обладали специфической гностической ментальностью, которая легко примешивалась к уже существующим религиям и философским системам.

Из беседы о. Серафима (Роуза) мы можем узнать, что современный гностицизм – это люди, которые слышали о Христе, но все-таки христианами не являются.

Что мы сделали?

Мы разделили гностицизм на части, каждая из которых более понятна, чем он сам. Мы взошли к более простым понятиям, и теперь лучше понимаем, что такое гностицизм. Как мы видим, в этом нет ничего загадочного или трудного.

А можно ли понять гностицизм еще лучше? Да, попытавшись умозаключить, что следует из нашего понятия. Если мы посмотрим на модернистов и политиков как на гностиков, то убедимся, насколько это понятие к ним подходит и многое объясняет в их деятельности.

Мы сначала восходили от сложного понятия к более простым понятиям. Потом мы шли от гностицизма к производным от него понятиям. Получается единая цепь понимания, в которую мы помещаем наш «гностицизм».

Каждый наш шаг отмечен прибавлением ума, и все-таки в гностицизме остается нечто непонятное. Это понятие узнается нами все лучше, но оно, странным образом, не освещено изнутри. Мы не можем схватить его целиком.

Через сравнение с истинными понятиями мы убеждаемся, что «гностицизм» не такое понятие, как «благо», «человек» или «Церковь». Гностицизм – это греховное заблуждение человечества. Его не должно быть, он не причастен бытию.

Наши описания гностицизма остаются внешними и неполными, потому что мы описываем «гностицизм» через первые и истинные понятия, а они описывают истинно сущее и единое.

Критика понятий

Все это значит, что недостаточно иметь те или иные понятия. Их следует подвергнуть критике.

Наши понятия должны соответствовать истинным и первым понятиям о бытии и Откровении. К ним надо непрестанно восходить верой и умом. Этими понятиями мы все время проверяем то, что нам встречается. Массовая культура? Патриотизм? Давайте рассмотрим их на фоне истинных понятий.

В результате мы не только поймем, что такое массовая культура, но и первые понятия станут более понятными для нас.

Каждое фундаментальное понятие с сайта «Антимодернизм»: «Порядок», «Беспорядок», «Глупость», «Патологическая речь» и т.д., – можно найти в Писании и у Святых отцов. Без этого мы не могли бы ничего понимать.

Почему здравые понятия не действуют

Если все так хорошо и просто, откуда же берутся вопиющие образцы непонимания истинных и ложных понятий?

Чтобы слышать, нужны уши. Чтобы понять, нужен ум, и не ум вообще, а именно твой.

Это выглядит совершенной банальностью, но не все с этим согласны. Иррационалисты из числа православных модернистов яростно с этим спорят. Для них понятия если и приходят в голову, то помимо ума, вопреки уму, поверх ума.

Следовательно, беда не в том, что люди не понимают, что такое «гностицизм», «светский мистицизм» и другие понятия с нашего сайта. Сейчас они не понимают, но им ничто не мешает понять. Или мешает?

Мешает то, что современные люди (отдельные и каждый сам по себе) не испытывают сами себя, не подвергают критике свои понятия, которые у них уже есть. Следовательно, проблема не решается через пропаганду или миссию.

Александр Дугин

Возьмем такого откровенного гностика как Александр Дугин. У него в голове множество соображений, ложных и истинных, которые расположены в беспорядке. В этот беспорядок, как на внутреннюю помойку, он вбрасывает новые понятия. Поэтому бесполезно сообщать ему что-то новое. Он поступит с ним так же, как со всем остальным, превратив порядок в смешение.

С этой стороны о Дугине можно сказать, что он болен духовной болезнью неграмотности, не может ничего понять как должно. Но он же и глупец, так как говорит и учит, на самом деле не зная предмета.

Проблема не в понятиях, а в понимающих

Мы показали, что в понимании любых понятий нет ничего неестественно сложного или непосильного. То есть проблема не в том, что у православных людей какие-то не те понятия или что определены они не так понятно, как хотелось бы.

Проблема в том, что мало понимающих, желающих понимать. И чем более высокий общественный слой мы возьмем, тем меньше встретим там понимающих. Среди популярных блогеров или проповедников вы реже встретите разумных людей, чем в целом в обществе. Среди богословов доля неверующих (модернистов) намного больше, чем в церковном народе.

Из этого можно сделать печальный вывод: «Понимающих мало», а можно – и не печальный: «Они все-таки есть».

Значит, в области истины все находится на своих местах даже в наше время. Только «иди, и смотри».

Все проблемы с непониманием – случайные. Это греховная случайность.

Поддается ли гностицизм лечению

Да, и очень легко. Надо лишь подвергать свои понятия критике, а не совершать нелепое идолослужение тем мыслям, которые мелькают в твоей голове как «мысленные боги».

С другой стороны, гностицизм не поддается лечению, потому что требует перемены сердца.

Элементы нашей стратегии

Это, наверно, не сразу заметно, но на нашем сайте мы применяем сложную стратегию по объяснению понятий: над разъяснением их для себя и над объяснением другим.

Категории

У нас есть каталог понятий, разделенных на роды и виды и связанных отношениями антонимии, синонимии и омонимии.

Например, человек может не понимать, что такое «модернизм», но если он знает, что такое секта русификаторов, то он уже отчасти знает о модернизме. А если он вдобавок знает, что такое «экуменизм», то может уловить, что общего у этих двух направлений, а этим общим является как раз «модернизм».

Итак, категории – это тоже способ проверить свои понятия и даже открывать новые (для нас лично) истины.

Определения

Далее, у нас есть определения понятий, краткие и развернутые, где мы должны указывать на суть бытия вещи (Аристотель).

Умозаключения

Но это далеко не все. Лучше всего понятия проясняются в умозаключениях. Для составления умозаключений есть свои правила:, столь ненавидимые модернистами силлогизмы и, в более широком смысле, законы и образцы рассуждений. Писание и Святые отцы учат нас правильно соединять и разделять понятия в рассуждении.

Это очень важно, потому что неправильное соединение истинных понятий даст нам ложь, а не истину. А правильное рассуждение обнаружит, какие понятия ложные и в чем их ложь.

Примеры

Хотя, согласно блж. Августину, рассуждение следует предпочитать примерам, мы используем и их. На сайте собрано множество примеров модернизма: событий, текстов и лиц.

Например, православный пикник. За этим примером стоит понятие: «Развлечение». Это очень серьезное, глубокое понятие, одно из центральных для Нового времени. Так мы его вводим не прямо, а показываем на примере, и чем больше примеров развлечений, тем яснее понятие.

Событие, лица и тексты образуют историю модернизма, которая еще лучше нам объясняет и примеры и само понятие о модернизме.

Искусство чтения

Еще одним способом лучше понимать понятное служит искусство чтения, и прежде всего чтения Священного Писания Святыми отцами, прежде всего св. Иоанна Златоуста. Учимся мы правильно читать и гностические тексты, когда этого невозможно избежать.

Мы ведем и дискуссии с православными и гностиками, заочные и непосредственные. В них мы учимся утверждать и опровергать, давать определения.

Вот сколько способов понимать понятное открыто для желающих понимать. Причем, все приемы употребляются не по отдельности, а в разных сочетаниях.

Читатель может начинать с любого места: хоть с понятия, хоть с определения, хоть с примера. От примера можно перейти к понятию, от понятия к определению, и обратно – к новым примерам.

Два вывода

Итак, две духовные болезни: глупость и неграмотность, – подстерегают человека, и он по невнимательности, случайно становится неразумным вопреки своей разумной природе. Это очень плохо, и за этим ужасно наблюдать в себе, в других и в обществе в целом.

Но есть и обратная сторона: есть те, кто внимает себе («Себе внимай!»), и восходит к пониманию. И это уже не случайно. Истина – это закон для души.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

5 Responses

  1. Материал интересный и важный потому как основополагающий в коммуникации человечества.
    В помощь разуму, а иногда в замен, есть опыт иррационального мышления, интуиция. “Механизмы” этих явлений понимаются на наивном упрощенном уровне.
    Собственно средства “веры” определяются только сомнением. Эти обе категории не вмещаются узкие рамки гностицизма.

  2. Кто хочет христианскую жизнь с великой точностью вести в совершенстве, тот обязан всеми силами позаботиться прежде всего о смысле и о рассудке души, чтобы, – приобретши способность в точности различать доброе и худое, и во всяком случае распознавая, что в чистую природу привзошло несвойственного ей, – жить нам правильно и непреткновенно, и чтобы, пользуясь рассудком как глазом, быть нам в состоянии – не сдружаться и не входить в согласие с внушениями порока, а чрез это, сподобившись Божественного дара, соделаться достойными Господа.

    Преподобный Макарий Великий

  3. Примерно пять лет читаю ваш сайт и только сейчас могу сказать, что начал понимать, что вы вкладываете в понятие “модернизм”.
    В целом согласен.
    Но свербит лишь один вопрос:
    Не является ли антимодернизм формой развлечения для самих антимодернистов.

    1. “Ведь кто ограничивает разум одним лишь пустым произнесением Божественных слов, подобен попугаю, подражающему человеческим речам. Ведь это единственное животное среди пернатых выучивает и изображает человеческую речь, не имея по природе вообще ничего человеческого, как и тот, кто одним лишь пустым произнесением подражая, чтобы изумить слушателей, речам истинно разумных, не имеет стойкого ведения, проникнутого добродетельным деланием, воистину есть и по сути, и по прозванию некий новый фарисей, или недостойный священник, изображающий разум одним лишь произнесением слов, но совершенно лишённый мудрости, истинное существование которой обретается в делах, и оттого весьма надмевается и в кичении самомнения, питающего гордость его ума, восстаёт против слова истины, не понимая, видимо, что знание тех, кто им кичится без делания, есть явным образом Богословие демонов, которое ясно осудил Иисус в одержимом, признавшим Его Богом (Лк.4:33) – хотя такой человек и не чувствует, что поражён болезнью. “

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.