Search

Программа литургических реформ в Русской Церкви

Доклад известного лжемиссионера о. Димитрия Карпенко «Подготовка к причастию: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей» является полновесной программой литургических реформ в Русской Православной Церкви.
Программа литургических реформ в Русской Церкви

Доклад известного лжемиссионера о. Димитрия Карпенко «Подготовка к причастию: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей» является полновесной программой литургических реформ в Русской Православной Церкви.

В докладе, оглашенном на XX съезде духовенства Белгородской и Старооскольской епархии, о. Карпенко апеллирует к каноническому праву, что уже неверно, поскольку вопрос о Таинствах не канонически-дисциплинарный, а догматический.

О. Карпенко устанавливает для Вселенской Церкви следующий закон: Причастие православного христианина, совесть которого не отягощена смертными грехами, за каждой литургией является канонической нормой Церкви, отступление от которой чревато отпадением от Церкви. Его не смущает, что такого обычая нет в Православной Церкви уже много веков, и что, таким образом, о. Карпенко угрожает отпадением от Церкви многим Святым, прославленным Церковью.

Разумеется, о. Карпенко вдохновляется в своих реформах вовсе не каноническим правом. Как известно, он является последователем идеологии о. Александра Шмемана и поклонником ее реализации в секте о. Георгия Кочеткова. Этому хорошо соответствует и определенная антиклерикальная струя в рассуждениях о. Карпенко. Так, он произвольно утверждает: В любом случае пастырь всегда должен помнить, что он не имеет права требовать от пасомых того, что он сам не исполняет. Если вдуматься в обязанности православного священника, нетрудно заметить, что этот безумный афоризм осуществлен на деле разве что в квакерских общинах.

В своем докладе на Епархиальном собрании о. Карпенко в очередной раз воспевает гимн литургическим реформам оо. Шмемана и Мейендорфа:

Самая молодая Поместная Церковь – Православная Церковь в Америке, которая еще в прошлом веке имела те же самые проблемы, которыми мы задаемся в данном выступлении, в настоящий момент является одной из наиболее динамично развивающихся Церквей в Северной Америки. Подготовкой к причастию является сама Литургия… Каждый верный причащается за каждой Литургией. Канон ко святому причащению и молитвы ко причащению входят в домашнее молитвенное правило.

Дополнительного поста не требуется…

Исповедь требуется… раз в один-два месяца.

Соответственно, в программу литургической реформы, предлагаемой о. Карпенко, также входит обязательное Причащение за каждой Литургией, отмена трехдневного поста перед Причастием, упразднение Исповеди перед Причастием. По неизвестным основаниям он отменяет чтение трех канонов и узаконивает только Правило ко Св. Причащению:

Объем молитвенного правила должен быть не меньше имеющегося в наших молитвословах Правила ко святому причащению, включающее в себя три псалма, канон и молитвы перед причащением. Чтение трех канонов должно быть оставлено на усмотрение готовящегося к причастию.

Здесь возникает некоторая коллизия: стремление к сверхчастому причащению о. Карпенко представляет в своем докладе как следствие особой ревности некоторых прихожан. В таком случае совершенно непонятно, почему эта ревность должна выражаться в отмене постов и сокращении молитвенного правила перед Причастием.

То, что выглядит необъяснимым с точки зрения Православия и здравого смысла, закономерно вытекает из идеологии о. Александра Шмемана, которая происходит от католического движения «литургического возрождения». Это течение возникает еще в XIX веке и достигает своего апогея в «казелизме», то есть идеологии Одо Казеля из аббатства Мария Лаах. В данной идеологии подчеркивается коллективизм, светская «литургийность» в известном русским модернистам духе В.С. Соловьева и федоровского «общего дела».

О. Шмеман в своих сочинениях признает свою зависимость от того же Казеля и других деятелей “литургического возрождения”: Это был возврат от пиэтического и индивидуалистического восприятия богослужения к богослужению, вновь понятому, как вечное самооткрытие Церкви.

О. Шмеман пишет об этом движении, что оно является “православным” течением в неправославном контексте. Однако в современной науке обоснованно указывалось на связь этого течения отнюдь не с Православием, а с фашистскими и «солидаристскими» идеологиями конца XIX – пер. пол. XX вв. Об этом можно узнать из статьи Рихарда Фабера Maria Laachs “Liturgische Bewegung” im Allgemeinen und Odo Casels “Mysterientheologie” im Besonderen (The Study of Religion under the Impact of Fascism. Leiden-Boston: Brill, 2008. PP. 421-442).

На наших глазах положения идеологии «литургического возрождения» трансформируются в «канонические» нормы, устанавливаемые о. Карпенко, который, среди прочего, предлагает создание сети «евхаристических общин», которые должны подорвать традиционную структуру Церкви.

В своем докладе о. Карпенко верно говорит, что отношение к таинствам не может быть традицией той или иной Церкви. Литургические реформы, осуществленные в «Американской автокефальной церкви», разрушают единство Православия. Эти разрушительные нововведения не были в свое время должным образом осуждены Православными Поместными Церквами, скорее всего потому, что «Американская автокефальная церковь» и без этого остается непризнанной со стороны Константинопольского Патриархата.

Учение о Таинствах не может быть традицией той или иной отдельной Церкви, той или иной отдельной общины. Следовательно, программа о. Карпенко – это попытка осуществить раскол, причем даже не по религиозным, а по идеологическим соображениям.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

29 Responses

  1. В самом начале свего горе-доклада о. Дмитрий дерзко заявляет:

    “.. в церковной среде до сих пор нет однозначного мнения по поводу того, как часто следует верующему православному народу приступать к таинству причастия и какова должна быть подготовка к этому таинству”

    Иначе, как клеветой на Церковь это определить нельзя!

  2. а что значит “сверхчастое”?

    свт.Иоанн Златоуст говорит что нужно не по известным временам причащаться, а тогда, когда готов приступить к Таинству.
    на каждой Литургии Сам Господь призывает к Чаше. если ты не собираешься причащаться, если ты не готов, уходи после Литургии оглашенных, чтобы не слышать призыва Господа и не стать виновным в отвержении оного.

    страх Божий, понимание сути Таинства, принятие догмата Искупления, исследование себя, прощение людей, отсутствие злости к людям и т.д. – всё это должно быть.

    но если всё это есть, то почему кто-то может устанавливать времена? Господь прямо призывает, а человек говорит не слушайся?
    “ты нарушаесь обычай, ты слишком часто исполняешь волю Божию”. так что-ли, получается?

    ну а если вышеперечисленного нет, то, наверное, вообще человеку лучше не причащаться, ни “сверхчасто”, ни “сверхредко”, чтобы не стать виновным “против Тела и Крови Господней” (1Кор.11:27).

    1. з письма святителя Василия Великого (IV в.) известно об обычае причащаться четыре раза в неделю: в воскресенье, среду, пятницу и субботу. Однако после окончания гонений в церковную ограду вошло много людей, жизнь которых не вполне соответствовала евангельским заповедям. Ближайшими учениками Апостолов — епископами были выработаны правила церковной жизни, впоследствии канонизированные Соборами. Был создан институт кающихся с разными формами прещений и отлучения от причастия. Введена практика раздачи и вкушения антидора («антидор» дословно означает «вместодарие») в конце литургии, вместо Святых Даров, для не подготовившихся к причастию на данной литургии. Верные не принуждались к причастию при каждом посещении церкви, так как не все бывали готовы к причащению — или по внушению своей совести, или в силу каких-либо других причин, личных или общественных. Именно для того, чтобы в соответствии с 9-м Апостольским правилом обязать оставаться в храме до окончании божественной литургии и тех, которые по тем или иным причинам не могут причаститься, заведена была раздача антидора, который принимался из рук священника по окончании литургии для вкушения и освящения непричащающихся. Именно так истолковывает 9-е Апостольское правило знаменитый канонист епископ Никодим (Милаш), а вовсе не в смысле обязательного причащения всех присутствующих на литургии. Следовательно, и в древней Церкви причащались не все верные.

      Напомним также, что в древней Церкви существовал чин кающихся – «купностоящих», т.е. тех, кто могли стоять вместе с верными и не выходить вместе с оглашенными, но не причащались Святых Таин. Об этой практике говорит святой III века свт. Григорий Неокесарийский Чудотворец (12-е правило св. Григория: «чин купно стоящих есть, когда кающийся стоит купно с верными, и не исходит с оглашенными»).

      Ежелитургийное причащение всей общины прекратилось как ­в связи с падением нравственности, так и с окончанием периода гонений на Церковь Христову. Уже к V веку христиане стали причащаться значительно реже, чем в первые века, в эпоху гонений. Исключение составляли лишь священнослужители, непосредственно совершающие литургию, которые, в соответствии с канонами, обязаны были причащаться во избежание соблазнов среди верующих и для удостоверения подлинности совершенной литургии (8-е Апост. правило). А миряне стали причащаться по мере их подготовленности к принятию Святых Даров, с соответствующей подготовкой (т.е. постом, молитвой и исповеданием своих грехов). Такое изменение в литургической жизни Церкви происходило под действием благодати Святого Духа. Этой практики по отношению к причащению Церковь придерживалась и в дальнейшем.
      http://www.blagogon.ru/articles/144/

      1. то есть, по существу моего комментария, вы ответить ничего не способны?

        на Литургии из уст Епископа или священника я слышу слова Самого Господа:
        примите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое” и “пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов

        а по вашему можно быть на Литургии и просто отвергнуть слова Господа? знаете что об этом свт.Иоанн Златоуст писал?

        …Ты слышишь, как диакон (χύρυξ) возглашает: елицы в покаянии (όσοι εν μετάνοία), изыдите все. Которые не приобщаются, те в покаянии; если и ты в покаянии, то ты не должен приобщаться, потому что не приобщающийся бывает из числа кающихся. Для чего после этого (диакон) говорить: изыдите немогущие молиться, а ты продолжаешь бесстыдно стоять? Но ты ведь из числа не их (кающихся), а могущих приобщаться? И однако не обращаешь на это никакого внимания и как бы считаешь это Дело ничтожным?

        5. Посмотри, умоляю тебя: вот стоить царская трапеза; ангелы служат трапезе; сам Царь здесь присутствует. А ты стоишь небрежно, нет у тебя никакой мысли, и к тому же – в нечистых одеждах. Но одежды твои чисты? В таком случае приступи и приобщись. Сам (Царь) каждый раз приходить видеть присутствующих здесь; со всеми беседует; вот и теперь в вашей совести говорит вам: други, как вы здесь стоите, не имея брачного одеяния? Не сказал (Господь не имевшему брачной одежды) (Мф. 22:12): для чего ты возлег? – но сказал, что он недостоен быль приглашения и (значить) входа; не сказал же: для чего тебя пригласили, но – для чего ты вошел? То же самое говорит Он теперь, обращаясь и ко всем нам, бесстыдно и дерзко стоящим. Всякий, кто не приобщается св. тайн, стоит бесстыдно и дерзко; потому-то, прежде всего, изгоняются те, которые – во грехах (кающиеся). Как во время трапезы в присутствии господина низшим слугам не позволяется участвовать в ней, и они высылаются вон, так должно быть и здесь. Когда износится жертва и в жертву предлагается Христос – это Владычное овча; когда слышишь: помолимся все вместе; когда видишь, что поднимается завеса, – то представляй себе, что разверзаются небеса, и свыше нисходят ангелы. Как никому из непросвещенных нельзя бывает присутствовать, так равно нельзя присутствовать и нечистым, хотя бы и просвещенным. Если бы кто, будучи позван на пир, изъявил на это согласие, явился, и уже приступил бы к трапезе, но потом не стал бы участвовать в ней, то – скажи мне – не оскорбил ли бы он этим звавшего его? И не лучше ли было бы таковому вовсе не приходить? Точно так и ты пришел, пел песнь, как бы признавая себя вместе со всеми достойными (св. тайн), потому что не вышел с недостойными. Почему же ты остался, а между тем не участвуешь в трапезе? Я недостоен, говоришь ты. Значить: ты недостоен общения и в молитвах, потому что Дух нисходить не только тогда, когда предложены (дары), но и когда поются (священные) песни.

        http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z11_1/Z11_1_03.htm

        1. Назовите пожалуйста современные церкви , где дьякон возглашает
          …Ты слышишь, как диакон (χύρυξ) возглашает: елицы в покаянии (όσοι εν μετάνοία) изыдите? Как только услышу -изыду. До тех пор – извините. К трапезе не допущен, но повеления покинуть собрание – нет

      2. 2Виктор:

        мне не нужно говорить “извините”.
        вы лучше подумайте, что вы будете говорить Господу, когда вы услышите Его призыв приступить к Чаше и проигнорируете оный.

    2. добавлю:

      считаю, что Исповедь перед Причастием – это очень хорошая традиция нашей Поместной Церкви.
      и в наше время, просто, необходимая. для всех, в т.ч. и для людей “высокой духовной жизни”.

      а вот “вычитки” канонов, трёхдневные посты и т.п., по-моему, вопрос не такой однозначный.
      во всяком случае, здесь вполне возможен индивидуальный подход.

      1. Исповедь перед причастием- не традиция. Уж если цитируете Златоуста, то следует это знать.

      2. 2Виктор.

        это традиция. например, в Греции – этого нет. значит, это не Священное Предание.
        это не то, что было распространено “всегда, везде и повсеместно”.
        если вы пожелаете с этим спорить, то можете сразу обвинить всю Элладскую Церковь и её святых в отступничестве.
        что будет(такое обвинение) несусветной глупостью.

        свт.Иоанн Златоуст говорит о чистоте, а не о исповеди перед Литургией.
        можно исповедоваться заранее(а не перед Литургией) и не грешить, и быть в чистоте. так это было у отшельников.
        другое дело, что сейчас в России, Исповедь перед Литургией необходима.

      3. «если вы пожелаете с этим спорить, то можете сразу обвинить всю Элладскую Церковь и её святых в отступничестве. что будет(такое обвинение) несусветной глупостью».

        А вы, по сути, уже обвинили в отступничестве всю оптинскую братию, включая Оптинских старцев, которые не причащались за каждой Литургией, а, насколько мне известно, только по большим праздникам. И если они, будучи людьми высочайшей духовной жизни, не “дошли” до вашего понимания и “отвергали слова Господа”, им теперь, судя по вашему мнению, и спасения нет?
        С вашей стороны это уже не просто глупость, – человеческое свойство, которое все-таки можно как-то извинить, а нечто другое.

      4. 2Елена

        1) “по сути” – это ваши додумки и наветы. святых преподобных оптинских старцев – я ни в чем не обвинял, ни “по сути”, ни по факту.

        2) “насколько вам известно” мне знать не интересно. как часто причащались оптинские святые, достоверно, вам не известно.
        также вам не известно были ли они на каждой Литургии, а если были, то были ли они только на Литургии оглашенных или также на Литургии верных.

        но даже если вы правы, то могу сказать что вы не оптинская старица, как и я не старец. древние отшельники могли причащаться очень редко, но при этом долгое время сохранять Благодать и чистоту. возможно оптинские старцы тоже так могли, потому и причащались так.

        и кроме того, приводить в пример практику синодального периода жизни нашей Церкви, это не есть хорошо…
        нужно равняться на здоровых, а не на хворающих. предваряя чьи-либо нападки по поводу высказывания о синодальном периоде, отсылаю всех к сочинениям святых того периода (начиная от свт.Тихона Задонского заканчивая св.прав.Иоанном Кронштадтским). можете у них узнать, что они думали.

        3) это не мое понимание, а понимание святителя Иоанна Златоуста, который составил чин Литургии известный всем нам. во всяком случае из его сочинений я вижу именно это. может вы не удосужились прочитать приведенную мною выше цитату?

        по поводу обвинений в глупости и “извинениях”. вы поосторожнее с этими словами.
        мне то всё равно: слышать или не слышать их в свой адрес. но другое дело, что ваши слова вызваны тем, что я пересказал(как я понимаю) Златоуста и предложил его цитату (которую почему-то особо никто критиковать не стал). а святитель Иоанн Златоуст мудрейший человек и в человеческих извинениях не нуждается (его уже Господь оправдал). смотрите, чтобы ваши слова не оказались хулой на Вселенского учителя.

        1. Как то это очень по современному, и используемый многими модернистами приемчик – выдрать цитату. И начать крушить ею все вокруг до полного сравнивания фундамента. И что у нас получается в итоге?
          В настоящее время “находящиеся в покаянии изыдите” почему то не возглашается. То есть ни кто из церкви не гонит.
          Возглашается “оглашенные изыдите” – готовящиеся к крещению выходят из храма. И я по Вашему должен уйти вместе с ними – то есть по сути отречься от Христа, исповедовав что вроде как и нехристь.Мило. Поскольку в храме остались только верные – то по вашему оставаясь в храме я тоже грешу нарушая повеление Господне. Вы мне что советуете вообще не входить в храм? То есть сообразуясь с постановлением соборов о неопускании подряд трех воскресных дней я должен ходить в храм и причащаться через два воскресенья на третье? И установим новую форму литургической практики – “третьяки”? То есть люди занятые по службе в субботу или хуже того, имеющие скользящий график работы должны либо самочинствовать, либо бросать свою работу?

    3. отрывок из книги «Духовный дневник» епископа Арсения Жадановского (†1937), причисленного к сонму новомучеников и исповедников Российских, духовного сына св. прав. Иоанна Кронштадтского:
      «Мне, однажды, передавали по поводу частого причащения следующий случай. Одна особа привыкла каждый день причащаться. На неё обратило внимание духовное начальство. Поручили духовнику проверить её. Духовник, соображаясь с устроением указанной особы, предложил ей каждый раз исповедоваться и, когда считал неудобным, советовал ей не подходить к Св.Чаше. Но было уже поздно для неё такое духовное руководство. Она не смущалась и каждый день продолжала причащаться, переходя с одной церкви в другую. За ней, далее проследили и нигде не допускали до причащения. И эта особа не стала стремиться в церкви причащаться, а вообразила, что ей уже дано божеское право самой благословлять хлеб и вино, и причащалась дома ежедневно, совершая якобы литургию над просфорами и вином. Дело её однако кончилось печально. Она сошла с ума и в настоящее время находится в лечебнице умалишённых. Так к Св. Причастию нужно относиться с глубоким благоговением, иначе на почве частого и недостойного принятия Св. Таин может возникнуть самообольщение».

    4. Сверхчастое – чаще, нежели установлено обычаем:

      В. Часто ли должно причащаться Святых Таин?
      О. Древние Христиане причащались в каждый воскресный день; но из нынешних немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовым приступить к столь великому Таинству. Церковь матерним гласом завещевает исповедываться пред духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовы ревнующим о благоговейном житии, четырежды в год, или и каждый месяц, а всем непременно однажды в год (Пространный Христианский Катехизис).

      С этим согласен устав Серафимо-Дивеевской обители, данный прп. Серафимом: неопустительно исповедоваться и причащаться во все посты и, кроме того, в двунадесятые праздники.

      1. ни свт.Филарет, ни прп.Серафим не запрещают причащаться на каждой Литургии, а скорее устанавливают минимум и говорят о необходимой чистоте, о духовном подвиге. с этим можно только согласиться!

        ну хорошо, есть такой человеческий обычай.
        но почему причастие “чаще, нежели установлено обычаем” – это плохо?
        мне не понятно, почему, само по себе, исполнение прямой воли Божией (призыв Господа к Чаше) относят чуть ли не к греху.

        плохо это когда ты в грехах (и особенно с неправой верой) приступаешь к Таинству. это худо.
        и тут уже не важно: на каждой Литургии или согласно с обычаем. разве не так?

        1. Я согласен – не запрещают. Мы говорим в данном случае о обязательном причащении всех прихожан во время Литургии. У католиков в результате реформы Второго Ватикана это было реализовано. Это тоже исполнение прямой воли Божией? Вовсе нет, католики не готовятся, не исповедуются. Падение нравов страшное, про чистоту веры я уже молчу. У нас дела обстоят не лучше, и на этом фоне о. Карпенко предлагает даже не похожую реформу, а прямо ту же самую, с теми же идеологами, воспринятыми в передаче о. Шмемана.

      2. К чему им готовиться, как им исповедаться? Роман, из Ваших слов можно предположить, будто Вы признаете, что у папистов вообще есть таинства.

  3. Скажите, а есть ли какие либо законны формы сопротивления этой подрывной деятельности?

    1. Самой действенной и совершенно законной формой является слово правды. Огорчительно, например, что этот доклад прошел, как можно понять, без малейших возражений со стороны собравшегося духовенства. Можно, конечно, и писать заявления в епархию, в Московскую Патриархию, в Межсоборное Присутствие.

  4. Блаж. Августин в Послании 118 к Иоанну, гл. 3: «Если кто речет, что не всякий день воспринимать надлежит Евхаристию, то вопросиши: для чего? Понеже (скажет он) надобно избирать дни, в которые человек чище и воздержнее живет, дабы достойнее мог приступить к таковому таинству. Ибо ядый недостойне, суд себе яст и пиет. Но другой вопреки глаголет: так, если толикое наказание греха и лютость болезни, что и таковыя врачества должны быть оставлены, (в таком случае) всяк властию священноначальника от Алтаря должен быть удален, ко исправлению покаяния, и тою же властию разрешен. Ибо сие-то и есть недостойно принимать, если в то время восприимет, когда должен бы находиться в покаянии, а не по своему мнению, когда себя удерживать от Причастия, когда приступить. Впрочем, если грехи не суть таковы, за которые бы человек подлежал отлучению от приобщения, не должен себе удалять от повседневного врачевания Господня Тела».

    В этом пространном рассуждении блаж. Августин выдвигает два главных условия приступания мiрян к Святым Тайнам:
    1) сообразование не со своим мнением, а с распоряжением священноначальника;
    2) всяческое хранение благоговения при участии в этом Таинстве. Иными словами, всякий последующий раз должно приступать к Святой Евхаристии так (с той мерой страха Божия и почтения к святыне), как это было в первый раз, дабы, образно говоря, не оставить первой любви своей (ср.: Откр. 2, 4).

  5. Со вторым пунктом, боюсь, могут возникнуть проблемы. В большом городе, да еще если храм в людном месте, много разного народу к службе собирается. Некоторые во время Божественной Литургии ходят туда-сюда за какими-то надобностями, свечки ставят. После также и к Чаше? Тогда уж двери надо затворять. что ли.

  6. Был на Афоне в декабре. Монастырь греческий. Так вот: без исповеди там причащаться не пускают.

    1. Для о. Карпенко образцом является не Афон и не Церковь свв. Филарета и Серафима, а “Американская автокефальная церковь”. Уже этим все сказано.

      1. Концовка доклада о.Карпенко:
        “И завершить свое выступление хотелось бы словами архимандрита Ефрема, игумена Ватопедского монастыря, сказанные им во время принесения в Россию Пояса Пресвятой Богородицы:

        «Я знаю, что в России некоторые священники говорят, что перед Причастием надо поститься три дня, а некоторые – пять дней. На самом деле нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием. Доказательством этому служит то, что священники не постятся в обязательном порядке, а потом не только причащаются на следующий день, но и служат Литургию. Мы ведь соблюдаем посты определенные – четыре поста в году и посты в среду и пятницу, думаю, что этих постов достаточно. Если кто-то хочет поститься перед Причастием даже целую неделю ради аскезы, ради благоговения, пожалуйста, но чтобы это узаконивали духовники – об этом мы нигде и никогда не слышали. Если бы это было обязательным условием для Причастия, во-первых, священники должны были бы поститься всегда. Иногда говорят, что христианам надо только раз в два-три месяца причащаться, – такого закона тоже нет. Когда у христианина нет смертельных грехов, он вправе причащаться значительно чаще».

        Спасибо за внимание!”

      2. Мы тоже обратили внимание на финальную цитату обсуждаемого доклада. Эти слова из уст человека, занимающего такое видное положение на Афоне, вызываю по крайней мере – недоумение… уж больно по-шмемановски они прозвучали. Увы.

      3. А вот еще некоторые слова архим. Ефрема не согласующиеся со святоотеческой традицией:

        «Расскажу вам еще один случай из жизни. Один молодой человек, воцерковленный, поддался чревоугодию: захотел в среду съесть шашлык и пошел его купить. Приходит, а продавец говорит: «Прости, но я вот только что продал последний». Этот юноша потом приходит ко мне и рассказывает: «Так и так, я бы съел шашлык!» А я ему: «Но ты ведь не съел? И все! Ты поддался помыслу, но не согрешил на деле».

        У нас ведь как? Сначала помысел, потом он переходит в слово, а потом идет к делу. Но совершённым грех считается тогда, когда он происходит на деле…».

        (Из беседы, которую арх Ефрем провел в Новоспасском Тихвинском монастыре http://www.sestry.ru/church/content/slug/beseda/n9. А вчера ее опубликовал сайт “Православие и мир”).

        Это уже почти как у мусульман: у них не считается грехом, если человек выстрелил в другого, а пуля прошла мимо – ведь не убил же! Значит и греха нет.

        1. В данном случае Господь прмыслительно спас человека от совершния греха но своим действием купить шашлык он уже расписался в готовности совершить грех, в том что ему недостает только случая, чтобы согрешить. Эти помыслы человека будут теперь грызть постоянно, до следующей исповеди поскольку произошло сосложение греху.

      4. Относительно обязательности “трех дней” евхаристического поста – если я не прав, поправьте – “традиция” не древнее советского времени, к тому же не повсеместная.
        Скажем, в Троице-Сергиевой Лавре многие духовники (вовсе не поклонники А.Шмемана) благословляют и раньше благословляли на Светлую неделю и в Святки причащаться желающим без телесного поста (вкушать скоромное, соблюдая умеренность), а в прочие дни года не требовали более одного дня – и для паломников, и для прочих. И причащаются многие усердные (отнюдь не “кочетковцы”) – и раз в две недели, и раз в неделю, а в Пасхальный период – даже и несколько дней подряд (скажем, в Великий Четверг, Великую Субботу, Пасху и еще на Светлой неделе раз или два).

        Ведь что иногда выходит при непременном желании соблюсти пресловутые “три дня”: один хороший и благоговейный батюшка (действительно хороший и действительно благоговейный – я не ёрничаю) никого не причащает на Богоявление. Почему? (1) “Постились три дня?” – “Постился” – “Причащаться не можете, нельзя было поститься на Святки, согрешили”. (2) “Постились три дня?” – “Не постился” – “Перед причастием положено поститься три дня, причащаться не можете”… И причащается хороший и благоговейный батюшка на Богоявление – один.

      5. “Для о. Карпенко образцом является не Афон и не Церковь свв. Филарета и Серафима, а «Американская автокефальная церковь». – да кто бы сомневался! Но под такими “знаменами” (Шмеман, Американская автокефальная) “миссия” будет невыполнима.То ли дело Афон!

        “Вечером 14 декабря паломники во главе с митрополитом Иларионом (пр. Николай Балашов, пр.Алексий Трунин, референт председателя ОВЦС МП иеродиакон Иоанн (Копейкин), исполнительный директор Фонда святителя Григория Богослова Л.М. Севастьянов, сотрудники ОВЦС МП А.Г. Чуряков и Ф.И. Шульга.) прибыли в Иверский монастырь, где были встречены игуменом и братией обители. Пред чудотворным Иверским образом Владыка Иларион прочел акафист Божией Матери на греческом языке.

        Паломники имели продолжительную беседу о духовной жизни с прибывшим в монастырь из своей келии для встречи с митрополитом Иларионом архимандритом Василием Иверитисом, известным богословом и подвижником, стоявшим у истоков возрождения монашеской жизни на Афоне в 1960-х годах, бывшим игуменом монастыря Ставроникита и Иверской обители.

        ….Архимандрит Василий поделился своим восприятием глубины религиозного чувства, свойственной русской культуре и русской духовной традиции. Одной из тем беседы было влияние творений преподобного Исаака Сирина на литературное творчество Ф.М. Достоевского. По словам старца, для него “весь Достоевский представляет собой комментарий к Исааку Сирину”.

        Коснувшись темы диалога с представителями иных христианских конфессий, архимандрит Василий высказал мысль, что его цель для православного участника – не в победе над оппонентами, а в свидетельстве о внутренней свободе православного христианина, о его вере и его любви. В подтверждение он привел слова приснопамятного протоиерея Георгия Флоровского: “Богословский диалог есть свидетельство веры, а не диалектика идей”.

        http://www.mospat.ru/ru/2011/12/15/news54803/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.