Search

При столкновении высокого и низкого высокое разрушается

23 февраля в Московской духовной академии состоялась презентация и обсуждение книги доктора филологических наук, профессора Российского университета дружбы народов Ольги Валентиновой «"Житие протопопа Аввакума": история русского средневекового литературного языка сквозь призму жанра жития».
При столкновении высокого и низкого высокое разрушается
Об обыденном говорится возвышенно, а о высоком – обыденно.

23 февраля в Московской духовной академии состоялась презентация и обсуждение книги доктора филологических наук, профессора Российского университета дружбы народов Ольги Валентиновой «”Житие протопопа Аввакума”: история русского средневекового литературного языка сквозь призму жанра жития».

В своем труде О. Валентинова дает резко отрицательную оценку исследуемого текста, как с литературной, так и с духовной точки зрения. «Житие» характеризуется как произведение, прямо противоположное всей древнерусской житийной традиции и в целом православной литературе, что указывает на обмирщение и псевдодуховность автора текста. Особо обращает на себя внимание нарушение традиционного принципа соответствия формы и содержания, когда об обыденном говорится возвышенно, а о высоком – обыденно, что считалось совершенно недопустимым в благочестивом древнерусском обществе и тем более в письменном творчестве. Приведя конкретные примеры из «Жития», О. Валентинова показала, что данный текст является свидетельством распада средневекового миросозерцания, где кощунственно совмещается священное и мирское и где библейские образы используются не как примеры для подражания, а как вспомогательные средства для самовозвеличивания.

Этот филологический диагноз является превосходным комментарием к недавнему визиту Б. Гребенщикова в МДА, и особенно к выступлениям о. Максима Козлова и о. Павла Великанова.

Источник

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

2 Responses

  1. Недаром “Житие” Аввакума многократно переиздавалось большевиками.

  2. Из “жития” протопопа Аввакума: «Три годы ехал из Даур, а туды волокся пять лет против воды; на восток все везли, промежду иноземских орд и жилищ. Много про то говорить! Бывал и в ыноземских руках. На Оби великой реке предо мною 20 человек погубили християн, а надо мною думав, да и отпустили совсем. Паки на Иртыше реке собрание их стоит: ждут березовских наших с дощенником и побить. А я, не ведаючи, и приехал к ним и, приехав, к берегу пристал: оне с луками и обскочили нас. Я-су, вышед, обниматца с ними, што с чернцами, а сам говорю: “Христос со мною, а с вами той же!” И оне до меня и добры стали и жены своя к жене моей привели. Жена моя также с ними лицемеритца, как в мире лесть совершается; и бабы удобрилися. И мы то уже знаем: как бабы бывают добры, так и все о Христе бывает добро. Спрятали мужики луки и стрелы своя, торговать со мною стали, – медведев я у них накупил, – да и отпустили меня».
    Видно склонность к экуменизму присуща не только современным раскольникам)))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.