Любомудрствовать о Боге можно не всякому… не всегда, не перед всяким и не всего касаясь, но д?лжно знать, когда, перед кем и сколько.
Любомудрствовать о Боге можно не всем, потому что способны к этому люди испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили (по крайней мере, очищают) и душу, и тело. Для нечистого же, может быть, небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечному лучу…
Перед кем же можно? Перед теми, которые занимаются этим тщательно… О чем же должно любомудрствовать, и в какой мере? О том, что доступно для нас, и в такой мере, до какой простираются состояние и способность разумения в слушателе (св. Григорий Богослов).
Слова св. Григория ставят на совсем иную почву вопрос о миссионерстве и лжемиссионерстве, нежели принято сегодня. Согласно св. Григорию Богослову, христианский проповедник говорит о Боге, и для этого он должен быть сам способен слышать о слово Божие. Он должен проводить жизнь в созерцании, а не в деятельной суете, очищать душу и тело.
Но даже это еще не все. Прежде чем учить слушателя о Боге, миссионер должен выяснить: готов ли тот слышать учение о Боге Как же это выяснить? Согласно Святому, это видно из того, что слушатель тщательно занимается любомудрием, то есть созерцанием или иначе – Божественной философией.
Нетрудно заметить, что современные лжемиссионеры, и даже многие миссионеры, не соблюдают ни одно из условий, которыми обставляет слышание слова о Боге св. Григорий Богослов.
В частности, современные лжемиссионеры отличаются большой, так сказать, скромностью, поскольку не ставят ни перед собой, ни перед другими задачу любомудрствовать о Боге. Они оставляют это софистам, которые проходят в общественном мнении как «богословы».
Таков интеллектуальный пейзаж, который определяется господством пост-атеизма, когда человеку предлагаются на выбор разнообразные вредные синтетические продукты, ни один из которых не имеет никакого отношения к Вечной Святой и невидимой Истине.
Примеры поразительной «скромности» окружают нас всюду, и плоды адогматической нетеоретической проповеди налицо. На днях разгорелся небольшой (слишком, заметим, небольшой) скандал по поводу ответов о. Иоакима (Парра) на вопросы слушателей в Санкт-Петербурге.
О. Иоаким (Парр) затруднился с ответом на вопрос о том, возможно ли спасение только в Церкви Христовой, или же спасутся все люди доброй воли, как о том учит и политический либерализм. Милейший о. Иоаким даже резко прекратил разговор с вопрошавшей его православной христианкой, не найдя в себе сил подвергнуть ее лжемиссионерской обработке.
О. Иоаким (Парр), однако, резко осудил тех, кто верит по слову Спасителя. что спасаются только верующие в Него. Он даже сказал, что у Церкви по этому поводу нет никакого учения. А свою веру в спасение всех хороших в мирском плане лиц он выразил посредством анекдота про магометан, пятидесятников и православных в раю, из которых одни только православные тупо считают, что в раю находятся только они одни.
Мысль о. Иоакима понятна: учение Христа отталкивает тех, кто не желает его принять. Тем хуже для этого учения! Не следует огорчать неверующих, язычников и буддистов, пусть даже ценой большого огорчения для верующих христиан и большого оскорбления Истины.
Все это означает только одно: о. Иоакима (Парра) не следует слушать. И его не следует слушать не только потому, что он гуманный и деликатный человек, причем гуманный и деликатный настолько, что не хочет ни слышать, ни тем более учить о спасении честно и прямо.
Его не следует слушать, потому что его модернистская проповедь является бессодержательной, она носит чисто методологический характер, то есть отвечает не на вопрос о Боге, а на некоторые практические вопросы о жизни и деятельности в мире сем.
Такая проповедь – это уже не речь об Истине, когда нужно снять обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх. 3:5). Это речь о «жизни» с маленькой буквы, светский разговор о том «как» и «каким образом», то есть о самом незначительном.
Это не слово с властью, а беспомощные уговоры с не очень ясной целью. Однако, поскольку данные пустые разговоры происходят пред Богом, и даже от имени Божия и Церкви, то они привлекают на говорящих и слушателей гнев Божий.
Роман Вершилло
4 Responses
На Валааме мне говорили, что община отца Иоакима разваливается, и дела идут не очень.
И действительно, зачем нужна православная община с непонятными для рядового американца ограничениями и догматами, если все равно “все спасутся”.
Надо копнуть поглубже, возможно, и на тему Искупления мы услышим много чего интересного от отца Иоакима.
А сколько община о. Иоакима уже существует?
Очень давно. По крайней мере wiki дает 1993 год (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_(%D0%9D%D1%8C%D1%8E-%D0%99%D0%BE%D1%80%D0%BA)
Сам отец Иоаким – человек святой жизни, оставляет необычное впечатление даже при разговоре по телефону (несколько месяцев назад имел честь пообщаться с ним по поводу одного моего знакомого, который уехал в Нью-Йорк). Он, конечно, подвижник. Но как это можно сочетать с апокатастасисом? Не знаю.
Господь говорил :, берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие” (Лк. 12:1)
Современное значение слова “лицемерие” – это притворство, хитрость.
Но в Писании это слово имеет несколько другое значение : судить, делать выводы в зависимости от внешнего вида, от материального и социального положения.
” Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде…
… если поступаете с лицеприятием, то грех делаете…” (Иак. 2:1-9 )
Ныне “закваска фарисейская” в устах проповедников испортила благовестие таким образом, что спасаются католики, потому что Ватикан имеет большое политическое влияние, баптисты и пятидесятники , потому что богатые, мусульмане, потому что их много..Закваска имеет одно свойство. Если продукт перекиснет , тогда появляется неприятный запах – продукт полностью испорчен.
Так и сейчас некоторые проповедники дошли до мысли, что спасаются вообще все, вне зависимости от вероучения и нравственного состояния.
А православные верующие, хранители истинного учения, объявляются чуть ли не еретиками, немилосердными убийцами, с которыми нет общения у всего остального “спасающегося” мира.