Search

Проповедь одинокого отчаяния

О. Алексий Уминский на сайте "Православие и мир" излагает кредо, в котором обнаруживает свое равнодушие к истине и вообще религиозную неприкаянность.

О. Алексий Уминский на сайте “Православие и мир” излагает кредо, в котором обнаруживает свое равнодушие к истине и вообще религиозную неприкаянность.

Проповедь одинокого отчаяния
Отец Алексий Уминский, 2013 год, Московский центр Карнеги (подразделение Фонда Карнеги).

Взгляды этого модернистского проповедника, как известно, отличаются радикализмом. Так и в данном случае, согласно о. Уминскому, справедливости нет совершенно нигде: ни в Вечном Небе, ни на бренной земле. “Нет правды на земле, но правды нет и выше”,- говоря словами пушкинского Сальери.

Для о. Уминского правды нет в Самом Боге. А если бы она, вдруг, и была, то человеку правда Божия совершенно не нужна:

Трудно назвать Бога справедливым. Даже невозможно. Божественной справедливости мы не замечаем. Да мы и не ищем у Бога никакой справедливости. Мы ищем у Него милости.

Правды нет и в человеческом обществе. А если вдруг и есть, то от нее один только вред, и вред огромный:

Мир лежит во зле. Поэтому мир тоже к справедливости никакого отношения не имеет. Можно даже сказать, что справедливость – это категория почти неуловимая.

Это человеческая категория, выработанная нашими условиями. Что справедливо? Око за око, зуб за зуб? Это справедливо с точки зрения морали, когда ты не можешь требовать большего… Этой справедливости человечество ищет и добивается? Нет, все равно везде и всегда человек ищет милости, сочувствия, понимания.

Более того, всякий суд есть зло, потому что, якобы, несовместим с любовью: Там, где есть милость и любовь, не может быть справедливости.

В целом и по отдельности данные мнения мы слышали уже давно, и, надо признать, за полтораста лет к этим беспочвенным идеям появилось множество вопросов.

Допустим, справедливость – то есть различение добра и зла – совершенно не нужна и уничтожает вокруг себя все живое. Что же тогда составляет суть человеческой жизни?

“Божественная и человеческая любовь”,- отвечает о. Уминский в строгом согласии с учением своих предшественников. Но без правды любовь оказывается немощной, теряет свои очертания, так что невозможно точно сказать, в чем она состоит. Именно этой расплывчатости модернист и добивался.

Для о. Уминского любовь Божия состоит совсем не в том, что Бог печется о человеке и помогает ему. Вовсе нет: о. Уминский верит в экзистенциалистское одиночество человека, и одиночество столь полное и всестороннее, что ему приходится отрицать Промысел Божий о мире.

Если так, и Бог милующий и наказывающий радикально устранен о. Уминским из мира, то какую роль он может приписать вере во Христа? Он учит: Когда нам в нашей жизни встречаются скорби, боль, страдания, несчастия, рядом с нами оказывается Христос. Если мы дадим Ему возможность присутствовать с нами в скорбях и болезнях, то Он тут же с нами и окажется и разделит с нами весь этот ужас в жизни, в мире несправедливом, в мире, который лежит во зле.

Итак, о. Уминский отнюдь не обещает человеку Божию помощь. Бог, у о. Уминского, не исцеляет и не спасает. Он лишь разделяет с человечеством весь ужас, который творится в мире помимо Его Промысла. Бог, понимаемый нашим проповедником по своему образу и подобию, не может различить добро от зла и воздать каждому свое во времени и в вечности.

Особенно возмущает о. Уминского Евангельская мысль о том, что Бог наказывает людей за грехи. Он говорит:

Считать, что Бог посылает нам скорби, несчастья и этим как бы воздает Свою справедливость – глубочайшая ошибка. Бог не посылает скорби, зло, болезни, несчастья. Как можно вообще так подумать, что Бог может послать кому-то несчастье! Это противоречит Его божественной природе.

О. Уминский настаивает: Несчастья и скорби встречаются в нашей жизни не потому, что кто-то их заслужил.

Однако бедствия в человеческом мире случаются, и они требуют от нашего проповедника объяснения, пусть чисто риторического:

И то, что происходит с людьми на земле в качестве наших скорбей и страданий, не является тем, что Бог нам посылает. Я бы сказал, что эти вещи в нашей жизни встречаются нами. Встречаются как последствия человеческой злобы и греха, которыми мир искажен, – импровизирует о. Уминский, прекрасно сознавая, что многие бедствия – природные катастрофы, эпидемии – ни в каком смысле не являются последствиями человеческой деятельности.

Жертвы преступлений тоже страдают не от своей, а от чужой злобы и греха, так что и это не объясняет того, как страдания совместимы с волей Божией. Да и можно ли назвать все это несчастьями, если в подлинном смысле слова “злом” является только твой личный грех?

Конечно, Православие знает ответ на эти вопросы, но для этого необходимо различать зло в подлинном смысле слова – то есть грех – от бедствий и скорбей, которые не являются злом сами по себе. Чтобы различать, надо судить по правде, а эту возможность о. Уминский для себя упразднил.

Без правды нельзя и шагу сделать в мире Божием и в мире людей. Без правды, без справедливости нельзя слова сказать. Причем, поскольку речь идет о Боге и о Христианстве, то эта истинность сказанного должна быть укоренена не в человеческих мнениях и переживаниях, а в прямо в вечности, в невидимой и неизменной Правде.

Если справедливость – всего лишь фантазия, откуда сам о. Уминский знает, что сказанное им правда, а не ложь? Раз он сам для себя отрицает справедливость как миф, то его слова надо рассматривать как немощное и отчаянное нападение на правду.

Справедливость – как различение добра и зла – невозможно устранить, иначе мы окажемся в пустыне отчаяния, где бродят без цели люди, бормочущие себе под нос бессмысленные речи.

Уже сейчас, в этом мире, злые умирают от самой страшной болезни – греха. Счастливые же праведники преисполнены небесными богатствами и никогда не умирают для жизни вечной. Но как это увидеть человеку, отвергнувшему правду Божию?

Вот о. Уминский и утверждает: если Бог справедлив, тогда злые люди должны были бы умирать от страшных болезней, а добрые должны были бы быть счастливыми, богатыми, очень здоровыми и вообще никогда не умирать.

То, что кажется ему неопровержимым силлогизмом, на деле оказывается бесстыдным самообнажением, обнаружением безнравственности и неверия в слова Спасителя: Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек (Ин. 11:26).

Следует верой различать жизнь грешников от жизни праведников, и смерть грешников – от смерти праведников: смерть как вечную славу и жизнь, и смерть как наказание и вечный позор.

Для этого нужна вера во Христа, грядущего судити живым и мертвым, которой у о. Уминского очевидно нет. Он смотрит на мир как слепец, как человек, не различающий добра и зла, и не знающий того, что Бог определил о людях, как сказано у Премудрого:

Праведник, умирая, осудит живых нечестивых… ибо они увидят кончину мудрого и не поймут, что Господь определил о нем и для чего поставил его в безопасность; они увидят и уничижат его, но Господь посмеется им; и после сего будут они бесчестным трупом и позором между умершими навек (Прем. Сол. 4:16-19).

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

6 Responses

    1. Данную статью можно рассматривать в качестве упрека всем нам. Как белогвардейский агитационный плакат с раненным юнкером – “А вы почему не в армии?”. Кроме того, на каждого батюшку есть свой благочинный.

      1. И вопрос к благочинному такой – почему иереи не знают священных писаний и святоотеческих преданий?

  1. «Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?» (Амос.3,6).

    «Болезни в городах и народах, сухость в воздухе, бесплодие земли и бедствия, встречающиеся с каждым в жизни, пресекают возрастание греха. И всякое зло такого рода посылается от Бога, чтоб предотвратить порождение истинных зол. Ибо и телесные страдания, и внешние бедствия измышлены к обузданию греха. Итак, Бог истребляет зло, а не от Бога зло. И врач истребляет болезнь, а не влагает ее в тело. Разрушения же городов, землетрясения, наводнения, гибель воинств, кораблекрушения, всякое истребление многих людей, случающееся от земли, или моря, или воздуха, или огня, или какой бы то ни было причины, бывают для того, чтоб уцеломудрить оставшихся; потому что Бог всенародные пороки уцеломудривает всенародными казнями» (Свт. Василий Великий).

  2. А вот еще цитаты Писания, опровергающие о. Умнинского, будто бы Бог не судит, не наказывает и не посылает скорби:

    1. Евр. 12: 6-11 (Притч. 3:12).
    Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, [если] мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.
    2. Откр. 3:19
    Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся.
    3. 2Цар. 7:14-15 (Пс. 88: 31-35)
    Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих, но милости Моей не отниму от него.
    4. Пс.118:71
    Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим.
    5. Иер. 10: 24-25
    Наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем, чтобы не умалить меня. Излей ярость Твою на народы, которые не знают Тебя, и на племена, которые не призывают имени Твоего; ибо они съели Иакова, пожрали его и истребили его, и жилище его опустошили.

    Еще цитаты уже про Божий суд, Божьи кары и их цели:
    1. Бог как судия.
    – Бог – судия всей земли => Быт 18:26 ; Пс 93:2
    – Христос – судия => Ин 5:22; Деян 10:42 ; 2Тим 4:1
    – Его суд всегда праведен => Втор 32:4 ; Иов 34:10 ; 2Фес 1:5
    2. Временная кара.
    а) Примеры кары Господней:
    – потоп => Быт 7:17-23
    – Содом и Гоморра => Быт 19:24-26
    – первенцы в Египте => Исх 12:29,30
    – фараон и его войско => Исх 14:23-28
    – Израильтяне в пустыне => Чис 14:26-35
    – Корей и его люди => Чис 16:31-35
    – Израильтяне во времена судей => Суд 2:14,15
    – Ахав и его семья => 4Цар 9:6-10
    – город Самария => 4Цар 17:16-18
    – Иудеи в изгнании => 4Цар 24:1-4
    – горделивый Навуходоносор => Дан 4:29-33
    – царь Валтасар => Дан 5:25-30
    – город Иерусалим => Лк 19:41-44
    – царь Ирод => Деян 12:21-23
    – волхв Елима => Деян 13:9-11
    б) Виды временных кар:
    – засуха => 3Цар 17:1
    – голод => Плач 2:11,12
    – огонь с неба => 4Цар 1:10,12
    – потоп => Быт 7:17-23
    – нашествие саранчи => Иоил 1:2-7
    – землетрясение => Ис 24:18-20
    – язва => 2Цар 24:15,16
    – ржа и блеклость хлебов => Ам 4:9
    – яростные бури => Нав 10:10,11
    – превращение земли в пустыню => Иез 33:23-29
    – изгнание, переселение в чужие земли => 2Пар 36:20
    – голод и жажда Слова Божия => Ам 8:11
    – смерть => 4Цар 9:8-10,30-33
    в) Цель временных кар:
    – наказать за грех => Быт 6:5-7 ; Ос 5:1,8-11 {C}
    – явить Себя как Бога => Исх 9:14-16 ; Иез 5:13
    – очистить Свой народ => Иез 22:22 ; Мал 3:2-4 ; Ин 15:2
    – привести Свой народ к покаянию => Ам 5:6,15 ; Лк 13:2-5
    3. Последний суд:
    а) Наименования последнего суда
    – день суда => 2Пет 2:9
    – день Господень => 1Фес 5:2
    – день гнева и откровения праведного суда от Бога => Рим 2:5,6
    – великий день => Иуд 6
    – день => 1Кор 3:13
    б) Судьи последнего суда:
    – Бог как судья => Пс 95:13; Еккл 3:17
    – суд отдан Христу => Ин 5:22; Деян 10:42 ; Рим 2:16
    в) Кто будет судим:
    – живые и мертвые => Деян 10:42
    – все народы => Мф 25:31,32
    – все люди => 2Кор 5:10 ; Евр 9:27; Откр 20:11-14

    Свящ. Алексей Умнинский либо совсем Писание не читал, либо сознательно его игнорирует, потому что оно ну никак не вписывается в его (Умнинского) неправославное исповедание.

    1. Спаси Господи,переписала себе на память.Еще о Страхе Божием не учат.Словно и нет такой добродетели.дети приезжают из воскресной школы на экскурсию и я спрашивала у них о Страхе Божием,а они слыхом не слыхивали что это такое.Из писем прп АмвросияОпт:”Главное,чтобы ребенок был занят по силам и направлен к страху Божию.От этого все доброе и хорошее,как и,напротив,праздность и невнушение детям страха Божия бывают причиной всех зол и несчастий.Без внушения страха Божия,чем детей ни занимай,-не принесет желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни.”[письмо:”о детском чтении”]И понятно, что если сейчас не учат многие проповедники что Бог наказывает за нарушение заповеди Божией,и будет Страшный Суд и не напоминают о полной зависимости жизни души от Бога Вседержителя,что перед Ним, Вездесущим сердце наше.-Из чего тогда в душе родится Страх Божий ?это же не просто “уважение к Богу”как иногда объясняет детям учитель.Слова прп Амвросия указуют нам четко и прямо что:”Главное средство к тому,чтобы жить благочестиво и свято,состоит в страхе будущего суда и вечных мук.Только при содействии этого страха,с помощью Божией,и бывает соблюдение заповедей”.И много ли современных учителей об этом Страхе сейчас говорят?А ведь это есть начало,основание веры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.