Слово архиеп. Феофана Полтавского, произнесенное в Варне (Болгария) 21 августа 1929 г.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Позде бывшу, приведоша к Нему бесны многи, и изгна духи словом, и вся болящия исцели». (Мф. 8:16). Такие слова присоединяет Евангелист Матфей к своему повествованию в ныне чтенном Евангелии об исцелении расслабленного слуги Капернаумского сотника. Могут спросить: а существуют ли «бесноватые» в настоящее время, и если существую, то возможно ли их исцеление?
На этот вопрос мы ответим не отвлеченными рассуждениями, а изложением того, что действительно про-изошло в наши, не столь отдаленные времена и чему современниками и свидетелями мы сами были.
В 1909 г. по всему Петербургу разнесся слух о том. что 16-тилетний юноша Павел Ильин, одержимый каким-то необъяснимым для науки недугом, привезен был к литургии в Иоанновский Петроградский монастырь на Карповке и здесь чудесно исцелился у гробницы о. Иоанна Кронштадтского. Произошло это так. Во время Херувимской песни он вырвался из рук пятнадцати сильных мужчин, державших его, и затем пронесся по воздуху над народом к западным вратам храма и у входа в храм упал без чувств. Бесчувственного его взяли и принесли к гробнице отца Иоанна. Здесь больной на краткое время очнулся. а затем крепко заснул. Во время сна явился ему о. Иоанн дал наставление, исповедал и велел ехать в Валаамский монастырь.
Что происходило во сне? Больной, проснувшись, не хотел говорить об этом и если бы не отрывочные слова, сказанные вслух во время сна: «О. Иоанн. прости, помолись, исполню». — то возможно. что больной все скрыл бы. Но когда он услышал от окружающих его эти слова и понял. что они знают о происшедшем, все открыл. Вот что произошло с ним. Он увидел о. Иоанна сидящим в кресле у своей гробницы. О. Иоанн сказал ему: «ты видишь меня в таком виде, в каком никто меня не видел. Служи по мне панихиды. как это установлено Церковью. Но Великому Богу угодно меня прославить. Придет время. и по мне служить будут молебны»; затем дунул на больного. благословил его и добавил: «в свое время я скажу тебе, что нужно будет делать для полного исцеления». И после этих слов скрылся. Окружавшие видели в это время. как больной грыз зубами своими мраморную гробницу о. Иоанна и диким голосом кричал: «О великий Угодник и Пророк Иоанн! Выхожу. выхожу… но не совсем»… Конечно, кричал это не больной, а обитавший в нем демон. — После этого Павел уже не так страдал от своей болезни, но еще не совсем выздоровел. В том же 1909 г. он переехал в Выборг, записался в послушники Валаамского монастыря и поселился в архиерейском доме в городе Сердоболе (имение Хюмпеля). Здесь он исполнял послушание на огороде и прислуживал в качестве чтеца при церкви. В 1911 году 19 октября – в день памяти преподобного Иоанна Рыльского и тезоименитства о. Иоанна Кронштадтского, Господь благоволил явить новую милость Свою болящему Павлу чрез о. Иоанна.
На этот раз с ним произошло следующее. Вечером в этот дом, после всенощного бдения, брат Павел, во время чтения акафиста Божией Матери, пришел в состояние восхищения. Его духовному взору открылось дивное видение. Первоначально во славе явился о. Иоанн Кронштадтский с преподобным Иоанном Рыльским. Затем св. Павел Фивейский и св. Афанасий Афонский и множество других преподобных отцов. Все они приветствовали друг друга радостными возгласами: «радуйся, Иоанне: радуйся, Павле. радуйся Афанасие»! … А наконец за ними явилась Сама Богоматерь в неописуемой славе, при появлении Которой, хор преподобных отцов торжественно воспел песнь: «Взбранной воеводе победительная»! После этого о. Иоанн Кронштадтский подошел к брату Павлу и сказал: «а теперь выйди из тела и душой последуй за нами». Весьма трудно было исполнить это повеление Павлу, но он исполнил его и последовал за святыми отцами. «Они мне показывали, — говорил Павел. — первоначально райские обители и наслаждения, предназначенные для добродетельных, а затем мучения грешников. Как слава и блаженство праведников, так и мучения грешников не поддаются описанию. Когда было все показано, о. Иоанн Кронштадтский стал наставлять меня, как жить, и для получения окончательного исцеления повелел мне вновь войти в свое тело и отправиться в Оптину Пустынь к старцу о. Варсонофию». Такими словами закончил свое повествование о виденном им в состоянии восхищения брат Павел. В ноябре того же 1911 г. он ездил к отцу Варсонофию в сопровождении валаамского иеродиакона именем Варсонофия же. Старец был предупрежден о приезде больного. принял его, исповедал и причастил и после этого последовало окончательное исцеление. До 1912 г. исцеленный Павел, уже совершенно здоровый, жил по прежнему в Сердоболе, а затем призван был к отбыванию воинской повинности. В 1914 году участвовал в великой войне. Жив ли он в настоящее время или погиб во время этой войны и последовавшей за нею революции, — остается неизвестным. Но он через иеромонаха Валаамского Варсонофия, некогда сопровождавшего его в Оптину Пустынь, переслал мне свои записки для обнародования их через десять лет после своего исцеления. Из этих, написанных им собственноручно записок видно, какою болезнью болел он, и по какой причине:
Во время пребывания своего в Москве Павел впал в тяжелую нужду. Нигде он не мог найти работы для себя и все близкие и знакомые отказались от него. Тяжелая нужда доводила его до уныния и до отчаяния: неоднократно приходили ему мысли о самоубийстве. В одну из таких минут внезапно явился ему таинственный старец и сказал: «я помогу тебе, если ты собственною кровию письменно удостоверишь, что будешь верен мне и здесь на земле и по смерти твоей. «Кто же ты такой, чтобы мне верить в тебя и довериться тебе?» — спросил Павел. «Я тот самый, — ответил явившийся, – которого ненавидит ваша Церковь!» «Хорошо, я буду верен тебе!» – заявил ослепленный отчаянием юноша, и дал требуемую подписку. «Ну теперь ты должен сбросить с своей шеи лишнюю обузу» – сказал таинственный старец и указал при этом на крест. Юноша снял крест и таким образом отрекся от Христа и продал душу свою диаволу, За это отречение от Христа и предательство диаволу вселился в него злой дух и с тех пор он стал бесноватым. От этого то духа беснования и исцелил его о. Иоанн Кронштадтский, частью непосредственно, а отчасти чрез посредство Оптинского старца Варсонофия.
Из всего сказанного видно, что бесноватые или одержимые нечистыми духами существуют и в настоящее время. Духу беснования предаются они за нечестивую жизнь и особенно за грехи богоотречения и богохульства. Но существуют в настоящее время и праведники, угодившие Богу, которые имеют силу и власть изгонять злых духов. Величайшим из таких чудотворцев последнего времени является о. Иоанн Кронштадтский. Он настолько угодил Господу своею святою жизнью, что уже ныне числится в райских обителях в лике преподобных наряду со св. Антонием Великим. св. Павлом Фивейским, св. Афанасием Афонским и св. Иоанном Рыльским. Великому Богу угодно, — как он сам сказал, — в скором времени прославить его и на земле, как прославлен он уже на небесах. Глубокопоучительное же повествование об отроке Павле помимо своего непосредственного значения имеет и более глубокий символический смысл. — Этот бесноватый отрок прообразует собою нашу несчастную и многострадальную Россию. И она несчастная, как этот отрок Павел, предана духу беснования за свои грехи и за свое нечестие. Предана не по причинам оставления ее Богом, а по причине особенной любви Его к ней. Ибо “его же любит Господь, наказует, и биет всякого сына, его же приемлет2 (Евр. 12:6), “да спасет дух его” (1 Кор. 5:5). Мы имеем на небесах многочисленный сонм святых чудотворец и древних и новых, имеющих власть над злыми духами. Будем усердно молиться им, да избавят нашу несчастную страну от насилия демонского. Лик преподобных молитвенников на небесах возглавляет Сама Пречистая Богоматерь. Будем молится и Ей: Пречистая Дево, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся. Невесто Неневестная! – Аминь.
Архиеп. Феофан Полтавский
Источник: Феофан (Быстров), архиеп. Посмертное чудо о. Иоанна Кронштадтского. Слово, произнесенное в Варне (Болгария) 21 августа 1929 г. // Православная жизнь. – 1952. – январь, № 1. – С. 7-10.
Один ответ
Спаси Господи!