Игорь Друзь
Чем больше наблюдаешь деятельность нео-обновленцев, тем больше убеждаешься в том, что все их ходы – это из века в век повторяющиеся сюжеты. Ну например, недавно начался пост. И, естественно, обновленцы и в этот Великий пост тоже традиционно начали хулить пост. Причем используется то же самое демагогическое противопоставление Священного Предания и Евангелия, те же ложные альтернативы, что и сотни лет назад в разного рода протестантских сектах. Типа, вам что важнее: проповеди, или пост? Изучение Евангелия, или мощи святых? Псалмы, или иконы? Как будто вероучение Церкви не включает все это вместе.
Голландцы с англичанами, в свое время вдохновившиеся такими “христоцентричными” речами, поститься и вовсе перестали, погромили храмы, пожгли иконы и мощи похлеще большевиков. Скорее всего, у нас до этого не дойдет. Но вот до нового, так чаемого обновленцами “раскольчика” дойти вполне может. Сложно назвать православными статьи, в которых они озлобленно ругают то пока незначительное меньшинство народа, которое все-таки постится.
В этот пост, как обычно, отличился игумен Петр (Мещеринов), деятельность которого давно вызывает негативную реакцию духовенства и мирян. Так, недавно на его выходки достойно ответил известный церковный писатель и богослов архимандрит Рафаил (Карелин).
На все эти немощные козни политтехнологов, желающих разрушить пост, давно уже отвечали и другие авторы РНЛ, и, увы, эти материалы остались актуальными:
За “политкорректным постом” всегда совершенно неизбежно следует отредактированное “политкорректное евангелие”. Именно так было на Западе: сначала облегчали пост, потом его и вовсе отменяли, а потом создали свое “священное писание”, такое, чтобы оправдало уж все слабости сразу, от чревоугодия до гомосексуализма. В Предании всегда так: тронь что-то одно, и повалится все.
Церковь всегда прекрасно понимала, что без поста телесного нет и поста духовного. Время поста светло начнем, к подвигам духовным себя подготовив; очистим душу, очистим плоть, избегая с едой всякой страстности и наслаждаясь добродетелями духа; совершенствуясь в них любовью, сподобимся все созерцать всечестные страдания Христа Бога, и, духовно радуясь, Святую Пасху,- так говорится в вечерне Прощеного Воскресенья.
Если удержишь чрево,- сказал святой Василий Великий,- то взойдешь в рай; если же не удержишь, то будешь жертвою смерти.
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
Глава добродетелей – молитва; их основание – пост.
Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней.
Гордый человек! ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он – в совершенной и непрерывной зависимости от желудка.
Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума.
Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей – пост.
Вновь созданному человеку, введенному в рай, дана единственная заповедь, заповедь о посте. Конечно, дана одна заповедь потому, что она была достаточна для сохранения первозданного человека в его непорочности…
Так важна заповедь поста, объявленная Богом человеку в раю, что, вместе с заповедью, произнесена угроза казнью за нарушение заповеди. Казнь заключалась в поражении человеков вечною смертью.
И ныне греховная смерть продолжает поражать нарушителей святой заповеди поста. Несоблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние, являющееся наиболее от роскошной и сытой трапезы.
Заповедь поста возобновлена или подтверждена Евангелием. Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством (Лк. 21:34), завещал Господь. Объядение и пьянство сообщают дебелость не только телу, но уму и сердцу, т.е. вводят человека по душе и телу в плотское состояние.
Горе вам, насыщеннии ныне: яко взалчете (Лк. 6:25). Таково изречение Слова Божия нарушителям заповеди святого поста. Чем будете вы питаться в вечности, когда научились здесь единственно пресыщению вещественными брашнами и вещественными наслаждениями, которых нет на небе? Чем будете вы питаться в вечности, когда вы не вкусили ни одного небесного блага? Как можно вам питаться и наслаждаться небесными благами, когда вы не стяжали к ним никакого сочувствия, стяжали отвращение?
Но и нечто сравнительно новое на наших обновленческих сайтах начало появляться в этом посту. На них обновленческих сайтах появилась серия “обличительных” статей о том, как “плохая”, “тоталитарная” – и прочая, прочая, прочая Церковь якобы отталкивает от себя людей. Будто бы уже пошло массовое “расцерковление”.
Славный игумен Петр Мещеринов договорился до того, что написал статью под названием “В защиту расцерковления”.
По его мнению, “расцерковление” нужно понимать… как “выздоровление” от неправильной, внешней, идеологической и псевдодуховной церковности.
Что же он понимает под этой терминологией? А вот что:
Слово “расцерковление” имеет два значения. Первое – когда человек после некоторого пребывания в Церкви выясняет для себя, что он не принимает Христа и Его заповеди и отходит от христианства.
Жизнь во Христе – это живой процесс: она углубляется вовнутрь, а затем и распространяется на всю широту человеческого существования. Ради сохранения и приумножения жизни в Боге христианину приходится выходить за пределы постоянно воспроизводящегося воцерковления и искать свои формы дальнейшего, более зрелого церковного существования. Но следствием этого является неизбежное “взламывание” субкультуры: богослужение, посты, святые отцы, духовничество, внутри- и внешнецерковные идеологемы и прочее становятся служебными, не довлеющими, второстепенными для личностной христианской жизни. С точки зрения субкультуры это и есть вопиющее и непростительное расцерковление.
То есть: богослужение, соблюдение постов (все-таки подобные замечательные монахи не могут не поиздеваться в пост над постом), пример жизни Святых отцов, послушание советам духовника – это есть “второстепенные” моменты, которые будто бы не очень важны для “личностной христианской жизни”. Более того, все эти краеугольные камни церковной жизни, – это, оказывается, по мнению игумена Петра, “субкультура”. Вообще-то, это Сам Христос завещал нам, например, соблюдать посты, сказав нам об их особой важности в духовной борьбе против бесов: Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17:21)
О. Петр, ранее радовавший нас своими перлами из лексикона жаргона молодежной субкультуры о том, что “молиццо, постицо непродуктивно”, нынче перешел на новую ступень своего “монашеского делания”. Он, фактически, объявил “субкультурой” учение Христа и святых Его, весьма порадовавшись тому, что некие неофиты, побаловавшись в церковную жизнь, теперь руководствуются своими личными понятиями:
Здесь – здравый и живой процесс возрастания верующего человека в самостоятельную и ответственную христианскую личность, который сам становится Церковью – членом Тела Христова, и для которого всё, что содержит Церковь, является подручными инструментами, средствами для жизни во Христе, которыми он полноценно распоряжается сам.
Это не осуждение и не эскапизм, а трезвость: христиане стараются честно делать, что могут – в себе, в своей семье, в своём кругу, без лозунгов и призывов, без хождения по кругу в субкультуре постов, правил, батюшек и лексики, без опасного следствия всей этой субкультуры – нивелирования нравственности и человечности.
То есть, по мнению этого игумена, церковное вероучение не просто является некой ненужной “субкультурой” – она якобы еще и уничтожает нравственность и делает людей бесчеловечными!
Хотя если взглянуть даже с чисто земной, прагматичной точки зрения, то мы увидим, что в царской России, где большинство людей жили и умирали в такой вот “дремучей” “церковной субкультуре”, преступность, пьянство, количество абортов, было ниже, чем сейчас, во много раз. Наркоманов же фактически не было вовсе.
И вовсе не Церковь и ее правила привела к революции, как манипулятивно утверждают обновленцы и их кукловоды, а борьба против Церкви и нарушения ее правил.
Но игумен Петр (Мещеринов) все же видит в расцерковлении большой позитив: Позитивное здесь то, что такое “расцерковление” нередко, на мой взгляд, способствует некоей “возгонке” личностного начала и становится вовсе не поводом к грехам и вседозволенности, но путём к тому христианскому становлению личности, которое и должно быть целью настоящего воцерковления и церковной педагогики.
Как всегда у обновленцев и сектантов, здесь манипулятивно противопоставляется церковное вероучение и некое абстрактное “христианство”.
Но церковное Предание это не или-или. Это всё вместе. Там каждый камень – краеугольный. И раз выбросив из него нечто одно, мы постепенно придем к полному протестантскому набору. Вплоть до венчания педерастов, что уже можно наблюдать в очень многих их сектах. А люди, перестающие соблюдать церковные правила после хождения в храм обычно как раз и приходили к самым страшным грехам и вседозволенности. Достаточно почитать биографии наших революционеров-семинаристов.
После прочтения таких статей, задаешься не проблемами якобы массового ухода людей из Церкви, которого нет, а вопросом, зачем в ней официально остается игумен Петр (Мещеринов). Любой нормальный человек выступает за логику: озлоблен против Церкви, не признаешь ее учения, – уходи. Но явно отвергать церковное вероучение и при этом настаивать на своей православности и на якобы неправославности тех, кто его любит и соблюдает – это нечто запредельное.
Беда Церкви в том, что в нее пришло множество до мозга костей советских людей, уже органически неспособных принять православную традицию. Воспитанный и большую часть жизни проживший в СССР, о. Петр впитал в себя не позитивные черты советских людей, доставшихся им в наследство от русской православной по духу культуры, такие, как коллективизм, патриотизм, а коммунистическое безбожие. Игумен Петр (Мещеринов) в своих статьях очень возмущается движением против ИНН, ювенальной юстиции, не рад введению в некоторых местах ОПК. Для такого, как он, настоящего советского человека это страшное кощунство: религиозные люди влияют на законодателей, требуют власть соблюдать их права, и нередко заставляют власть прислушиваться к себе. Будучи сам представителем субкультуры, нередко изъясняясь на молодежном жаргоне, он хотел бы видеть Церковь такой себе секточкой, место которой – где-то на задворках социальной лестницы, как в СССР. Он не обращает малейшего внимания на то, что та же ювенальная юстиция, ИНН и глобализация много раз осуждены священноначалием РПЦ.
На Украине тоже есть небольшие группы весьма инфантильных лиц, которым нравятся идеи игумена. Это ветераны майдана, бесплатно мерзнувшие за своего кумира – Ющенко, околоцерковные либеральные маргиналы, которые доходят до того, что… агитируют не только за введение ювенальной юстиции с помощью Церкви, но и за… продукты с ГМО! Так, например, писал известный своим невежеством киевский деятель С. Штейников, обвинивший противников ГМО в обскурантизме. Он везде рассылает статьи о. Петра и цитирует их на форумах (См. “Либеральные маргиналы в борьбе за ювенальную юстицию и другие атрибуты “цивилизованного мира”).
На окраинах подобные околоцерковные политические идеологии часто приобретают гротескную форму. Тут действительно сложилась околоцерковная либеральная субкультура, представители которой даже сравнивали Ющенко.., со Христом! “Либерало-православные” братались на майдане с такими же фанатичными “либерало-протестантами” и “либерало-католиками” (См. “Духовные причины зуда церковного “реформаторства”).
Мы здесь имеем дело с политической идеологией, маскирующейся в церковные одежды, а не с неким “богословием”. Маргинальные группы безуспешно пытаются сделать из Церкви новый “комсомол” при новой либеральной партии власти.
Применительно к адептам этой группки нельзя рассуждать об их “расцерковлении”. Это смешно – ведь не было и их воцерковления. Недаром эти либеральные фанатики – все сплошь недавние сектанты, толкиенисты, униаты и тому подобные.
В последнее время появилось и множество других статей на тему “расцерковления”. Лейтмотив: “тоталитарная”, “отсталая” Церковь слишком строго воспитывает детей, запрещает им все на свете, и вот они уходят. Проводятся круглые столы, где обиженные ушедшие “обличают” “зловредную” Церковь, а “прогрессивные” священники им поддакивают, что таки да – Церковь очень виновата перед ними, что они перестали ходить на службу, а предпочли блудить и пить. Надо было бы, дескать, Церкви быть либеральнее, лучше организовать их досуг, тогда было бы все хорошо. На все эти попытки объявить “дремучими” старые методы воспитания мы им уже много раз отвечали (См. например, “Свои среди чужих: аспекты православного воспитания“).
Ведь также постепенно выбрасывали “ненужное” в католицизме. Одна моя знакомая униатка рассказала мне о своей учебе в Католическом университете в Чехии. Там им буквально промывали мозги на две темы: “необходимости” толерантности к гомосексуалистам и “необходимости” радикального экуменизма. Так что, когда она затем вернулась в родной поселок на Львовщине, она первым делом стала искать гомосексуалистов, чтобы им помогать. А еще эта молодая выпускница католического учебного заведения рассказывала там всем об одном из лучших, по ее мнению, людей на Земле – Далай Ламе Тибетском. Она очень сердилась и удивляясь тому, что в ее родном селе педерастов нет, а если бы появились, то их там готовы встретить вилами. Что “невежественный” местный народ не знает и не ценит лидера тибетских буддистов. В конце концов, к счастью, девушка образумилась и отошла от понятий такой “христианской учебы”
Все это – итог постепенного отбрасывания “субкультуры” предания в католицизме.
Обычно наши обновленцы – просто орудия в чужих руках, которые антихристианские силы используют “втемную” для развала Церкви. С повышением градуса посвящения понижается градус скудоумия и повышается градус цинизма. Иностранные манипуляторы нео-обновленцев хорошо знают, что хотят уничтожения веры православной, и порой даже говорят об этом открыто (многие наши “рядовые” нео-обновленцы, по уму оставаясь большими детьми, искренне желают своими диковатыми “реформами” “исправить” Церковь). Хотя это крайне непрофессионально, но, видимо, их озлобление и самонадеянность так велики, что они уже не считают нужными скрывать свои планы по разрушению Церкви.
Мы не знаем точно, откуда берет начало нынешняя кампания в наших обновленческих СМИ о якобы массовом “расцерковлении” православных, в котором будто бы “виновна” РПЦ. Но очень часто такие кампании оплачивают представители Ватикана, в чем часто по своей наглой глупости признаются публично.
Приведу отрывок из своей книги о Русской цивилизации “Русская цивилизация может уменьшать мировоззренческую пропасть с Западом, только оставаясь собой”:
Не так давно известный ученый иезуит Роберт Тафт стал членом Попечительского совета т.н. “Свято-Филаретовского института” – филиала околоправославной секты “кочетковцев”, которая борется за полное обмирщление Церкви, ликвидацию аскетизма, сближение православных обрядов и правил с католическими. Тафт постоянно за деньги рекрутирует себе помощников в православной среде, которых заставляет с “научной” точки зрения “доказывать”, что Церковь “не права” в своих строгих аскетичных правилах. Так, не так давно в интернете появилась мерзкая статья инокини Вассы (Лариной) (РПЦЗ) из Вены, в которой автор – “православная феминистка” – обвинила Церковь в нарушении “прав женщин”. Статья называлась “О ритуальной не/чистоте: Что это и зачем?”. Она вызвала много негативных отзывов православных людей.
Инокиня Васса в своей статье в промежутках между наукообразными выкладками возвела тяжелую хулу на Церковь, Об ограничении права причащаться для женщин во время менструаций, она говорит, что это: “нехристианское явление под маской православного благочестия. Независимо от того, попало ли это понятие в церковную практику под прямым влиянием иудаизма и/или язычества, оно не имеет обоснования в христианской антропологии и сотериологии”. Эта совершенно безстыжая женщина подняла в СМИ тему, на которую публично не говорят даже воспитанные светские дамы, а не то, что инокини. При этом она обвинила Церковь Христову в том, что в Православии якобы веками сохраняются языческие явления, угнетающие женщин. А это уже является фактическим отрицанием действия Святого Духа в Церкви, то есть экклезиологической ересью. Будучи женщиной очень болтливой и не очень умной, инокиня Васса откровенно призналась в своем интервью, что ее “научная деятельность” финансируется и руководится иезуитами – давними “друзьями” Православия:
…мне посчастливилось встретить 75-летнего профессора Роберта Тафта, который сегодня является ведущим специалистом по византийской литургии. Так случилось, что отец Тафт прочитал мою диссертацию по византийской утрене и написал мне отзыв по электронной почте. В своём сообщении он и критиковал мою работу наиболее откровенным образом, и предложил напечатать её после исправления. Он также пригласил меня прочитать лекцию на симпозиуме, который он собирал в Баварии, где я вскоре и встретила его лично. На этом симпозиуме отец Тафт предложил мне свою материальную помощь и научное руководство при условии написания диссертации по византийской литургии (а не по каноническому праву, что он называл “плохой стороной благой вести”), поскольку, как он тогда говорил, “РПЦЗ всегда хорошо совершала литургию. И разве плохо, если у неё будет кто-либо, сведущий в ней? Пойди, скажи своему епископу об этом и сообщи мне его мнение”.
Все дело в том, что для подобных помощников иезуитов богословие – это такая же нейтральная научная задача, как решение некоего дифференциального уравнения. Для решения такой задачи неважны взгляды и вероисповедание математика: протестант, атеист, агностик. Это характерная черта для человека западного, безбожного мировоззрения, которое характерно для постпротестантских агностиков и для “научных атеистов” советского разлива. Но в Церкви все не так. Настоящим богословом может быть только православный, да не просто православный, а человек высокой духовной жизни. Иезуиты, иудеи, сектанты, атеисты всегда жестко преследовали свои цели по развалу Церкви Христовой, если финансировали какие-то “богословские проекты”. Иезуит Тафт, как мы видим, вовсе не исключение, в чем сам с поразительной откровенностью признается. Он совершенно открыто называет наши каноны, мешающие Ватикану подчинить Православие “плохой стороной благой вести”.
Он даже давал интервью, в которых открыто призывал к более активному наступлению униатов – передового отряда Ватикана, в частности, на Украине, к вытеснению оттуда РПЦ, причем употреблял при этом совершенно ненаучные, а довольно грязные выражения: Одно из его интервью называется “Ну ее к псу, эту Москву. Беседа с вице-ректором Папского института восточных исследований иезуитом о. Робертом Тафтом”.
В этом интервью он говорил о “необходимости” постепенно вытеснить РПЦ с Украины при помощи усиления местных униатов. Разумные люди делают подобные вещи тихо, а этот иезуит-“интеллектуал” объявил об этом городу и миру с совершенно провинциальной откровенностью. Одно радует: столь неумные католические политтехнологи-неудачники, как иезуит Тафт, со своими весьма инфантильными и болтливыми подчиненными вряд ли когда-нибудь преуспеют в своем антицерковном “делании”. Вызубрить много информации о Православии и суметь аккуратно применить свои знания для его развала – это разные вещи. Тафт также публично хвалит 2 Ватиканский собор, который грубо нарушил католические каноны и сделал папистов своего рода идеологическим отделом “ЦК” Нового Мирового Порядка.
На примере деятельности сего ярого либерала-экумениста, деятельность которого противоречит и канонам традиционного католицизма, мы можем видеть, до чего низко пал орден иезуитов. Игнатий Лойола, наверное, крутится в гробу. Орден ведь возник как традиционалистская по наружности организация, А стал идейным и организационным довеском к тоталитарной секте масонов, с которой поначалу боролся. Это, впрочем, вполне закономерно. Иезуиты с самого начала копировали форму и методы деятельности тайных революционных сект всякого рода. Постепенно приняли и их содержание. Ведь форма неотделима от содержания.
А вообще примеров подобной подрывной деятельности Ватикана по насаждению унии огромное количество. Но нередко агрессия Ватикана носит и характер прямого физического насилия, как, например, на Западной Украине, где униаты в начале 90-х годов силой захватили более 600 храмов, и сейчас продолжают угнетать православных через местные органы власти, нарушающие права православных христиан.
Вот и задумаемся еще раз: зачем нам нужно сближение с Ватиканом? Это оттуда “растут ноги” многих антиправославных кампаний в СМИ по “исправлению” Церкви.
Хотя нам пора изменить свои взгляды на унию. Унии в старом, классическом смысле уже не будет. Ведь этот акт предполагал какое-никакое, но определенное согласование канонов и вероучения Православия и папизма. Теперь же Ватикан пытается привести нас к такой ситуации, когда умонастроения церковных масс и клира
Как бы “упразднят” каноны и Предание де-факто. Тогда де-юре их отменять уже не будет необходимости. Подчинение Ватикану – самое главное для папы. Таков современный опыт “работы” папистов с колдунами вуду и жрецами индуизма, не говоря уж о христианских конфессиях. Нельзя Православной Церкви становиться в один ряд с такими конфессиями.
3 Responses
Жалко, что такая, дышащая ненавистью статья выдается за православное мышление. Разве у нас, православных, нет иных забот, как осуждать ученых и католиков, посвящающих свою жизнь изучению истории? Не хватает ли у нас пастырских задач? Не теряем ли мы нашу молодежь, которая скучает на богослужении, которое мы сами не понимаем? Кто из читателей не имеет детей, которые на глазах теряют интерес к церковной жизни? Что сделал Игорь Друзь для исправления этого положения? Роберт Тафт, которого ругает наш автор, но которого я лично знаю, каждый Божий день встает в четыре утра, читает свое правило и затем служит Божественную Литургию византийским чином, а книг на тему этой литургии издал 30. Вы как хотите оценивайте “действенность” его служения, но Тафта читает абсолютно любой, кто хоть мало-мальски научно изучает нашу литургию. А Игорь Друзь что сделал, чтобы приблизить нас к пониманию нашей традиции? Он смешен в своей ненависти. Да судит читатель.
Тафт безусловно крупная фигура в системе католического образования, но не более того. Это не какой-то гигант в области гуманитарных наук.
Почему Вы считаете, что его нельзя критиковать? И можно, и нужно, хотя бы потому, что он вмешивается в дела Православной Церкви, чему доказательством его участие в попечительском совете Свято-Филаретовского института.
Интерес к Церковной жизни, особенно для молодежи, начинается с ревности об Истине Православия и с ненависти к уклонениям от него. В этом смысле статья И. Друзя вполне удовлетворяет поставленным задачам.
Что касается “пастырских задач”, то едва ли они есть у И. Друзя, который является мирянином. Странно, что Вы пишете столь бессмысленные с православной точки зрения фразы, и при этом сетуете на непонятный язык в Церкви. Какой язык в Церкви вам непонятен: русский или церковно-славянский?
Сколько ни видел случаев “расцерковляющейся” молодежи, они объясняют это тем, что Христианство запрещает их любимые грехи (такие как увлечение роком, блудом, политическим активизмом), призывает к смирению и самоуничижению и угрожает будущим Судом. То есть причина – неверие в Заповедь, неверие в то, что Бог создал человека совершенным и человек перед Ним согрешил, неверие в правоту Суда Божия и неверие в Искупление.