Прогноз непогоды
Любомудрствовать о Боге можно не всякому… не всегда, не перед всяким и не всего касаясь, но д?лжно знать, когда, перед кем и сколько.
Любомудрствовать о Боге можно не всем, потому что способны к этому люди испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили (по крайней мере, очищают) и душу, и тело. Для нечистого же, может быть, небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечному лучу…
Перед кем же можно? Перед теми, которые занимаются этим тщательно… О чем же должно любомудрствовать, и в какой мере? О том, что доступно для нас, и в такой мере, до какой простираются состояние и способность разумения в слушателе (св. Григорий Богослов).
Слова св. Григория ставят на совсем иную почву вопрос о миссионерстве и лжемиссионерстве, нежели принято сегодня. Согласно св. Григорию Богослову, христианский проповедник говорит о Боге, и для этого он должен быть сам способен слышать о слово Божие. Он должен проводить жизнь в созерцании, а не в деятельной суете, очищать душу и тело.
Но даже это еще не все. Прежде чем учить слушателя о Боге, миссионер должен выяснить: готов ли тот слышать учение о Боге Как же это выяснить? Согласно Святому, это видно из того, что слушатель тщательно занимается любомудрием, то есть созерцанием или иначе – Божественной философией.
Нетрудно заметить, что современные лжемиссионеры, и даже многие миссионеры, не соблюдают ни одно из условий, которыми обставляет слышание слова о Боге св. Григорий Богослов.
В частности, современные лжемиссионеры отличаются большой, так сказать, скромностью, поскольку не ставят ни перед собой, ни перед другими задачу любомудрствовать о Боге. Они оставляют это софистам, которые проходят в общественном мнении как «богословы».
Таков интеллектуальный пейзаж, который определяется господством пост-атеизма, когда человеку предлагаются на выбор разнообразные вредные синтетические продукты, ни один из которых не имеет никакого отношения к Вечной Святой и невидимой Истине.
Примеры поразительной «скромности» окружают нас всюду, и плоды адогматической нетеоретической проповеди налицо. На днях разгорелся небольшой (слишком, заметим, небольшой) скандал по поводу ответов о. Иоакима (Парра) на вопросы слушателей в Санкт-Петербурге.
О. Иоаким (Парр) затруднился с ответом на вопрос о том, возможно ли спасение только в Церкви Христовой, или же спасутся все люди доброй воли, как о том учит и политический либерализм. Милейший о. Иоаким даже резко прекратил разговор с вопрошавшей его православной христианкой, не найдя в себе сил подвергнуть ее лжемиссионерской обработке.
О. Иоаким (Парр), однако, резко осудил тех, кто верит по слову Спасителя. что спасаются только верующие в Него. Он даже сказал, что у Церкви по этому поводу нет никакого учения. А свою веру в спасение всех хороших в мирском плане лиц он выразил посредством анекдота про магометан, пятидесятников и православных в раю, из которых одни только православные тупо считают, что в раю находятся только они одни.
Мысль о. Иоакима понятна: учение Христа отталкивает тех, кто не желает его принять. Тем хуже для этого учения! Не следует огорчать неверующих, язычников и буддистов, пусть даже ценой большого огорчения для верующих христиан и большого оскорбления Истины.
Все это означает только одно: о. Иоакима (Парра) не следует слушать. И его не следует слушать не только потому, что он гуманный и деликатный человек, причем гуманный и деликатный настолько, что не хочет ни слышать, ни тем более учить о спасении честно и прямо.
Его не следует слушать, потому что его модернистская проповедь является бессодержательной, она носит чисто методологический характер, то есть отвечает не на вопрос о Боге, а на некоторые практические вопросы о жизни и деятельности в мире сем.
Такая проповедь – это уже не речь об Истине, когда нужно снять обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх. 3:5). Это речь о «жизни» с маленькой буквы, светский разговор о том «как» и «каким образом», то есть о самом незначительном.
Это не слово с властью, а беспомощные уговоры с не очень ясной целью. Однако, поскольку данные пустые разговоры происходят пред Богом, и даже от имени Божия и Церкви, то они привлекают на говорящих и слушателей гнев Божий.
Роман Вершилло
Добавить комментарий