Православие в век идеологий

С каким миром враждуют христиане?

Цели нашего подкаста

  • Я стал задумываться над целью нашего подкаста.
  • Неужели мы должны внедрять правильные идеи и давать авторитетные указания: о. Александра Шмемана не читать, а это читать?
  • Я хотел бы предложить людям приемы рассуждения и показать, что вообще православный человек может размышлять.
    • Например, умозаключать: вот это модернист, значит, и его ученики тоже скорее всего модернисты. Как у о. Ианнуария (Ивлиева).
    • Тогда православные смогут делать сами правильные выводы и читать с пользой литературу и разбираться в модернистах.

Вражда с миром

  • Мы враждуем по завету Апостола с миром, не любим мира, ни того, что в мире.
  • С каким миром враждовали христиане во времена Апостольские, и почему это связано с нашими временами?
  • Мы враждуем не с миром природы, а с миром людей.
  • Это было у блж. Августина, причем древние христиане враждовали против языческого государства, как части культуры.

Древнее язычество

  • Древнее язычество – это была единая религия, но с разделением на три части:
    • философскую теологию.
    • теологию театра.
    • гражданскую теологию.
  • Единое учение догматическое, философское и нравственное и литургическое есть только у христиан. Отсюда возможность опровергать ересь. Сама эта проблематика: истины веры и отклонений от нее, – свойственна только Христианству.
    • У иудаистов, например, есть Талмуд и есть мистическое богословие (если так можно выразиться) – каббала. Каббала учит не тому, чему Талмуд, и наоборот.
    • У магометан есть суфии и т.д.
    • Модернисты: тоже отдельное мистическое богословие, которое пытался синтезировать Владимир Лосский.
  • Блж. Августин ссылается на книгу Марка Теренция Варрона (116-27 гг. до Р. Х.) “Человеческие и божественные древности”:

По словам Варрона, есть три рода теологии, то есть теории, дающей объяснение о богах, из которых один называется мифическим, другой физическим, третий гражданским: что такое эти три рода теологии? Тот род теологии, который у Варрона поставлен первым, по-латыни мы назвали бы сказочным; но будем называть его баснословным, так как мифическим назван он от басен: греческое слово mythos значит басня. Второй пусть называется естественным, согласно обычному словоупотреблению. Третий, наконец, сам Варрон называет по-латыни гражданским. “Мифическим, – говорит затем Варрон, – называется тот род, который преимущественно в употреблении у поэтов; физический – у философов; гражданский – у народов. В том роде, который я назвал первым, многое измышлено противное достоинству и природе бессмертных”.

Варрон придает особое значение гражданской теологии:

Третий род должны знать и ведать граждане, а особенно жрецы в гражданских обществах. В нем говорится о том, каких богов надлежит почитать публично, какие совершать каждому из них обряды и жертвоприношения… Первая теология приспособлена по преимуществу к театру, вторая – к миру, третья – к обществу гражданскому.

Блж. Августин в свою очередь делает упор на критике политической теологии, как центральной для устройства языческого общества, потому что в ней смыкаются философская и поэтическая теологии.

Блж. Августин описывает государственно-религиозный строй древнего язычества таким образом:

Люди мниморазумные и мудрые [языческие правители и законодатели] позаботились обманывать народ в религии, и тем самым не только чтить демонов, но и подражать им, преисполненным величайшей страстью обманывать. Ибо как демоны могут обладать только теми, кого прельщают обманом, так точно и люди-правители – конечно, не справедливые, а подобные демонам – то, что знали за ложное, выдавали народу от лица религии за истинное, связывая его через это как бы более тесным гражданским союзом, чтобы подобно демонам повелевать покорными. А какой слабый и неученый человек мог устоять против совместнодействовавших лжецов, правителей государства и демонов?

Блж. Августин делает свой вывод относительно политической теологии:

Я показал, полагаю, достаточно ясно, что и гражданская и театральная теология принадлежат одинаково к теологии гражданской. А так как обе они одинаково мерзки, нелепы, непристойны и ложны, – то благочестивым людям не след ожидать вечной жизни ни от той, ни от другой.

Победа Христианства

  • Христианство победило язычество и все отдельные части его теологии.
    • Философскую теологию как атеизм
    • Философию театра как неприличную, непристойную даже человека, а тем более Бога.
    • Гражданскую теологию Христианство опровергло свидетельством мучеников, отказавшихся приносить жертву Императору как богу.
    • Император стал христианским императором, подчиненным тому же Евангельскому закону, что и все христиане.
  • Полная победа христианского культа, богословия, нравственности, христианской философии, в том числе политической.

Возрождение язычества

  • Прошли века, и этот период победы Христианства совпал в основном с временем существования Византийской империи.
  • Наступило Новое время примерно в 1500 году. Мимо этого трудно пройти и это точный научный термин.
  • Великие географические открытия, Реформация, образование национальных государств.
  • Мир изменился, потому что изменился человек и появился новый человек.
  • Этот человек воссоздает язычество.
  • На самом деле воссоздать язычество, вернуться в прошлое: в Древний Рим, Грецию, Персию, Египет, – невозможно.
  • Это утопия. Никто никуда вернуться не может, и мы живем сейчас, ни в будущем, ни в прошлом.
  • То, что создается в Новое время, похоже на древнее язычество.

Три части религии Нового времени

  • Религия Нового времени имеет тоже три компонента.
  • Единая религия, но имеет три области своего действия, в зависимости от потребностей людей.
  • Эти потребности удовлетворяет новая религия самоспасения.
    • Философской теологии соответствует деизм, модернизм. Учат, что Бога нет, что Бог не вмешивается в дела людей, что богослужение это служению человеку, и прочее.
    • Теология театра – это эпоха новых развлечений, праздники Версаля (Fêtes à Versailles — Wikipédia (wikipedia.org)) и пр., о чем писал Паскаль.
    • Гражданская теология – собственно идеология, государственная религия.
  • Религия самоспасения это и есть тот дух времени, мир, который вторгается в Церковь и с которым не может быть примирения.
    • Религия самоспасения проникает в Церковь:
      • в трех видах: как неверие,
      • как развлечение и
      • как религиозное поклонение государственным и общественным ценностям, то что называют иногда общим именем сергианства.
  • В то же время модернисты как бы действуют от имени Церкви и ради нее. Они хотели бы вернуть Церкви ее духовную власть,
  • Короче говоря, модернисты предлагают Православие как идеологию, как часть религии самоспасения, подчиненную духу времени и не отличную от мира, напротив, действующую изнутри мира на него.
  • В этом качестве у них есть план побороться за власть в этом мире. Заметьте, как многое это объясняет в действиях церковных реформаторов.
  • Отношения с миром производят разделение в среде христиан.
  • Это тот самый мир, который во зле лежит и который надо не любить и с которым надо не иметь ничего общего.
  • Модернизмом мы называем любое проникновение мира в Церковь. Это агенты духа века сего в Церкви. И вот теперь мы лучше понимаем, что это значит и как их узнать.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

New Age убивает

Омский бизнесмен заколол себя после американского психотренинга. Омские полицейские заподозрили психологов международной организации Инсайт в доведении бизнесмена до самоубийства: местный предприниматель заколол себя ножом после участия в одном из семинаров компании.

Один ответ

  1. Роман Алексеевич, спасибо за очень понятный и важный подкаст!
    Не могли бы Вы уточнить, какие главы из Блж. Августина обязательны для прочтения?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.