Мы подробно изучали политику силы не потому, что она нам интересна, и не для борьбы с ней. Мы образовали такое понятие как «политика силы», чтобы понять, как обстоят дела.
От представителей политики силы мы узнаём, что политика правды им отвратительна. В особенности им ненавистно нездешнее совершенство христиан. Эта ненависть говорит нам, что политика правды существует хотя бы как норма.
Политика правды очень важна для нас. Мы только о ней и думаем, потому что мы бы хотели ей соответствовать в своих мыслях и делах. Политика правды дает инструменты для понимания, позволяет легко и правильно соединять правильные мысли. Но дает не всем, и об этом надо сказать в самом начале.
Свобода
Мы уже выяснили, что политика силы основана на мифе о свободе. Человек считает себя свободным в мире естественном и сверхъестественном, в Церкви и государстве, в обществе и морали.
Миф свободы социально действенен и служит для гностического познания, потому что в нем есть доля правды. Человек в самом деле имеет возможность поступить в каждом случае так или иначе. На это вся правда мифа о свободе заканчивается, потому что человек поступает всегда одинаково (Откр. 22:11). Так происходит оттого, что у поступков есть основания. Никто не поступает беспричинно. Каждый следует своему разуму, духовно здоровому или больному.
Правда политики правды
Политика правды основывается на истине, внешней для человека. Правда для политики правды – не своя, а чужая, заемная. Правда – это благодать и дар.
Правда о человеке гласит, что он несвободен. Причем несвободу надо понимать в определенном смысле:
- Человек не сам себя сотворил;
- Все его действия происходят перед Лицем Божиим;
- За мысли, слова и дела человек ответит на Суде Христовом.
Все делают только то, чего не могут не делать, поступают не своевольно, а по каким-либо основаниям. Значит люди могут справедливо судить о людях и об их делах. Не получается сказать, что люди отдельно, а их мысли, слова и дела отдельно. Эти слова и дела уничтожает или доводит до совершенства Господь наш Иисус Христос.
Так вот как политика правды соединена с благодатью: невидимой нитью исполнения воли Божией (Мф. 7:24-27).
Политика правды и политика силы
Политика правды всегда будет выглядеть в невыгодном свете, если сравнивать ее с политикой силы. «Положительная программа» у нас слабее, чем наше обличение политики силы, но зато
политика правды распутывает то, что запутано политикой силы.
Политика силы создает путаницу, запутывает в ней человека. В политике правды все эти противоречия начинают одно за другим разрешаться.
Политика силы бессильна и ничего не меняет, но помпезна, вся в великих планах.
Политика правды скромна, но только в ней происходит все действительно важное.
Политика силы возможна со стороны и бессильного человека, каковы на деле все идеологи, гностики, модернисты. Политика правды требовательна, ее суд строг, и без правды она невозможна.
Политика силы полагается только на свой суд, политика правды – на суд Божий.
Бунт абсолютно свободного человека приводит его к компромиссам. А политик правды свободен от компромисса, и кажется поэтому самым гордым из всех гордецов.
О политике правды говорить опасно и трудно
Трудно говорить о политике правды. О ней говорить опасно. А политику силы можно ругать без опаски и с большой пользой для души. Отчего так?
Оттого что политику правды легко спутать с политикой силы. Мы все время скатываемся к тому, что политика правды это альтернативная политическая программа, правильная утопия. Нам хотелось бы, чтобы политика правды была сильнее политики силы.
Правда неприятна, ее надо мыслить. Ты узнаёшь истину и испытываешь удивление. Я бы даже назвал это отвращением. Ты отталкиваешься и уходишь от истины, но не можешь уйти совсем, и поэтому возвращаешься к ней.
Так Премудрость испытывает человека:
Сначала она пойдет с ним путями извилистыми, наведет на него страх и боязнь и будет мучить его своим водительством, доколе не уверится в душе его и не искусит его своими уставами; но потом она выйдет к нему на прямом пути и обрадует его и откроет ему тайны свои. Если он совратится с пути, она оставляет его и отдает его в руки падения его (Сир. 4:18-22).
Политика правды опасна, потому что непредсказуема. Когда мы идем за правдой, то выходим в незнаемое и неподвластное нам. Мы не знаем, куда идем, но знаем, чем все кончится.
Кто творит добро, исполняет заповеди, тот не осваивает ситуацию, не делает ее своей. Земное и небесное остается не в нашей власти.
Здесь все непредсказуемо, но в правде нет и ничего нового, изобретенного. Здесь все твердо установлено, непоколебимо находится в своих пределах.
Что же такое политика правды?
Политика правды – это повиновение Божественному закону в делах человеческих, справедливое действие ради общественного блага.
Правда имеет неземной источник, но проявляется в земной политике. В этом не было никакого противоречия, пока существовало христианское государство. Сегодня государства нет, заменить его нечем, и где же тогда оказывается политика правды?
Почему это политика?
Политика правды есть особая область человеческой разумной и справедливой деятельности. Политика правды – это собственно политика, то есть участие гражданина в суде и власти.
Сегодня политическая природа политики правды не видна по нескольким причинам. Во-первых, духовно больное общество не может получить пользу от правды, не различает ее от лжи. А во-вторых, христианин участвует в суде и власти скорее как подсудимый и гонимый.
Где мы находим политику правды?
Политика правды не вездесуща. Мы не назовем «политикой» акт веры или исполнение заповеди. Политика правды ограничена как человеческая и правдива как Божественная.
Где же политика правды? В Церкви, в политике, искусстве, образовании, общественных отношениях. Она всюду, где христианин поступает по справедливости, например, сопротивляется Церковной реформе.
В конфликте с политикой силы
Сегодня политика силы захватывает все поле человеческих отношений. Она не оставляет места для политики правды, но не это делает наш путь узким, а их путь – широким.
Мы смотрим на один и тот же мир, но видим разную картину. Политика правды видит только узкий путь, по которому его ведет Премудрость. Перед политикой силы открыт мир бесконечных возможностей и волшебных превращений.
Ярче всего правда сияет, когда Христианство сталкивается с политикой силы. Таков был подвиг Новомучеников и исповедников Российских.
Если бы коммунисты не обвиняли их в политических преступлениях, мы бы не стали говорить о Новомучениках как представителях политики правды. Это для них низко, слишком мало. Из свидетельства Новомучеников перед лицом гонителей мы увидели, что в подвиге Новомучеников была любовь к ближним, и она выражалась в заботе об общественном благе.
Для общества эпохи Сталина и Берии было хорошо, что в нем были христиане. Но это общество было настолько больно, что люди не могли никак извлечь пользу и убили тех, кто хотел им ее принести.
Политика предполагает государственную дружбу людей, добровольное подчинение и помощь одного другому. В революции возникает общество, в котором ничего этого нет, где вместо дружбы – вражда.
Политика правды в наши дни
Здесь мы можем теперь дать еще одно определение политике правды. В наше время политика правды – это действие ради общественного блага в таком обществе, которое не понимает своего блага.
В том и состоит вся суть политики правды, что правда есть, но в руки не дается.
Следы дел человеческих исчезают, слова забываются, а правда остается, и глупо спрашивать: где она, когда ей никто не следует. И где находится тот вечный позор, которым себя покрыли сергиане и отступники от Христа?
Поэтому политике правды нет места в этом мире. Но в каком мире!
Христиане здесь никто, и за ними никто не стоит. У них ничего нет в этом мире, и даже сами они не свои (1 Кор. 6:19).
Они не могут устроиться в этом мире, и поэтому находятся нигде. Они отказываются от неразумных желаний и нечестивых планов, осуществимых при гностических режимах.
И вот какое странное дело: именно христианам нужна политика правды. Без нее почему-то нельзя богословствовать и бороться за нравственность. Без нее нельзя по-настоящему рассориться с левыми и правыми модернистами, разного рода бесстыдными и нечестными людьми. Правда защищает и от примирения с идеологиями и с религиями силы, типа магометанства.
В следующей статье надо будет рассказать о свойствах политики правды, о том, почему она не идет на компромисс и как относится к тому, что ее преследует политика силы.
Я постараюсь рассказать о том, как политика правды мыслит и на каком языке она говорит. В дальнейшем мы перейдем к теме возражений, которые могут быть выдвинуты против политики правды. На этом наше исследование политики силы будет считаться завершенным.
5 Responses
Спаси Христос тебя Роман!