Search

Православно-монофизитский диалог

Проекты и практические действия по примирению с еретиками, отвергнувшими постановления Халкидонского Вселенского Собора 451 г. Разновидность экуменической деятельности, т.е. предательства Христианской православной истины во имя пользы и практических удобств в земной жизни.
православно-монофизитский диалог

иначе: диалог с “древними восточными”, “восточными православными”, “ориентальными”, “нехалкидонскими” церквами: коптской, эфиопской, сиро-яковитской, малабарской, армянской.

Проекты и практические действия по примирению с еретиками, отвергнувшими постановления Халкидонского Вселенского Собора 451 г. Разновидность экуменической деятельности, т.е. предательства Христианской православной истины во имя пользы и практических удобств в земной жизни.

православно-монофизитский диалог. уния

В области ПМ уния Православия с ересями продвинулась наиболее далеко и безболезненно. Этому способствовали два модернистских предрассудка:

1) монофизиты, якобы, ближе всего к Православию, потому что у Православия и монофизитства общее догматическое наследие: Обе семьи всегда верно сохраняли ту же самую подлинную православную христологическую веру и непрерывную преемственность Апостольской традиции.

2) Халкидонский догмат имеет, якобы, не духовный, а светский мистический смысл. Такой смысл – воплощение во Христе всего человечества или даже всей материи – придается Халкидонскому догмату в школе Владимира Соловьева и его последователей (см.: о. Михаил Помазанский. Догмат Халкидонского Собора и его истолкование в религиозной философии Вл. С. Соловьева и его школы). В результате модернистской обработки догматический смысл догмата оказывается абсолютно размыт и сливается с пантеизмом в духе Джордано Бруно или Спинозы.

Отсюда оказался всего лишь один шаг до полного соглашения по Христологической доктрине без всякого изменения позиции как со стороны монофизитов, так и со стороны “православных” модернистов. Разумеется, для модернистов, т.е. для людей утративших веру в догматические истины Православия, утешительно думать, что догматические различия между православными и монофизитами состоят лишь в словах.

Неустранимые противоречия между православными и монофизитскими догматическими формулами провозглашаются в ПМ чисто словесными, а не смысловыми: Имеющиеся в христологическом догмате различия между Православной Церковью и Древними Восточными Нехалкидонскими Церквами скорее лексические, фразеологические, а не существенно смысловые. Такие различия в словах, считается, легко обойти или устранить. При этом вина за “терминологические” проблемы возлагается в рамках ПМ исключительно на православных, которые на IV – VI Вселенских соборах изложили православное вероучение в “новых” формулах и терминах. Монофизиты же, якобы, сохранили учение св. Кирилла Александрийского в неприкосновенности, и поэтому подлинными православными являются именно они.

Выступая в роли “подлинно православных”, в ходе переговоров в рамках ПМ монофизиты занимают гораздо более принципиальную позицию, нежели “православные” экуменисты. Так, в Совместных православно-монофизитских заявлениях 1989 и 1990 гг. находится много выражений, приемлемых с монофизитской точки зрения, подобных, например, учению Севира: одна объединенная богомужняя природа (Первое Совместное заявление) и естества различаются только мысленно (Второе Совместное заявление).

Более того, коптский патриарх Шенуда III заявил в 1990 г. Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Восточными (монофизитскими) Православными Церквами : Что касается Вселенских соборов, то мы принимаем первые три… Мы отвергаем Халкидонский собор… Честно говоря, я могу сказать, что все ориентальные не могут принять Халкидонский собор… У вас есть семь Вселенских соборов. Если у вас должно стать на один собор меньше, то это не должно быть какой-то особенно большой потерей для вас.

Наконец, в глазах участников ПМ проблема примирения воспринимается как чисто практическая, решаемая с помощью административных мер и взаимного ознакомления и дружеского общения православных с монофизитами.

В число практических действий попадает взаимное снятие анафем, в частности, на ересиархов монофизитства Диоскора, Иакова, Севира и др., наложенные Вселенскими Соборами.

В ПМ участвовали многие ведущие модернисты и экуменисты. Среди пионеров ПМ были Патриарх Афинагор I, митр. Никодим (Ротов), о. Виталий Боровой, о. Георгий Флоровский, о. Иоанн Мейендорф. Впоследствии ведущую роль играл митр. Дамаскин (Папандреу), бывший сопредседателем Смешанной богословской комиссии по богословскому диалогу между Православной и Восточными (монофизитскими) Православными Церквами. Именно под его председательством участники Смешанной комиссии достигли согласия в том, что и православные и монофизиты, якобы, всегда содержали то же самое подлинное православное учение о Христе.

Константинопольский Патриарх Варфоломей в 1992 г. признал т.н. “Египетский документ” 1989 г., утверждающий отсутствие разногласий Православных с монофизитами. Он же совершил в 1995 г. визит к монофизитскому патриарху Эфиопскому, в ходе которого состоялось совместное празднование Богоявления. Варфоломей I заявил в Эфиопии: Мы пришли сюда как братья к братьям во Христе, как члены единой древней и неразделенной Восточной Православной семьи, которая, к несчастью, утратила это единство пятнадцать веков назад, а сегодня ищет и находит единство по благодати Божией.

О. Иоанн Мейендорф, участвовавший в ПМ на ранних этапах, в программной статье “Халкидониты и не-халкидониты: шаги к единству” призывал исследовать открыто и искренне соответствующие церковные представления и поставить Суд Господа над их ограниченностью. О. Мейендорф находит, что православные и монофизиты разделяют веру в естественное (выд. нами.- Ред.) единство Церкви. Фундаментальная церковность одна и та же у православных, католиков и у не-халкидонских Церквей,- считает о. Мейендорф. Исповедуя свой адогматизм, он считает проблему разделения на православных и еретиков в целом решенной. Для него вопрос о точном исповедании Православия и о ереси монофизитства не исчерпывается догматом Халкидонского Вселенского Собора: Формулировка халкидонцев не решает всех проблем. Никакая формулировка сама по себе, даже из Священного Писания, даже Никейский Символ веры, не решают всех проблем. О. Мейендорф говорит поэтому даже не о ереси монофизитства, а о расколе, да и то только по поводу разного понимания формулировок и выражений. Зато он считает вполне удовлетворительным проект православно-монофизитской унии, принятый при его участии на консультации в Бристоле в 1967 г.

В ПМ активно участвовали также митр. Георгий (Ходр), митр. Иоанн Пергамский, митр. Питирим (Нечаев), Н. М. Зернов, Никита Струве, А. С. Буевский, о. Всеволод Чаплин, митр. Иларион (Алфеев) и др.

православно-монофизитский диалог. интеркоммунион

С начала 60-х гг. регулярно совершаются совместные экуменические моления православных с монофизитами, как в рамках экуменического движения, так и в ходе двусторонних встреч.

Среди таких совместных молений можно упомянуть экуменическое богослужение католикоса всех армян Вазгена I и Патриарха Пимена в армянском кафедральном соборе в Эчмиадзине в ноябре 1972 г.

Патриарх Варфоломей I в 1995 г. совершает визит к монофизитскому патриарху Эфиопскому, в ходе которого состоялось совместное празднование Богоявления.

В последние годы с 2003 г. моления православных с монофизитами регулярно проходят в Цюрихе, Швейцария. В них принимал активное участие настоятель русского православного прихода Воскресения Христова в Цюрихе о. Олег Батов. Видео молений можно найти здесь.

Православно-монофизитский диалог: хроника

1951

  • призыв Константинопольского Патриарха Афинагора I к диалогу с монофизитскими церквами. Основанием для диалога должно служить признание монофизитов, исповедующими православную веру. Единственное отличие между Православием и монофизитством состоит, якобы, только в терминологии.

1953

  • диалог между богословами РПЦ и сиро-яковитами в Коттаяме, Индия. Переговоры продолжались до 1959 г.

1961

  • Первое Всеправославное совещание на о. Родос. Принимается решение ускорить унию с монофизитскими церквами.

1964

  • начало неофициальных консультаций православных с монофизитами под эгидой Всемирного совета Церквей (ВСЦ) в Орхусе, Дания. Принято заявление о том, что в существе учения о Христе православные и монофизиты полностью согласны, а различная терминология, якобы, выражает единую веру. Участники: митр. Эмилиан (Тимиадис), о. Георгий Флоровский, о. Иоанн Романидис, о. Виталий Боровой, о. Иоанн Мейендорф и др.

1965

декабрь – пребывание делегации РПЦ в Индии на торжествах 150-летнего юбилея сиро-яковитской семинарии в г. Коттаяме, Индия.

1967

  • неофициальные консультации православных с монофизитами под эгидой ВСЦ (Бристоль, Англия). Принят Согласованное заявление и проект практических действий по православно-монофизитской унии. В совместном заявлении утверждается: Те, кто говорят: “две природы” не разделяют (Христа), и те, кто говорит “одна природа” не смешивают и не сливают. Участники: митр. Эмилиан (Тимиадис), о. Виталий Боровой, о. Георгий Флоровский, о. Иоанн Мейендорф, о. Иоанн Романидис, Н. Ниссиотис, о. Дамаскин (Папандреу), митр. Никодим Сливенский и др.

7 октября – определение Священного Синода РПЦ об углублении отношений между Московским Патриархатом и Малабарской Церковью.

октябрь – ноябрь – поездка делегации во главе с митр. Никодимом (Ротовым) в Эфиопию

1970

16-21 августа – неофициальные консультации православных с монофизитами под эгидой ВСЦ (Женева). В совместном заявлении говорится: Благодаря взаимным визитам и знакомству друг с другом православные и монофизиты восстановили свое согласие во всех важных вопросах: Литургии и духовности, догматике и канонической практике. Участники: митр. Эмилиан (Тимиадис), о. Виталий Боровой, о. Георгий Флоровский, о. Иоанн Мейендорф, митр. Георгий (Ходр), митр. Никодим Сливенский, Н. Ниссиотис, о. Дамаскин (Папандреу), о. Иоанн Романидис, о. Ливерий Воронов, Иоанн Зизиулас.

1971

10-21 января – неофициальные консультации православных с монофизитами после заседания ЦК ВСЦ в Аддис-Абебе. Признана необходимость образовательной программы для верующего народа относительно будущего взаимного снятия анафем, переписывания Церковной истории, богословских справочников. Для такой экуменической обработки не следует ожидать снятия анафем и восстановления полного общения. Участники: митр. Никодим (Ротов), о. Ливерий Воронов, Н. Ниссиотис, о. Виталий Боровой, о. Сергий Гаккель.

1972
– региональное совещание православных с монофизитами в Баламанде, Ливан.

10-14 ноября – визит Патриарха Пимена в Армению. В эчмиадзинском кафедральном соборе совершено совместное экуменическое богослужение католикоса всех армян Вазгена I и Патриарха Пимена.

1974

17-23 января – визит Патриарха Пимена в Эфиопию. Патриарх Пимен и митр. Никодим (Ротов) молитвенно участвуют в торжествах празднования дня Богоявления.

1975

  • встреча митр. Никодима (Ротова) с коптским патриархом Шенудой III в Египте.
  • встреча в Аддис-Абебе двух подкомиссий по диалогу: православной и монофизитской. Определены темы для будущего официального диалога: 1) Лице Христа по учению св. Иоанна Дамаскина; 2) Лице Христа по учению Севира Антиохийского; 30 Христология Соборов.

1976

  • Первое Предсоборное Всеправославное совещание в Шамбези, Швейцария, принимает решение о начале официального диалога с монофизитами.

1978

  • региональное совещание православных с монофизитами в Пендели, Греция.

1979

7-11 февраля – встреча членов Межправославной богословской комиссии по диалогу с монофизитскими “древними восточными” церквами (Шамбези, Швейцария). Принято решение ускорить ритм диалога.

1985

10-15 декабря – заседание новосозданной Смешанной богословской комиссии по богословскому диалогу между Православной и монофизитскими “древними восточными” церквами (Шамбези, Швейцария).

1986

  • 3-е Всеправославное Предсоборное совещание принимает решение продолжать шаги по объединению с монофизитами.

1987

23-26 сентября – Совещание Смешанной подкомиссии обсудило вопросы терминологии. Коринф и пришло к выводу, что, употребляя термины “природа”, “сущность”, “ипостась”, “лицо” в различном смысле, православные и монофизиты, якобы, излагают одно и то же Православное богословие. От Русской Церкви участвовал митр. Питирим (Нечаев).

1989

20-24 июня – заседание Смешанной богословской комиссии по богословскому диалогу между Православной и монофизитскими “древними восточными” церквами в коптском монастыре Анба Бишой принимает т.н. “Египетский документ” – “Первое общее заявление и предложения Церквам”. В документе утверждается отсутствие разногласий Православных с монофизитами: Имеющиеся в христологическом догмате различия между Православной Церковью и Древними Восточными Нехалкидонскими Церквами скорее лексические, фразеологические, а не существенно смысловые. Сопредседатель комиссии: митр. Дамаскин Швейцарский. Участники: о. Иоанн Романидис, Власиос Фидас, митр. Георгий (Ходр).

1990

31 января – 4 февраля – в коптском монастыре Анба Бишой в Египте проходит совещание Смешанной подкомиссии по пастырским проблемам.

23-28 сентября – В Шамбези, Швейцария принято “Второе общее заявление и предложения Церквам” Смешанной богословской комиссии по богословскому диалогу между Православной и монофизитскими “древними восточными” церквами. В Заявлении говорится: Православные согласны, что восточные православные могут продолжать придерживаться своей традиционной Кирилловой терминологии об «одной природе воплотившегося Слова», поскольку под ней понимают сугубое единосущие Слова, которое отвергал Евтихий. Восточные православные согласны, что православные имеют право применять формулировку «две природы», поскольку они понимают это различие «в одном воображении». Предложено православным – снять все анафемы и осуждения против всех монофизитских Соборов и отцов, которых они анафематствовали или осудили в прошлом, а монофизитам – снять все анафемы и осуждения против всех Православных Соборов и отцов, которых они анафематствовали или осудили в прошлом. Участники: митр. Дамаскин (Папандреу), о. Иоанн Романидис, митр. Георгий (Ходр), Власиос Фидас, Николай Заболотский, Григорий Скобей, Хейкки Хуттунен.

1991

20-26 мая – консультация Синдесмоса по сотрудничеству между православными и дохалкидонскими молодежными движениями, которая подтвердила ключевую роль монофизитов в Синдесмосе (коптский монастырь Анба Бишой в Египте).

12 ноября– Заявление Антиохийского Патриархата об отношениях с монофизитами. Заявление подписано Патриархом Игнатием (Хазимом) и содержит призыв к полному и взаимному уважению во всех вопросах богослужения, духовности общего наследия. Отеческое наследие обеих церквей должно быть включено в образовательную программу богословских школ. Обе церкви обязуются не заниматься прозелитизмом. В документе также предлагаются указания по совершению совместного совершения литургии православными и монофизитами.

1992

  • Патриарх Варфоломей I признает т.н. “Египетский документ” 1989 г. (“Первое общее заявление и предложения Церквам”), утверждающий отсутствие разногласий православных с монофизитами.

22 сентябряПисьмо Патриарха Иерусалимского Диодора Патриарху Варфоломею I.

1993

  • заседание Смешанной богословской комиссии по богословскому диалогу между Православной и Восточными (монофизитскими) Православными Церквами (Шамбези, Швейцария). Участники достигли согласия в том, что православные и монофизиты всегда содержали то же самое подлинное православное учение о Христе: Мы удостоверились, что обе семьи всегда содержали то же самое аутентичное православное христологическое учение и неразрывное преемство Апостольского Предания”. Намечены практические шаги по снятию взаимных анафем в отношении Соборов и частных лиц. Сопредседатель Комиссии: митр. Дамаскин Швейцарский. Среди участников заседания: митр. Питирим (Нечаев), митр. Георгий (Ходр), о. Иоанн Романидис, о. Хейкки Хуттунен, Николай Заболотский, Власиос Фидас.

1994

2 февраля – Синодальный комитет по догматическим и каноническим проблемам Элладской Церкви рекомендовал Священному Синоду, чтобы Элладская Церковь не спешила принимать “Совместные заявления”, и рассматривает нижеследующие догматические условия в качестве необходимых для соединения монофизитов с Православной Церковью:

а) Принятие монофизитами определения IV-гo Вселенского собора…

б) Признание IV, V, VI и VII Вселенских соборов в качестве вселенских, а также их догматических определений без интерпретирующих заявлений…

в) Отказ от “сослужений” или других “проявлений” (демонстраций) общего (совместного) богослужения.

Если эти условия не будут выполнены, то монофизиты останутся инославными (Ecclesia. 1-15 янв. 1995 г. вып. 1. С. 31).

8-9 декабря – заявление Румынского Патриархата о богословском диалоге с монофизитами, которое содержит мнение, что анафемы были наложены на еретиков Вселенскими соборами в духе, испытывавшем недостаток любви, в то время как сегодня, поскольку любовь теперь существует, соединение может быть реализовано. Предлагается также считать единодушие современных Поместных Церквей достаточным авторитетом для изменения постановлений Вселенских Соборов.

1995

  • Патриарх Варфоломей I совершает визит к монофизитскому патриарху Эфиопскому, в ходе которого состоялось совместное празднование Богоявления. Заявил в Эфиопии: Мы пришли сюда как братья к братьям во Христе, как члены единой древней и неразделенной Восточной Православной семьи, которая, к несчастью, утратила это единство пятнадцать веков назад, а сегодня ищет и находит единство по благодати Божией.

27 маяМеморандум Священного Собрания Святой Горы о диалоге православных и антихалкидонитов 1995 г. Поэтому мы осуждаем Смешанную комиссию по богословскому диалогу между православными и монофизитами за все ее отклонения от истины

1997
– международная консультация по диалогу между православными и монофизитами в Думе, Ливан. Среди участников: буд. митр. Иларион (Алфеев).

2000

ноябрь – в Париже учреждается Ассоциация по диалогу между православными христианами и монофизитами (Париж). Президент Ассоциации – о. Борис Бобринский, вице-президент Мишель Ставру. Основательница – Кристина Шайло.

2001

19-21 марта – начало двусторонних переговоров между РПЦ и монофизитскими церквами. Встреча в Москве координационной комиссии.

27-29 июля – в Коптском центре близ Касселя, Германия православно-монофизитская встреча с участием еп. Серафима (Румынский Патриархат).

3-5 сентября – Встреча Смешанной комиссии по отношениям между Русской Православной Церковью и монофизитами (Москва). От Русской Церкви участвовал митр. Иларион (Алфеев).

2005

10-13 марта – заседание Смешанной богословской комиссии по богословскому диалогу между Православной и Восточными (монофизитскими) Православными Церквами (Шамбези, Швейцария). Среди участников: митр. Эммануил Французский, о. Валентин Асмус, о. Кирилл (Говорун), Власиос Фидас.

2011

14 сентября – председатель ОВЦС митр. Иларион (Алфеев) встретился с патриархом Эфиопским Абуной Павлосом. Председатель ОВЦС вновь передал Абуне Павлосу приглашение направлять студентов на учебу в духовные школы Русской Православной Церкви. В ответном слове Патриарх Эфиопский отметил, что давно мечтал возродить эту практику, и выразил уверенность, что в ближайшие годы эфиопские студенты смогут начать изучение православного богословия в России. В заключение митр. Иларион преподнес Абуне Павлосу панагию с дарственной надписью.

источники

Патриарх Диодор Иерусалимский. Письмо Патриарху Варфоломею I от 22 сентября 1992 г.

Доклад Синодальной комиссии Элладской Церкви об унии с монофизитами 2 февраля 1994 г.

Меморандум Священного Собрания Святой Горы о диалоге православных и антихалкидонитов 27 мая 1995 г.

Протоиерей Феодор Зисис. О “православии” антихалкидонских монофизитов

о. Олег Давыденков. Традиционная христология нехалкидонитов. М.: ПСТБИ, 1998

Богословский диалог между Православной Церковью и восточными православными церквами. Хрестоматия. Сост. Кристин Шайо М.: ББИ, 2001

о. Валентин Асмус. Что придется разбирать? Некоторые оригинальные богословские воззрения значительно усложняют и затрудняют процессы реинтеграции о. Георгия и его общины в Православную Церковь

новости по теме

20.05.2015 Академическое сотрудничество с монофизитами

28.11.2014 Православно-монофизитское коммюнике

09.10.2014 Патриарх у шведских сиро-яковитов

09.09.2014 Экуменическое моление в Сурб Хач

06.06.2014 Копты на Святой Горе Афон

07.06.2013 Монофизитская духовность…

13.03.2013 Программное послание нового Антиохийского Патриарха

13.03.2013 Встреча с молодежью армянской церкви “Сурб Степанос”

27.11.2012 Православно-монофизитская молодежная конференция

20.11.2012 Интронизация коптского патриарха

18.10.2012 Сослужение с монофизитами в Цюрихе

14.10.2012 Братание с монофизитами в Абу-Даби

15.06.2012 Исполком Ближневосточного совета церквей

22.05.2012 Экуменические моления в “честь” св. Императора Константина

21.12.2011 Православный архиерей и армянский священник освятили «Хачкар»

24.10.2011 Экуменическое богослужение в коптском храме Лос-Анджелеса

24.10.2011 Ректор МДА на приеме к Гарегина II

24.10.2011 Митр. Иларион на освящении армянской церкви

07.11.2010 На Кипре состоялась встреча представителей православных, монофизитов и руководства Объединенных библейских обществ

21.01.2010 Элладская Церковь обсудила с монофизитами проблемы экуменического диалога

библиография

Буевский А. Наследие апостола Фомы // Журнал Московской Патриархии. 1948. № 2. СС. 51-62

Католикос всех армян Георг VI. Ответ на Обращение Святейшего Патриарха Алексия // Журнал Московской Патриархии. 1950. № 6. С. 14

Шабатин И.. Коптская Церковь в Эфиопии (краткий исторический экскурс) // Журнал Московской Патриархии. 1954. №2. СС. 61-67

Добрынин М., студент ЛДА. К вопросу о воссоединении малабарских христиан с Православной Церковью // Журнал Московской Патриархии. 1956. № 10. СС. 71-74

Добрынин М. Сиро-Халдейская Церковь (история воссоединения персидских несториан с Православной Церковью) // Журнал Московской Патриархии. 1956. № 12. СС. 68-73

о.Н. Радковский. Под знаменем Креста (праздник Воздвижения Креста Господня в Эчмиадзине (Армения)) // Журнал Московской Патриархии. 1957. №10. СС. 75-77

еп. Сергий Астраханский и Сталинградский. Под сенью священного Эчмиадзина // Журнал Московской Патриархии. 1957. №12. СС. 68-69

Добрынин М. Коптская Церковь // Журнал Московской Патриархии. 1958. № 11. СС. 60-70

Зернов Н.М. Что отделяет от нас “ортодоксальную” Церковь Южной Индии? // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1961. № 38-39. СС. 150-152

архиеп. Василий (Кривошеин). Еще о Халкидонском Соборе и малабарских христианах (по поводу статьи Н.М. Зернова “Что отделяет нас от “Ортодоксальной” Церкви Южной Индии”) // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1961. № 38-39. СС. 153-161

Муравьев Н. Церковное управление в Сиро-Халдейской Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1962. № 1. СС. 71-78

митр. Владимир (Котляров). Малабарская Церковь // Журнал Московской Патриархии. 1962. № 2. СС. 70-76

Делегация Московской Патриархии на церковных торжествах в Эчмиадзине // Журнал Московской Патриархии. 1962. №11. СС. 13-16

Патриарх Алексий I. Приветствие Патриарху-Католикосу Сирийской Церкви Василию Оугену I [по случаю 150-летия открытия Богословской семинарии в Коттаяме] // Журнал Московской Патриархии. 1966. №2. СС. 2-3

архиеп. Алексий Таллинский и Эстонский. Поздравительный адрес духовных учебных заведений Московского Патриархата Богословской семинарии в Коттаяме // Журнал Московской Патриархии. 1966. №2. С. 3

Пребывание делегации Русской Православной Церкви в Индии на торжествах 150-летнего юбилея семинарии Сирийской церкви в г. Коттаяме // Журнал Московской Патриархии. 1966. № 2. С. 5

Определения Священного Синода 1967.10.07: об углублении отношений между Московским Патриархатом и Малабарской Церковью // Журнал Московской Патриархии. 1967. № 11. С. 7

Преображенский С. Пребывание в Советском Союзе делегации Малабарской Церкви (Индия) // Журнал Московской Патриархии. 1967. № 12. СС. 42-46

Поездка делегации во главе с митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом в Эфиопию в октябре-ноябре 1969 года // Журнал Московской Патриархии. 1970. № 1. С. 10

Группа клириков Эфиопской Церкви прибыла для обучения в ЛДА // Журнал Московской Патриархии. 1971. № 3. С. 1

Определения Священного Синода 1971.04.27: об участии митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима в торжествах интронизации Патриарха Эфиопской Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1971. № 5. С. 2

Нелюбов Б. Коптская Церковь // Журнал Московской Патриархии. 1971. № 12. СС. 56-63; Альфа и Омега. 1998. №2(16). СС. 330-369

Эфиопский патриарх Теофилос Абуна. Исповедание веры во время интронизации 9 мая 1971 года в Аддис-Абебе // перевод: Заболотский Н.А. Журнал Московской Патриархии. 1972. № 6. СС. 68-69

Пономаренко В. Визит Святейшего Патриарха Пимена Предстоятелям Грузинской и Армянской Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1973. № 2. СС. 20-24

Галстян Карпис. Из жизни Армянской Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1973. № 5. СС. 52-54

Житие Яфкерана Эгзиэ // Богословские труды. 1973. № 10. СС. 225-251

митр. Питирим (Нечаев). Из древних сокровищ Эфиопской Церкви // Богословские труды. 1973. №10. СС. 223-224

Эфиопский патриарх Теофилос Абуна, Патриарх Пимен. Коммюнике о посещении Эфиопии Патриархом Московским и всея Руси Пименом // Журнал Московской Патриархии. 1974. №2. СС. 2-3

митр. Ювеналий. Его Святейшеству Абуне Теофилосу благодарность за гостеприимство во время визита в Эфиопию // Журнал Московской Патриархии. 1974. № 2. С. 4

К посещению Святейшим Патриархом Пименом Эфиопии // Журнал Московской Патриархии. 1974. № 4. СС. 41-42

Пимен, Патриарх Московский и всея Руси. Речь после богослужения 19 января перед Троицким собором в Аддис-Абебе // Журнал Московской Патриархии. 1974. № 5. СС. 35-36

митр. Питирим (Нечаев). О поездке Патриарха Пимена в Эфиопию // Журнал Московской Патриархии. 1974. № 5. СС. 38-47

архим. Нестор. Визит Святейшего Патриарха Болгарского Максима Предстоятелям Грузинской и Армянской Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1974. № 8. СС. 60-62

Патриарх Пимен. Речь при первом визите к нему Святейшего Вазгена I, Верховного Патриарха-Католикоса всех армян, и делегации Армянской Апостольской Церкви 16 июля 1974 года // Журнал Московской Патриархии. 1974. №10. СС. 48-49

митр. Сергий Одесский и Херсонский. Делегация Армянской Апостольской Церкви – гость Московского Патриархата // Журнал Московской Патриархии. 1974. №10. СС. 54-59

о. Богдан Сойко. Визит Папе и Патриарху Коптской Церкви Шенуде III // Журнал Московской Патриархии. 1976. №4. СС. 66-67

К назначению нового начальника Российской Армянской епархии // Журнал Московской Патриархии. 1976. №6. С. 4

Патриарх Пимен. Речь за богослужением в соборе святого Эчмиадзина 1 октября 1978 года // Журнал Московской Патриархии. 1979. №1. СС. 47-48

Никитин В. Под сенью священного Арарата (пребывание Святейшего Патриарха Пимена на торжествах Армянской Апостольской Церкви) // Журнал Московской Патриархии. 1979. №1. СС. 51-57; №2. СС. 63-67

Пленарное заседание Межправославной комиссии по диалогу с Древними Восточными Церквами (Шамбези, 7-11 февраля 1979 года). Коммюнике. Решения Межправославной комиссии // Журнал Московской Патриархии. 1979. № 5. СС. 59-60

Хроника Православных Церквей: Коптская Церковь // Журнал Московской Патриархии. 1979. № 5. С. 62

о. Иоанн Орлов. Всеправославная консультация о значении монашества // Журнал Московской Патриархии. 1980. №2. СС. 47-51

Хроника Православных Церквей: Антиохийская Православная Церковь // Журнал Московской Патриархии. 1980. №6. С. 47

Does Chalcedon Divide or Unite? Towards Convergence in Orthodox Christology. Geneva: World Council of Churches,1981

Умнов А. Памяти Патриарха-Католикоса Мкртича I Хримяна // Журнал Московской Патриархии. 1983. № 8. СС. 64-67

Избрание нового Патриарха Эфиопской Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1989. № 6. СС. 50-51

Скобей Григорий. На пути к единству (о богословском диалоге между Православной Церковью и Древними Восточными Православными Церквами) // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 7. СС. 42-43

Второе согласованное заявление и предложения Церквам комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Восточными Православными Церквами // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 7. СС. 43-44

о. Иоанн Мейендорф. Халкидониты и не-халкидониты: шаги к единству // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 7. СС. 44-47

Православные Церкви и Всемирный Совет Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1992. № 1. СС. 61

Межправославная консультация Православных и Древних Восточных Церквей – членов Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1992. № 1. СС. 62-64

Патриарх Алексий II, католикос всех армян Вазген I. Совместное заявление // Официальная хроника. Журнал Московской Патриархии. 1993. №2 (ОХ). 32-33

7501 – Хронограф – 1993 встреча Предстоятелей Русской и Армянской Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1993. №3. СС. 109

Встреча двух Патриархов // Официальная хроника. Журнал Московской Патриархии. 1993. №2 (ОХ). 31

Кравченко А. Из литургической жизни Коптской Церкви // Духовный мир. 1994. № 1. СС. 103-119

Георгян Паргев. В борьбе за существование // Журнал Московской Патриархии. 1994. № 4. СС. 45-56

Состоялась интронизация нового Предстоятеля Апостольской Армянской Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1995. №5. С. 53

Визит Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина I // Журнал Московской Патриархии. 1995. №6-8. С. 18

Никитин Валентин. Пребывание Предстоятеля Русской Православной Церкви на Северном Кавказе и в Закавказье // Журнал Московской Патриархии. 1996. №8. СС. 6-14

о. Олег Давыденков. Христология Севира Антиохийского // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. 1992-1996. СС. 197-206

о. Валентин Асмус. О монофизитстве. Анализ результатов православно-монофизитского диалога (итоговый документ сент. 1990). Богосл. основания монофизитства (наследие Севира, патриарха Антиохийского) // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. 1992-1996. СС. 207-210

Дворкин А.Л. Размышления об историческом развитии христологической доктрины Армянской Церкви // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. 1997. СС. 16-22

о. Стефан (Садо). Профессор СПбДА В. В. Болотов и вопрос о чиноприеме воссоединения несториан с Русской Православной Церковью в конце XIX в. // Христианское чтение. 1997. № 14. СС. 97-123

митр. Иларион (Алфеев). Reception of the Ecumenical Councils in the Early Church. The International Consultation on the Dialogue between the Orthodox and the Oriental Orthodox Churches. Duma, Lebanon, 1997

митр. Иларион (Алфеев). Le dialogue avec les préchalcédoniennes et la réception des Conciles. À propos de la réception des Conciles dans l’Église ancienne. Service orthodoxe de presse No. 217. Avril 1997. P. 29–36

митр. Иларион (Алфеев). Le dialogue avec les préchalcédoniennes et la réception des Conciles. À propos de la réception des Conciles dans l’Église ancienne. Mensuel SOP. Service orthodoxe de presse. Supplément au No. 217, avril 1997. P. 1–14

о. Сергий Гаккель. Примирение на почве имперской службы?: Россия и Эфиопская Церковь / пер.: Дорман А. // Страницы. 1998. Т. 3. № 4. СС. 528-539

Консультативная встреча в Дамаске // Журнал Московской Патриархии. 1998. № 7. С. 61

Нелюбов Б.А. Древние Восточные Церкви: Сиро-Яковитская Церковь // Альфа и Омега. 1998. №4(18). СС. 341-363

Нелюбов Б.А. Древние Восточные Церкви: Эфиопская Церковь // Альфа и Омега. 1998. №3(17). СС. 361-392

Towards unity: the theological dialogue between the Orthodox Church and the Oriental Orthodox Churches. Geneva: Inter-Orthodox Dialogue, 1998

Orthodoxie im Dialog : bilaterale Dialoge der orthodoxen und der orientalisch-orthodoxen Kirchen 1945-1997 : eine Dokumentensammlung. Trier: Paulines, 1999

Нелюбов Б.А. Древние Восточные Церкви: Армянская Церковь // Альфа и Омега. 1999. №2(20). СС. 308-339

Нелюбов Б.А. Древние Восточные Церкви: Малабарская Церковь // Альфа и Омега. 1999. №1(19). СС. 319-356

о. Филарет (Булеков). О Маронитской Церкви // Альфа и Омега. 1999. №3(21). СС. 346-372; №4(22). СС. 301-330; 2000. №1(23). СС. 322-350

о. Олег Давыденков. Афтартодокетизм: христология и антропология // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. 1999. СС. 7-17

о. Олег Давыденков. Из истории сирийского монофизитства: Исторические предпосылки распространения монофизитства в Сирии // Богословский сборник. 1999. № 3. СС. 24-41; № 4. СС. 20-29

о. Олег Давыденков. Православны ли “православные” эфиопы?: (Христологическая концепция tewahedo) // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. 2000. СС. 7-22

О.К. Визит Предстоятеля Армянской Церкви // Журнал Московской Патриархии. 2000. №4. СС. 34-39

Кристин Шайо. Богословский диалог между Православной Церковью и Восточными православными церквами. М.: ББИ, 2001

Жилкина М. Визит Первосвятителя Русской Православной Церкви в Армению // Журнал Московской Патриархии. 2001. № 11. СС. 23-33

Antonio Olmi. Il consenso cristologico tra le chiese calcedonesi e non calcedonesi (1964-1996). Roma: Pontificia università gregoriana, 2003

Ларше Ж.-К. Христологический вопрос. По поводу проекта соединения Православной Церкви с Дохалкидонскими Церквами: нерешенные богословские и экклезиологические проблемы // перевод: о. Савва (Тутунов). Богословские труды. 2007. № 41. СС. 146-211

Thomas E. FitzGerald, Emmanuel Gratsias. Restoring the unity in faith : the Orthodox-Oriental Orthodox theological dialogue : an introduction with texts. Brookline, Mass.: Holy Cross Orthodox Press, 2007

Kenneth F. Yossa. Common heritage, divided communion : the declines and advances of inter-Orthodox relations from Chalcedon to Chambésy. Piscataway, NJ: Gorgias Press, 2009

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

4 Responses

  1. К вышесказанному можно добавить,что в 2009 году произошло служение армянского католикоса в Серафимо-Дивеевском женском монастыре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.