Search

Православие в век идеологий

С каким миром враждуют христиане?

Цели нашего подкаста

  • Я стал задумываться над целью нашего подкаста.
  • Неужели мы должны внедрять правильные идеи и давать авторитетные указания: о. Александра Шмемана не читать, а это читать?
  • Я хотел бы предложить людям приемы рассуждения и показать, что вообще православный человек может размышлять.
    • Например, умозаключать: вот это модернист, значит, и его ученики тоже скорее всего модернисты. Как у о. Ианнуария (Ивлиева).
    • Тогда православные смогут делать сами правильные выводы и читать с пользой литературу и разбираться в модернистах.

Вражда с миром

  • Мы враждуем по завету Апостола с миром, не любим мира, ни того, что в мире.
  • С каким миром враждовали христиане во времена Апостольские, и почему это связано с нашими временами?
  • Мы враждуем не с миром природы, а с миром людей.
  • Это было у блж. Августина, причем древние христиане враждовали против языческого государства, как части культуры.

Древнее язычество

  • Древнее язычество – это была единая религия, но с разделением на три части:
    • философскую теологию.
    • теологию театра.
    • гражданскую теологию.
  • Единое учение догматическое, философское и нравственное и литургическое есть только у христиан. Отсюда возможность опровергать ересь. Сама эта проблематика: истины веры и отклонений от нее, – свойственна только Христианству.
    • У иудаистов, например, есть Талмуд и есть мистическое богословие (если так можно выразиться) – каббала. Каббала учит не тому, чему Талмуд, и наоборот.
    • У магометан есть суфии и т.д.
    • Модернисты: тоже отдельное мистическое богословие, которое пытался синтезировать Владимир Лосский.
  • Блж. Августин ссылается на книгу Марка Теренция Варрона (116-27 гг. до Р. Х.) “Человеческие и божественные древности”:

По словам Варрона, есть три рода теологии, то есть теории, дающей объяснение о богах, из которых один называется мифическим, другой физическим, третий гражданским: что такое эти три рода теологии? Тот род теологии, который у Варрона поставлен первым, по-латыни мы назвали бы сказочным; но будем называть его баснословным, так как мифическим назван он от басен: греческое слово mythos значит басня. Второй пусть называется естественным, согласно обычному словоупотреблению. Третий, наконец, сам Варрон называет по-латыни гражданским. “Мифическим, – говорит затем Варрон, – называется тот род, который преимущественно в употреблении у поэтов; физический – у философов; гражданский – у народов. В том роде, который я назвал первым, многое измышлено противное достоинству и природе бессмертных”.

Варрон придает особое значение гражданской теологии:

Третий род должны знать и ведать граждане, а особенно жрецы в гражданских обществах. В нем говорится о том, каких богов надлежит почитать публично, какие совершать каждому из них обряды и жертвоприношения… Первая теология приспособлена по преимуществу к театру, вторая – к миру, третья – к обществу гражданскому.

Блж. Августин в свою очередь делает упор на критике политической теологии, как центральной для устройства языческого общества, потому что в ней смыкаются философская и поэтическая теологии.

Блж. Августин описывает государственно-религиозный строй древнего язычества таким образом:

Люди мниморазумные и мудрые [языческие правители и законодатели] позаботились обманывать народ в религии, и тем самым не только чтить демонов, но и подражать им, преисполненным величайшей страстью обманывать. Ибо как демоны могут обладать только теми, кого прельщают обманом, так точно и люди-правители – конечно, не справедливые, а подобные демонам – то, что знали за ложное, выдавали народу от лица религии за истинное, связывая его через это как бы более тесным гражданским союзом, чтобы подобно демонам повелевать покорными. А какой слабый и неученый человек мог устоять против совместнодействовавших лжецов, правителей государства и демонов?

Блж. Августин делает свой вывод относительно политической теологии:

Я показал, полагаю, достаточно ясно, что и гражданская и театральная теология принадлежат одинаково к теологии гражданской. А так как обе они одинаково мерзки, нелепы, непристойны и ложны, – то благочестивым людям не след ожидать вечной жизни ни от той, ни от другой.

Победа Христианства

  • Христианство победило язычество и все отдельные части его теологии.
    • Философскую теологию как атеизм
    • Философию театра как неприличную, непристойную даже человека, а тем более Бога.
    • Гражданскую теологию Христианство опровергло свидетельством мучеников, отказавшихся приносить жертву Императору как богу.
    • Император стал христианским императором, подчиненным тому же Евангельскому закону, что и все христиане.
  • Полная победа христианского культа, богословия, нравственности, христианской философии, в том числе политической.

Возрождение язычества

  • Прошли века, и этот период победы Христианства совпал в основном с временем существования Византийской империи.
  • Наступило Новое время примерно в 1500 году. Мимо этого трудно пройти и это точный научный термин.
  • Великие географические открытия, Реформация, образование национальных государств.
  • Мир изменился, потому что изменился человек и появился новый человек.
  • Этот человек воссоздает язычество.
  • На самом деле воссоздать язычество, вернуться в прошлое: в Древний Рим, Грецию, Персию, Египет, – невозможно.
  • Это утопия. Никто никуда вернуться не может, и мы живем сейчас, ни в будущем, ни в прошлом.
  • То, что создается в Новое время, похоже на древнее язычество.

Три части религии Нового времени

  • Религия Нового времени имеет тоже три компонента.
  • Единая религия, но имеет три области своего действия, в зависимости от потребностей людей.
  • Эти потребности удовлетворяет новая религия самоспасения.
    • Философской теологии соответствует деизм, модернизм. Учат, что Бога нет, что Бог не вмешивается в дела людей, что богослужение это служению человеку, и прочее.
    • Теология театра – это эпоха новых развлечений, праздники Версаля (Fêtes à Versailles — Wikipédia (wikipedia.org)) и пр., о чем писал Паскаль.
    • Гражданская теология – собственно идеология, государственная религия.
  • Религия самоспасения это и есть тот дух времени, мир, который вторгается в Церковь и с которым не может быть примирения.
    • Религия самоспасения проникает в Церковь:
      • в трех видах: как неверие,
      • как развлечение и
      • как религиозное поклонение государственным и общественным ценностям, то что называют иногда общим именем сергианства.
  • В то же время модернисты как бы действуют от имени Церкви и ради нее. Они хотели бы вернуть Церкви ее духовную власть,
  • Короче говоря, модернисты предлагают Православие как идеологию, как часть религии самоспасения, подчиненную духу времени и не отличную от мира, напротив, действующую изнутри мира на него.
  • В этом качестве у них есть план побороться за власть в этом мире. Заметьте, как многое это объясняет в действиях церковных реформаторов.
  • Отношения с миром производят разделение в среде христиан.
  • Это тот самый мир, который во зле лежит и который надо не любить и с которым надо не иметь ничего общего.
  • Модернизмом мы называем любое проникновение мира в Церковь. Это агенты духа века сего в Церкви. И вот теперь мы лучше понимаем, что это значит и как их узнать.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Один ответ

  1. Роман Алексеевич, спасибо за очень понятный и важный подкаст!
    Не могли бы Вы уточнить, какие главы из Блж. Августина обязательны для прочтения?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.