Этот господин, – думал я, – едва ли венецианец.
Это даже не итальянец.
Да человек ли это вообще?Карло Гоцци
«Маленькая книга о больном сознании»,1 которую вы держите перед собой, содержит в себе программу исследований патологического сознания.
Понятие о патологическом сознании пока не очень хорошо известно. Ему еще предстоит занять свое место среди других аналитических инструментов христианской политической философии наряду с понятиями: Новое время, новый человек, духовная болезнь, эпоха Отступления человечества от Бога.
Вопросы патологического сознания и прежде затрагивались во многих материалах на сайтах «Православное действие» (с 2000 года), «Антимодернизм.ру» (с 2009 года) и «Два града» (с 2015 года), а также в моих сочинениях: «Мировоззрение протоиерея Александра Шмемана» (2015) и «Православная Церковь и гностическая политика» (2015).
Вплотную к исследованию понятия о патологическом сознании я подошел в программе исследований патологической речи (2017 год). В 2021 году исследовательская группа «Два града» опубликовала первые выводы из такого исследования на примере русской политической речи.
В 2022 году вышла моя книга «Лейбниц, Гоббс, Паскаль» по мотивам антииезуитских сочинений Блеза Паскаля. Наконец, патологическому сознанию был посвящен мой цикл статей о плохой вере.
Теперь пришло время сосредоточиться исключительно на самом патологическом сознании, так что вся книга будет развернутым определением этого понятия. Признаюсь, что спешу изложить материал как можно более кратко, поэтому слишком многое приходится оставить на потом.
Скажем для начала, что патологическое сознание есть понятие из области политической философии, то есть с его помощью можно анализировать духовное состояние не только человека, но и общества.
Конкретно предметом изучения в этой книге станет новый человек, то есть человек Нового времени, со стороны его сознания. Мы противопоставляем сознание нового человека сознанию в собственном смысле, то есть сознанию себя пред Богом, и, соответственно, противополагаем нового человека – христианину.
Наше исследование, несмотря на некоторые странности, по своему предмету и методам вполне традиционно. Вслед за Священным Писанием и Преданием мы говорим о человеке, как об образе Божием. Вместе с философами мы говорим о природе человека. Большую помощь мы рассчитываем получить от антропологии, филологии, социологии и психиатрии. Художественная литература также представляет нам образцы патологического сознания и его анализ, нередко очень проницательный.
Ради краткости изложения я включил в работу лишь немногочисленные примеры, которых, впрочем, больше чем достаточно в реальной жизни. Свои выводы я сделал в основном из наблюдения за официальной советской идеологией 1970-х – пер. пол. 1980-х, а позднее – за русским православным модернизмом, который я исследую уже 35 лет. Разумеется, аналогичные наблюдения можно было бы сделать в любой стране и над любой областью современной цивилизации: массовой политикой, наукой и культурой.
Благодарю за помощь в работе над книгой прот. Владимира Переслегина, священника Стефана Красовицкого, Сергея Маслова, Анну Полежаеву, Матвея Иванова, Юрия Молчанова, Вячеслава Родинова, Людмилу Есипенко.
Как будет построено рассуждение?
Во вступлении мы будем говорить о важности темы патологическое сознание. Затем кратко опишем предмет исследования, расскажем о целях и задачах исследования, перечислим методы и приемы.
Основная часть книги начинается с общего впечатления, которое производит на нас патологическое сознание. Затем нам предстоит дать его определение, описать устройство, движущие силы и свойства. После этого мы сможем перейти к содержанию сознания, то есть фактам (патологическим идеям) и процессам (смешению истинных и ложных понятий). Наконец, мы перечислим функции патологического сознания.
Завершим мы нашу книжку описанием патологического сознания в истории. Здесь же мы расскажем о разновидностях патологического сознания и исторических типах его носителей.
В качестве послесловия помещен план дальнейших исследований, а в приложении перечислены основные термины и положения книги.
Важность темы
Как я постараюсь показать в этой книге, тема патологического сознания имеет ключевое значение для всего комплекса современных гуманитарных исследований. Оно проливает свет на многие процессы современного сознания, в том числе здравого, вводит святоотеческое понятие о духовной болезни и через него объясняет природу беспорядка в душе и в обществе. Таким образом, благодаря понятию о патологическом сознании можно полнее осветить проблемы политики, образования и культуры.
Патологическое сознание (Далее по тексту – ПС) является мощным общественным фактором, когда, люди взаимно и беспорядочно лишают друг друга разума. ПС – социализовано, покорно моде и, в то же время, смертельно опасно, потому что является не совсем человеческим сознанием. За счет этого наше исследование может иметь и социальную значимость.
Предмет исследования
В качестве предмета исследования я избрал нового человека, человека Нового времени. Я предлагаю подойти к его природе со стороны сознания, то есть изучаем, как она искажена духовными болезнями. В типе нового человека мы предлагаем увидеть не ошибку отдельных лиц, не психическое, а духовное явление, то есть увидеть новый, исторически определенный тип сознания. Духовные же болезни должна изучать не психиатрия или психология, а «пневмопатология» или, как вариант, «понерология», если взять родственный термин у Анджея Лобачевского.2
Как устроен предмет нашего исследования?
Он не прост, а имеет три стороны:
- Индивидуальное сознание, как разумное.
- Сознание, соединяющее в себе:
- коллективное «сознание», бессознательное уже потому, что оно коллективное;
- индивидуальное, тоже бессознательное, «не сознание».
- Общая всем людям природа, общий ум.
Если дать краткое определение, то под патологическим сознанием мы понимаем современную разновидность беспорядка в душе, которая отражает духовные болезни Нового времени.
Со стороны устройства мы определяем ПС как 1) беспорядочно устроенное, 2) не одно, а два сознания: частное и коллективное, 3) мнимо упорядоченное и 4) вообще не сознание.
На самом фундаментальном уровне содержанием ПС являются «моментальные боги», то есть мгновенно возникающие представления, которым ПС совершает внутреннее поклонение. Более «высокие» формы ПС мы называем в нашей книге «концептами». ПС оперирует истинными и ложными идеями с помощью патологических операций, сознательно-бессознательных процессов.
У ПС есть своя история возникновения, бытования и смерти. Оно встроено в историю и отражает современную стадию Нового времени, то есть эпохи Отступления. В этой истории патологическое сознание поддерживает беспорядок в душе, создает его в обществе и в Церкви, живо интересуется беспорядком, анализируя его своими патологическими способами и превращая его в мнимый порядок антигосударства и лжецеркви.
Цели и задачи исследования
Мы намерены изучать нового человека, как новый, исторически определенный тип сознания. Согласно этому мы намерены дать определение патологического сознания, проанализировать его со стороны устройства, содержания и истории.
Изучение ПС должно дать нам возможность с неожиданной стороны посмотреть на разумное сознание.
Мы намерены изучать не все содержание патологического сознания, не все мнения нового человека. Изучать мысли без реальности, к которой они привязаны, значило бы заниматься пустословием, поэтому для нас будут важны только те мнения нового человека, которые связаны с реальностью, созданной им самим. Поэтому нас также будет интересовать социальная сторона ПС, когда новый человек создает беспорядок в обществе традиционном и новом, в государстве и в Церкви, а затем из беспорядка создает «новый порядок».
В задачи исследования входит поиск духовных причин таких новых явлений, как 1) безвластие государства и Церкви и, с другой стороны, 2) особого рода власть над умами и телами, на которую претендуют вожди развращенного общества.
Исследование патологического сознания должно дать нам инструменты для анализа важных проблем. Перед нами стоят задачи:
- собрать достаточное количество экспериментальных данных об идеологии нового человека, его действиях и речи,
- образовать основные понятия, прежде всего понятие «патологическое сознание»;
- образовать понятия, которые вытекают из понятия о ПС:
- новый человек;
- устройство патологического сознания;
- духовная болезнь;
- глупость и глупец, как ее носитель;
- искренность больного сознания;
- управление сознанием, как миф и реальность;
- движущие силы патологического сознания;
- свойства патологического сознания;
- факты и процессы патологического сознания.
- Поместить эти понятия в ряд основных положений,
- сделать из них дальнейшие верные умозаключения,
- на основании этих положений и умозаключений разработать и уточнить методы исследования ПС;
- уточнить терминологию, чтобы избежать двусмысленности и повторения;
- уточнить вопрос о соотношении патологической речи и патологического сознания;
- установить связь между ПС и устройством развращенного общества;
- дать очерк истории вопроса, сравнив нового человека с человеком «старым».
Что не является целью данного исследования
Есть пределы нашему познанию ПС. Сама болезнь этого сознания мешает в него полностью проникнуть. Чрезмерная рационализация, попытка до конца понять и объяснить больное сознание неизбежно приводит к ложным выводам. Больше того, полное понимание ПС было бы равносильно приобретению такого сознания самим исследователем.
Разумное сознание не является политической альтернативой ПС. Разумное сознание не соперничает с ПС за власть в области мнений. По этой причине разумное сознание не может стать социально важным фактором в развращенном обществе, а христианин – представителем этого общества. Поэтому не стоит ожидать от этой книги рецептов борьбы за власть над умами и телами.
Данная книга ни в каком смысле не предназначена для борьбы с ПС, то есть с глупостью. Глупость, как первейшая духовная и социальная болезнь, неисцелима. Исследуя патологическое сознание, мы не претендуем на то, чтобы делать его здоровым: «Порок, действительно, есть нечто неподводимое под правила, и у человека нет средств делать злых добрыми» (св. Григорий Богослов). Напротив, основным тезисом книги является то, что патологическое сознание ложно и непобедимо.
Программа лечения ПС могла бы состоять в обращении к первой реальности, которая недалеко от всякого человека, ничем от него не скрыта. Однако указание на реальность – это не выход в практическом, терапевтическом смысле, а идеальное утверждение об основаниях. Ведь ПС в том, собственно, и состоит, что человек почему-либо не может обратиться к первой реальности.
Сноски
- Название книги отсылает к книге А. Р. Лурии «Маленькая книжка о большой памяти» и является знаком уважения к этому выдающемуся исследователю сознания. ↩︎
- Łobaczewski A. Ponerologia polityczna. Krzeszowice: Ostoja, 2006. – 227 s. ↩︎
Следующая глава: Методы и приемы исследования