Достойная, консолидированная и крепкая Церковь

Образец патологической речи.

6 января на канале «Россия-24» митр. Иларион (Алфеев) отвечал на вопросы.

Митр. Волоколамский Иларион, напомним, председатель Отдела внешних церковных связей, и в соответствии со своей должностью профессионально владеет политической речью.

Для нас ценен ответ митрополита на вопрос о главных событиях и проблемах 2019 года. По его мнению, самой главной проблемой и вызовом для Русской Церкви было “предоставление так называемой «автокефалии» Константинопольским Патриархом группе украинских раскольников”.

Проблема? Вызов?

Как мы видим, митр. Иларион оценивает это необычайно важное событие, и делает это довольно неточно. Почему это “проблема”, почему это “вызов”? Мы ведь не называем “проблемой” и “вызовом”, например, ограбление банка. Раскол – это не проблема ни в каком смысле слова, разве только если мы еще не до конца выяснили: раскол это или нет.

И все-таки эти слова выбраны хотя и автоматически, но и не случайно. Дело в том, что проблема подлежит не суду, а решению. Проблему можно решить. Это как бы вопрос, и стоит над ним хорошенько подумать, как в голову придет тот или иной ответ, прямой или уклончивый.

То же и с известным штампом “вызов“. Это “вызов” не в смысле серии дерзких и выходящих за все человеческие и общественные пределы поступков. Это вызов – а чаще даже многочисленные “вызовы” -, встретившись с которым мы опять же состредотачиваемся и даем ответ.

Так и здесь: в речи митр. Илариона за “вызовом” как повозка за лошадью следует “принятие вызова”:

Этот вызов Русская Православная Церковь приняла с большим смирением и большим достоинством.

А это уже непосредственно пустое выражение. В церковных делах нельзя ни бросить вызов, ни принять. Усомнимся мы и в возможности для Церкви принять вызов “с достоинством”. Так можно сказать о человеке, и человеке новом (Национальный корпус русского языка отмечает это выражение впервые в письме Н.В. Станкевича 1833 года).

Следовательно, слова “проблема”, “вызов” и “достинство” нужны, чтобы показать достоинство не Церкви, а достойные усилия церковных деятелей по решению проблемы и ответу на вызов. То есть, событие произошло ужасное, но не все плохо, все под контролем.

Еще большая консолидация

И вот оптимистический тезис, которым завершает свой ответ митр. Иларион:

Наша Церковь вошла в 2020 год, наверное, еще более консолидированной, еще более крепкой, чем была прежде.

Здесь мы видим, к чему приводит митр. Илариона его неуправляемое говорение. Он и раньше неточно, то есть неверно, говорил о расколе и Церкви. Здесь он прямо заговорил идеологическим языком.

На таком языке: “еще более консолидированный”, “еще более крепкий”, нельзя говорить о Церкви, которая “одно тело и один дух… одна вера, одно крещение” (Еф. 4:4-6). На языке коллективизма невозможно сообщить что-либо истинное о Церкви, а впрочем даже ни о чем, потому что язык коллективизма говорит только о фантомах общности, а не об истинно существующих вещах.

С другой стороны, это же высказывание митр. Илариона содержит в себе обман. Можно ли говорить о еще большей консолидации после известных решений относительно русского языка в богослужении? С 2020 года Русская Церковь официально разделена на русскоязычные и традиционные приходы. Значит, слова о консолидации и крепости не только пустые, но и ложные.

Наконец, после речи неточной и речи ложной мы можем усмотреть в том же отрывке и истинное речение. “Консолидация”, “крепость” и “достоинство” относятся на самом деле к группе реформаторов.

Здесь у нас нет оснований не верить митр. Илариону: реформа Церкви и правда объединила вокруг себя сплоченную и крепкую группу деятелей.


Я попытался исследовать краткое высказывание митр. Илариона, чтобы показать, как интересно действует патологическая речь. Она ничего не сообщает, лжет и говорит правду одновременно.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Нецерковная книга о церковности

Модернистское киевское издательство Quo vadis (гл. редактор: о. Андрей Дудченко) выпустило книгу м. Марии (Скобцовой) “Что такое церковность?” В томе собраны статьи м. Марии, в том числе печально известная статья

Марксизм и кризис Запада

Чтобы быть успешной, идея должна не только исходить из обоснованной критики настоящего состояния западного общества. Такая идея сама должна быть частью кризиса. Идея заразила больное общество, потому что сама была

2 Responses

  1. Есть интересное наблюдение у одного популярного блоггера, как образуются патологические концепты. Оно хоть и не слишком точно, но достаточно образно:
    “Просто когда Леонид Яковлевич разговаривает, он передает нам куски какого-то внешнего, слышимого ему одному эфира, с помехами и разрывами. И не утруждает себя пониманием, да и вряд ли в состоянии понять, связаны ли эти куски по смыслу или нет.

    У него что-то просвистело между ушей из «Голоса Америки» и «Радио Свобода»: у одного — про «вызов, брошенный Америке», а у другого — про «вооруженную демократическую оппозицию в Сирии». Затем как-то само собой запуталось в извилинах, склеилось и выбежало наружу, шебурша лапками, косенько подмигивая и пугая неопытных читателей.”

  2. «Поистине не только пороки льнут к добродетелям, но и нечестивые рассуждения оказываются так близки к благочестивым, что от малейшего добавления или изъятия легко превращаются одно в другое и смысл слов изменяется на обратный; оттого любое лжеучение носит личину истины для людей неспособных заметить это небольшое изъятие или прибавление. Здесь – хитрая уловка лукавого с его великим искусством обмана. Ведь ложь, недалеко отстоящая от истины, создает двойное заблуждение: поскольку крошечное различие ускользает от большинства, либо ложь принимают за истину, либо истину, по ее близкому соседству с ложью, – за ложь, в обоих случаях совершенно отпадая от истины. » свят. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих часть 3, ответ 1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.