Search

Политическая массовая культура и о. Всеволод Чаплин

Согласно вчерашнему сообщению «Интерфакса», о. Всеволод Чаплин предлагает обсудить участие православных в политике. Мы не будем обсуждать актуальность этого вопроса, прозвучавшего спустя месяц после - и за пять лет до ближайших выборов. Секрет популярности выступлений о. Чаплина и состоит в их праздной непрактичности, которая хорошо соответствует светским представлениям о Церкви.
Политическая массовая культура и о. Всеволод Чаплин

Согласно вчерашнему сообщению «Интерфакса», о. Всеволод Чаплин предлагает обсудить участие православных в политике. Мы не будем обсуждать актуальность этого вопроса, прозвучавшего спустя месяц после – и за пять лет до ближайших выборов. Секрет популярности выступлений о. Чаплина и состоит в их праздной непрактичности, которая хорошо соответствует светским представлениям о Церкви.

По привычке выступая от имени Православной Церкви, о. Чаплин и в данном случае Америку не открывает, а воспроизводит известное клише об аполитичности Церкви при полной политической свободе выбора для членов Церкви:

Церковь позитивно воспринимает перспективу создания христианских или православных партий либо внутрипартийных групп, но не будет оказывать им эксклюзивной поддержки или давать благословения. Церковь – для всех, а не для сторонников одной политической силы.

Со всем тем, данный текст вызывает немалое удивление, если его рассмотреть внимательно. Где же эта Церковь «для всех», в которой мирно уживаются сторонники диктатуры пролетариата, прав человека, расовой гигиены и «анархии – матери порядка»? Кажется, ее еще все-таки нет, иначе это было бы чудовищной профанацией имени Христова, которое Церковь носит.

Ведь в обществе больше нет никаких политических сил, кроме соответствующих четырем массовым идеологиям Нового времени: марксизму, либерализму, фашизму (национал-социализму) и анархизму. Излишне говорить, что все они принципиально несовместимы с Христианством.

Правда, победа либерализма в нач. 90-х значительно нивелировала различия между идеологиями. Но к учению Церкви эта вселенская победа либерализма – или «конец истории» по Ф. Фукуяме – не имеет никакого отношения.

Как мы доказывали в статье «политика», сегодня наличествует только гностическая политика, а в ней христианам участвовать непозволительно. Мало того, существует еще и определенное принуждение к участию в такой политике, которому следует всеми способами сопротивляться, хотя такое побуждение исходит, например, от самого о. В. Чаплина (см.: О. Всеволод Чаплин встретился с председателем Избиркома В.Е. Чуровым).

Церковь не оказывает эксклюзивную поддержку той или иной политической силе,- пишет о. Чаплин. А не «эксклюзивную», или нескольким «политическим силам»? Разумеется, оказывает, особенно если под «церковью» понимать о. Чаплина, о. Макария (Маркиша) и В. Легойду.

Такова, так сказать, политическая реальность, что в ней сторонники обмирщения Церкви смыкаются со сторонниками гностической посюсторонней мистики. И эта реальность является вредным абсурдом, потому что идет прямо против основы веры, исповедуемой Церковью: веры в Бога-Истину, в Бога как в Верховное Благо.

Благоустройство человеческого общества укоренено в Боге, дающего всем просто и без упреков, от Которого исходит всякое даяние доброе и всякий дар совершенный (Иак. 1:5, 17). Следовательно, с христианской точки зрения общественный порядок не может являться областью соревнования мнений, хотя именно так и происходит в жизни массового человека живущего в массовом обществе.

Но, может быть, политическая жизнь РФ и других либерально-демократических режимов и не связана с абсолютной и неподвижной Истиной? Любопытно, но так и есть. Массовая политика совпадает не с Истиной, а с обыденной повседневной жизнью. Отсюда и происходит ощущение, что частный человек не может оставаться вне политики. Правда, в либеральных режимах эта тоталитарная составляющая менее заметна, нежели в тоталитарных, но противозаконное вовлечение человека в массовую сверхличную жизнь остается неизменным и там и там.

Массовый человек сам не укоренен в Истине и претерпевает разрушительные перемены в соответствии с ходом истории к ее катастрофическому концу. Для такого человека государственный строй становится предметом мнений, областью массовой культуры, как мода, спорт и т.п.

Так намерен ли о. Чаплин говорить о неизменной Истине, как подобает христианину, или он предлагает православным новый недостойный вид развлечения?

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

18 Responses

  1. Абсолютно правильный подход.
    Церковь участвует в политике, обличая ложь массовой идеологии и гнозиса.
    Личность не участвует в политике, но всегда призвана к исполнению личного религиозного долга. верность законному Государю и любовь к отечеству является частью этого долга. Все остальное – от лукавого.

    1. С таким набором качеств очень сложно защитить наши вековые социальные ценности.

      Если отсутствует готовность сообща с единомышленниками дать отпор возможным смутьянам, одной только личной верностью Государя не спасти и своих близких от врага не защитить.

      Если нет Государственного ополчения, будущее Государя, Родины и и своих близких вверяется нами представителям постоянных силовых структур, в среде которых, как показала история, и побеждают главные враги Государя и Отечества.

      1917 год показал, что именно свои силовые структуры и являются главным инструментом уничтожения государства, а не иностранные оккупанты, у которых для этого нет ни сил, ни – чаще всего – даже планов.

      Хотя репутация нынешнего генералитета и распространение коррупции среди силовиков-правоохранителей в целом не таковы, чтобы только им доверять Родину и быть уверенными, что среди них не вызреют мятежные и мародерские настроения, мы это “стараемся” не замечать. Трагедия нашей земли пока нас ничему не научила.

      1. Автор блога в Живом Журнале Андрей Круз пишет:

        “Можно говорить что угодно, аргументировать как угодно свое нежелание и неумение владеть оружием, но когда дело доходит до необходимости защищаться – вся эта болтовня облетит ненужной и глупой шелухой. Ни милиция, ни военные, ни МЧС и никто другой не смогут вовремя добраться до каждой квартиры, помочь каждому, эвакуировать каждого, и каждого же защитить. Если ты боец и тебе есть чем драться – ты не только защитишь себя, ты еще и другим способен помочь. Если же ты не можешь этого делать, хотя про возрасту и хотя бы половым признаком должен мочь – ты груз. Обуза, если говорить прямо. Из-за таких как ты не спасут какого-то старика, инвалида, женщину, ребенка – тех, кого действительно надо спасать. Ты своей беспомощной рыхлой тушей еще немного пригрузишь и без того глубоко сидящую лодку спасателей, добавишь веса в тот груз, который они должны дотащить до безопасного места.”

        Андрей Беляков размещает это на своей странице в ЖЖ под названием “Умная мысль” http://opolchenie.wordpress.com/2010/12/12/умная-мысль/#more-541
        и делает вывод:
        “Именно поэтому путь любого активного человека, не прикованного к постели, лежит в Государственное ополчение.
        Может быть, дополнением к этой мысли может послужить мой блог по АДРЕСУ http://opolchenie.wordpress.com/

        “Зачем выступать против Кремля?”
        http://opolchenie.wordpress.com/2011/12/14/1-3/

        “Так легко выбрать Кремль на роль главного виновника всех бед, да еще вообразить, будто выпады против Президента (с заглавной буквы у автора) и премьера помогут отогнать от кормушек всех жуликов и воров…”

        “На содержание Кремля уходят в масштабах страны и в пересчете на каждого россиянина очень незначительные средства. Например, семье Ельцина журналисты приписывали какие-то 200 миллионов долларов, да и это так и не удалось подтвердить.
        Но были бы 200 миллионов – это все равно менее полутора долларов с человека.”

        “…С Кремлем больше почвы для единения против общей угрозы.
        2. Союзничество с Кремлем может принести плоды только если у активных россиян будет Государственное ополчение….”
        “…А если Кремль не оценит такую инициативу? Не пойдет на союзничество с активным слоем?
        Более того, начнет спускать вниз антинародные и даже преступные приказы, как это было в истории и нашей земли, и других стран. Что тогда?
        Ответ:
        Все равно бороться не с Кремлем, а с исполнителями таких приказов…”

        Простите, Андрей, у Вас ус отклеился…
        Теперь можете без лишних реверансов приступать к дебатам с отцом Владимиром.
        Только учтите, в отличии от Вас ( http://opolchenie.wordpress.com/2011/03/07/kasp/#more-717 Оружие и аммуниция литовского ополченца) он вооружен Словом и Духом. Не повредитесь.

        1. А. Беляков воспроизводит сразу все идеологемы, с которыми наш сайт пытается бороться. Это полезно как объект для критики, но в целом очень вредно. Поэтому мне пришлось исключить его из числа комментаторов.

    2. “Личность не участвует в политике”

      Отец Владимир,

      Что Вы имеете в виду?

      Политика не такая же профессия как остальные для одних и не такое же волонтерство или дополнительная потребность как другие виды волонтерства и необходимости для других?

      Разве история Руси не дает нам многочисленные примеры участия активных людей в политической жизни страны и особенно их волостей и населенных пунктов?

  2. Меня не устраивает предложение отца Всеволода.

    Потому, что оно может привести нас, православных, в своеобразное “гетто”:

    Если у нас будет своя партия, то тем самым мы дадим право другим недружественным наших ценностям организациям также присутствовать на равных основаниях в нашей политической жизни. И это на земле Руси!

    Поэтому я считаю, что важно не свою партию создавать, а добиваться, чтобы все соперничающие политические силы не провозглашали ничего, что противно нашим ценностям. Или маргинализировались.

    Это гораздо важнее.

  3. “Так намерен ли о. Чаплин говорить о неизменной Истине, как подобает христианину, или он предлагает православным новый недостойный вид развлечения?”

    Ну почему политика является непременно недостойным видом развлечения?

    Действительно мир лежит во зле, и намного меньше отдельного человека может следовать за неизменной Истиной.

    Но и в этом мире у нас могут быть обязанности и задачи.

    Например, ответственность за подрастающее поколение не может не заставлять нас думать, как взять каждый на своем месте контроль над страной, а тех, кто бросает вызов нашим моральным ценностям, вытеснить из нашего круга и сделать неспособными к разрушительному протесту.

    1. Не боитесь, что вся жизнь в борьбе пройдет. за правое дело ” вытеснения” на митингах и в собраниях. Вопрос риторический. Конечно же не боитесь. Однако вы это море житейское ложкой не вычерпаете. А кто и про Бога может забыть в таких заботах. Считаю затею с партией вредной, и еще соблазнительной.

      1. Затея с партией и мне представляется контрпродуктивной.

        Что это за попытка создать себе “гетто”: партию, отражающую нашу верность вековым нравственным ценностям, ПРИЗНАВ ПРИ ЭТОМ ПРАВО ПАРАЛЛЕЛЬНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ. НАШИ ЦЕННОСТИ НЕ ПРИЗНАЮЩИХ?!

        Конечно правильнее стремиться не к созданию своей партии а к тому, чтобы ни одна партия не пыталась бросить вызов нравственным ценностям Руси. Или оказывалась бы аутсайдером.

        А что до остального, то не лицемерим ли мы?

        Ведь у нас много дел и развлечений, которые вряд ли наиболее способствуют нашему духовному росту. Но мы им предаемся.

        А как о политике заходит речь – так сразу заводим разговор о ее “недуховности”.

        Тем более, что еще стоит подумать, что мы понимаем под словом “политика”. Вообще-то слово появилось у древних греков, и древние греки называли “политикой” любую деятельность в социуме.

        От политики в таком ее понимании всякому живущему в мире отказаться практически невозможно.

      2. Боюсь что по поводу “нравственных ценностей Руси” среди самих православных выйдет нешуточная дискуссия.

      3. У православных есть нравственные ценности определенные Божественным Откровением, посему между истинными православными дискуссии здесь быть не может.

      4. Вы правильно сказали. Однако споры могут быть. Темы, пожалуйста: национализм, империя, монархия. Эти вещи в иных головах вполне подходят под определение так называемых нравственных ценностей Руси. Также возможны некоторые разногласия по линии стяжательство-нестяжательство. Поэтому и надо держаться за ценности нашей Православной веры, а не Руси. Под которыми можно понимать все что угодно. Речь шла об этом.

      5. Евгений, об этом я и сказал :) У России нет каких то “отдельных” или особых нравственных ценностей. Люди либо принимают Откровение с Его ценностями, либо нет. Полумеры здесь – путь в никуда.
        Про монархию уже где то был разговор, о том, что с позиция Откровения именно она то и необходима. Отец Владимир все очень четко и грамотно там разложил по полочкам. Если кто то даст Евгению ссылочку будет очень хорошо, я сам не помню в какой теме это было.

  4. Иван,

    Вы пишете:

    “Простите, Андрей, у Вас ус отклеился…”

    Нет, Иван, усы и борода у меня свои. Да и имени и данных на меня я в отличие от Вас не скрываю. Ни от Вас, ни от моих родственников, соседей и сослуживцев. Как и моих взглядов.

    Любой человек может сам узнать, прикормленный ли я коррумпированной “элитой” агент или человек с нормальной для верных сынов России репутацией.

    Так что мимо.

    Про литовского ополченца я не понял.

    1. Что же это за агент которого любой человек может узнать?
      Впрочем не об этом речь.
      И не о том как при помощи саперской лопатки защитить свое “рыхлое тело” и бизнес от люмпенов-бунтарей,
      а о том, как спасти свою бессмертную душу.
      И похоже о. Всеволод (Чаплин) здесь мне не помошник.

      1. Если Вы ушли в монастырь, то защищать Родину силой и маневром в составе ополчения или как верный силовик-профессионал Вам действительно не стоит.

        Но для мирян посильно участвовать в защите Родины от внешних и внутренних врагов – это моральная обязанность.

        А вот саперная лопатка не нужна:

        В современном мире другие алгоритмы местной защиты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.