Search

Политическая массовая культура и о. Всеволод Чаплин

Согласно вчерашнему сообщению «Интерфакса», о. Всеволод Чаплин предлагает обсудить участие православных в политике. Мы не будем обсуждать актуальность этого вопроса, прозвучавшего спустя месяц после - и за пять лет до ближайших выборов. Секрет популярности выступлений о. Чаплина и состоит в их праздной непрактичности, которая хорошо соответствует светским представлениям о Церкви.
Политическая массовая культура и о. Всеволод Чаплин

Согласно вчерашнему сообщению «Интерфакса», о. Всеволод Чаплин предлагает обсудить участие православных в политике. Мы не будем обсуждать актуальность этого вопроса, прозвучавшего спустя месяц после – и за пять лет до ближайших выборов. Секрет популярности выступлений о. Чаплина и состоит в их праздной непрактичности, которая хорошо соответствует светским представлениям о Церкви.

По привычке выступая от имени Православной Церкви, о. Чаплин и в данном случае Америку не открывает, а воспроизводит известное клише об аполитичности Церкви при полной политической свободе выбора для членов Церкви:

Церковь позитивно воспринимает перспективу создания христианских или православных партий либо внутрипартийных групп, но не будет оказывать им эксклюзивной поддержки или давать благословения. Церковь – для всех, а не для сторонников одной политической силы.

Со всем тем, данный текст вызывает немалое удивление, если его рассмотреть внимательно. Где же эта Церковь «для всех», в которой мирно уживаются сторонники диктатуры пролетариата, прав человека, расовой гигиены и «анархии – матери порядка»? Кажется, ее еще все-таки нет, иначе это было бы чудовищной профанацией имени Христова, которое Церковь носит.

Ведь в обществе больше нет никаких политических сил, кроме соответствующих четырем массовым идеологиям Нового времени: марксизму, либерализму, фашизму (национал-социализму) и анархизму. Излишне говорить, что все они принципиально несовместимы с Христианством.

Правда, победа либерализма в нач. 90-х значительно нивелировала различия между идеологиями. Но к учению Церкви эта вселенская победа либерализма – или «конец истории» по Ф. Фукуяме – не имеет никакого отношения.

Как мы доказывали в статье «политика», сегодня наличествует только гностическая политика, а в ней христианам участвовать непозволительно. Мало того, существует еще и определенное принуждение к участию в такой политике, которому следует всеми способами сопротивляться, хотя такое побуждение исходит, например, от самого о. В. Чаплина (см.: О. Всеволод Чаплин встретился с председателем Избиркома В.Е. Чуровым).

Церковь не оказывает эксклюзивную поддержку той или иной политической силе,- пишет о. Чаплин. А не «эксклюзивную», или нескольким «политическим силам»? Разумеется, оказывает, особенно если под «церковью» понимать о. Чаплина, о. Макария (Маркиша) и В. Легойду.

Такова, так сказать, политическая реальность, что в ней сторонники обмирщения Церкви смыкаются со сторонниками гностической посюсторонней мистики. И эта реальность является вредным абсурдом, потому что идет прямо против основы веры, исповедуемой Церковью: веры в Бога-Истину, в Бога как в Верховное Благо.

Благоустройство человеческого общества укоренено в Боге, дающего всем просто и без упреков, от Которого исходит всякое даяние доброе и всякий дар совершенный (Иак. 1:5, 17). Следовательно, с христианской точки зрения общественный порядок не может являться областью соревнования мнений, хотя именно так и происходит в жизни массового человека живущего в массовом обществе.

Но, может быть, политическая жизнь РФ и других либерально-демократических режимов и не связана с абсолютной и неподвижной Истиной? Любопытно, но так и есть. Массовая политика совпадает не с Истиной, а с обыденной повседневной жизнью. Отсюда и происходит ощущение, что частный человек не может оставаться вне политики. Правда, в либеральных режимах эта тоталитарная составляющая менее заметна, нежели в тоталитарных, но противозаконное вовлечение человека в массовую сверхличную жизнь остается неизменным и там и там.

Массовый человек сам не укоренен в Истине и претерпевает разрушительные перемены в соответствии с ходом истории к ее катастрофическому концу. Для такого человека государственный строй становится предметом мнений, областью массовой культуры, как мода, спорт и т.п.

Так намерен ли о. Чаплин говорить о неизменной Истине, как подобает христианину, или он предлагает православным новый недостойный вид развлечения?

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

О жизни во Христе. Слово шестое

Каким образом сохранить нам жизнь, полученную через Таинства блж. Николай Кавасила 1. Таково то, что из жизни во Христе относится к Самому Христу и что приличествует Ему единому. Поелику же

Экуменизм на Евхаристическом конгрессе в Дублине

Организаторы 50-ого международного Евхаристического конгресса, который состоится с 10 по 17 июня в Дублине, предполагают привлечь Православную Церковь к его подготовке, а также в участию в официальной программе.

Экуменический кулич

В Храме-памятнике в честь Всех святых в Минске состоялся Первый молодежный экуменический фестиваль-выставка «Пасхальный кулич».

По разделам

18 Responses

  1. Абсолютно правильный подход.
    Церковь участвует в политике, обличая ложь массовой идеологии и гнозиса.
    Личность не участвует в политике, но всегда призвана к исполнению личного религиозного долга. верность законному Государю и любовь к отечеству является частью этого долга. Все остальное – от лукавого.

    1. С таким набором качеств очень сложно защитить наши вековые социальные ценности.

      Если отсутствует готовность сообща с единомышленниками дать отпор возможным смутьянам, одной только личной верностью Государя не спасти и своих близких от врага не защитить.

      Если нет Государственного ополчения, будущее Государя, Родины и и своих близких вверяется нами представителям постоянных силовых структур, в среде которых, как показала история, и побеждают главные враги Государя и Отечества.

      1917 год показал, что именно свои силовые структуры и являются главным инструментом уничтожения государства, а не иностранные оккупанты, у которых для этого нет ни сил, ни – чаще всего – даже планов.

      Хотя репутация нынешнего генералитета и распространение коррупции среди силовиков-правоохранителей в целом не таковы, чтобы только им доверять Родину и быть уверенными, что среди них не вызреют мятежные и мародерские настроения, мы это “стараемся” не замечать. Трагедия нашей земли пока нас ничему не научила.

      1. Автор блога в Живом Журнале Андрей Круз пишет:

        “Можно говорить что угодно, аргументировать как угодно свое нежелание и неумение владеть оружием, но когда дело доходит до необходимости защищаться – вся эта болтовня облетит ненужной и глупой шелухой. Ни милиция, ни военные, ни МЧС и никто другой не смогут вовремя добраться до каждой квартиры, помочь каждому, эвакуировать каждого, и каждого же защитить. Если ты боец и тебе есть чем драться – ты не только защитишь себя, ты еще и другим способен помочь. Если же ты не можешь этого делать, хотя про возрасту и хотя бы половым признаком должен мочь – ты груз. Обуза, если говорить прямо. Из-за таких как ты не спасут какого-то старика, инвалида, женщину, ребенка – тех, кого действительно надо спасать. Ты своей беспомощной рыхлой тушей еще немного пригрузишь и без того глубоко сидящую лодку спасателей, добавишь веса в тот груз, который они должны дотащить до безопасного места.”

        Андрей Беляков размещает это на своей странице в ЖЖ под названием “Умная мысль” http://opolchenie.wordpress.com/2010/12/12/умная-мысль/#more-541
        и делает вывод:
        “Именно поэтому путь любого активного человека, не прикованного к постели, лежит в Государственное ополчение.
        Может быть, дополнением к этой мысли может послужить мой блог по АДРЕСУ http://opolchenie.wordpress.com/

        “Зачем выступать против Кремля?”
        http://opolchenie.wordpress.com/2011/12/14/1-3/

        “Так легко выбрать Кремль на роль главного виновника всех бед, да еще вообразить, будто выпады против Президента (с заглавной буквы у автора) и премьера помогут отогнать от кормушек всех жуликов и воров…”

        “На содержание Кремля уходят в масштабах страны и в пересчете на каждого россиянина очень незначительные средства. Например, семье Ельцина журналисты приписывали какие-то 200 миллионов долларов, да и это так и не удалось подтвердить.
        Но были бы 200 миллионов – это все равно менее полутора долларов с человека.”

        “…С Кремлем больше почвы для единения против общей угрозы.
        2. Союзничество с Кремлем может принести плоды только если у активных россиян будет Государственное ополчение….”
        “…А если Кремль не оценит такую инициативу? Не пойдет на союзничество с активным слоем?
        Более того, начнет спускать вниз антинародные и даже преступные приказы, как это было в истории и нашей земли, и других стран. Что тогда?
        Ответ:
        Все равно бороться не с Кремлем, а с исполнителями таких приказов…”

        Простите, Андрей, у Вас ус отклеился…
        Теперь можете без лишних реверансов приступать к дебатам с отцом Владимиром.
        Только учтите, в отличии от Вас ( http://opolchenie.wordpress.com/2011/03/07/kasp/#more-717 Оружие и аммуниция литовского ополченца) он вооружен Словом и Духом. Не повредитесь.

        1. А. Беляков воспроизводит сразу все идеологемы, с которыми наш сайт пытается бороться. Это полезно как объект для критики, но в целом очень вредно. Поэтому мне пришлось исключить его из числа комментаторов.

    2. “Личность не участвует в политике”

      Отец Владимир,

      Что Вы имеете в виду?

      Политика не такая же профессия как остальные для одних и не такое же волонтерство или дополнительная потребность как другие виды волонтерства и необходимости для других?

      Разве история Руси не дает нам многочисленные примеры участия активных людей в политической жизни страны и особенно их волостей и населенных пунктов?

  2. Меня не устраивает предложение отца Всеволода.

    Потому, что оно может привести нас, православных, в своеобразное “гетто”:

    Если у нас будет своя партия, то тем самым мы дадим право другим недружественным наших ценностям организациям также присутствовать на равных основаниях в нашей политической жизни. И это на земле Руси!

    Поэтому я считаю, что важно не свою партию создавать, а добиваться, чтобы все соперничающие политические силы не провозглашали ничего, что противно нашим ценностям. Или маргинализировались.

    Это гораздо важнее.

  3. “Так намерен ли о. Чаплин говорить о неизменной Истине, как подобает христианину, или он предлагает православным новый недостойный вид развлечения?”

    Ну почему политика является непременно недостойным видом развлечения?

    Действительно мир лежит во зле, и намного меньше отдельного человека может следовать за неизменной Истиной.

    Но и в этом мире у нас могут быть обязанности и задачи.

    Например, ответственность за подрастающее поколение не может не заставлять нас думать, как взять каждый на своем месте контроль над страной, а тех, кто бросает вызов нашим моральным ценностям, вытеснить из нашего круга и сделать неспособными к разрушительному протесту.

    1. Не боитесь, что вся жизнь в борьбе пройдет. за правое дело ” вытеснения” на митингах и в собраниях. Вопрос риторический. Конечно же не боитесь. Однако вы это море житейское ложкой не вычерпаете. А кто и про Бога может забыть в таких заботах. Считаю затею с партией вредной, и еще соблазнительной.

      1. Затея с партией и мне представляется контрпродуктивной.

        Что это за попытка создать себе “гетто”: партию, отражающую нашу верность вековым нравственным ценностям, ПРИЗНАВ ПРИ ЭТОМ ПРАВО ПАРАЛЛЕЛЬНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ. НАШИ ЦЕННОСТИ НЕ ПРИЗНАЮЩИХ?!

        Конечно правильнее стремиться не к созданию своей партии а к тому, чтобы ни одна партия не пыталась бросить вызов нравственным ценностям Руси. Или оказывалась бы аутсайдером.

        А что до остального, то не лицемерим ли мы?

        Ведь у нас много дел и развлечений, которые вряд ли наиболее способствуют нашему духовному росту. Но мы им предаемся.

        А как о политике заходит речь – так сразу заводим разговор о ее “недуховности”.

        Тем более, что еще стоит подумать, что мы понимаем под словом “политика”. Вообще-то слово появилось у древних греков, и древние греки называли “политикой” любую деятельность в социуме.

        От политики в таком ее понимании всякому живущему в мире отказаться практически невозможно.

      2. Боюсь что по поводу “нравственных ценностей Руси” среди самих православных выйдет нешуточная дискуссия.

      3. У православных есть нравственные ценности определенные Божественным Откровением, посему между истинными православными дискуссии здесь быть не может.

      4. Вы правильно сказали. Однако споры могут быть. Темы, пожалуйста: национализм, империя, монархия. Эти вещи в иных головах вполне подходят под определение так называемых нравственных ценностей Руси. Также возможны некоторые разногласия по линии стяжательство-нестяжательство. Поэтому и надо держаться за ценности нашей Православной веры, а не Руси. Под которыми можно понимать все что угодно. Речь шла об этом.

      5. Евгений, об этом я и сказал :) У России нет каких то “отдельных” или особых нравственных ценностей. Люди либо принимают Откровение с Его ценностями, либо нет. Полумеры здесь – путь в никуда.
        Про монархию уже где то был разговор, о том, что с позиция Откровения именно она то и необходима. Отец Владимир все очень четко и грамотно там разложил по полочкам. Если кто то даст Евгению ссылочку будет очень хорошо, я сам не помню в какой теме это было.

  4. Иван,

    Вы пишете:

    “Простите, Андрей, у Вас ус отклеился…”

    Нет, Иван, усы и борода у меня свои. Да и имени и данных на меня я в отличие от Вас не скрываю. Ни от Вас, ни от моих родственников, соседей и сослуживцев. Как и моих взглядов.

    Любой человек может сам узнать, прикормленный ли я коррумпированной “элитой” агент или человек с нормальной для верных сынов России репутацией.

    Так что мимо.

    Про литовского ополченца я не понял.

    1. Что же это за агент которого любой человек может узнать?
      Впрочем не об этом речь.
      И не о том как при помощи саперской лопатки защитить свое “рыхлое тело” и бизнес от люмпенов-бунтарей,
      а о том, как спасти свою бессмертную душу.
      И похоже о. Всеволод (Чаплин) здесь мне не помошник.

      1. Если Вы ушли в монастырь, то защищать Родину силой и маневром в составе ополчения или как верный силовик-профессионал Вам действительно не стоит.

        Но для мирян посильно участвовать в защите Родины от внешних и внутренних врагов – это моральная обязанность.

        А вот саперная лопатка не нужна:

        В современном мире другие алгоритмы местной защиты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.