22 октября в актовом зале Камчатской краевой библиотеки имени С. П. Крашенинникова прошел творческий вечер о. Александра Овчинникова “Современная поэзия в свете Евангелия”.
В программу концерта вошли стихи и песни классиков русской литературы и наших современников. Сайт “Православная Камчатка” перечисляет: Со сцены прозвучали произведения А. С. Пушкина, А. Блока, Е. Санина, В. Цоя, А. Васильева, В. Бутусова, К. Кинчева и других.
Такое перечисление Пушкина подряд с Бутусовым объясняется не только поразительной некультурностью, но и серьезными мотивами. Оказывается, у Блока с Цоем и у Пушкина с Бутусовым есть нечто общее, ведь русская поэзия плод нашей духовности. Наша литература всегда была тесно связана с Православием, глубоко проникнута его темами.
Опустим вопрос о том, насколько сочинения Цоя и Бутусова могут считаться литературой, а уж тем более поэзией. Но духовность, например, Блока и Цоя никакому сравнению не подлежит, поскольку объединяет их разве что равноудаленность от Христианства.
Несмотря на очевидность, сайт “Православная Камчатка” утверждает:
Особое внимание было уделено современным авторам, чьи песни мы нередко слышим по радио, с экранов телевизоров. Но, пожалуй, лишь немногие слушатели задумываются о смысле и содержании этих песен. Между тем, эти авторы воспитаны в идеалах и традициях русского Православия. В противовес западным исполнителям, они затрагивают темы близкие русскому православному человеку. Их позиции противоположны греховным понятиям современного западного мира.
Кто воспитан в идеалах и традициях русского Православия? Цой?
Чьи позиции противоположны греховным понятиям современного западного мира? Цоя, Бутусова и Кинчева? Если об этом задуматься, то это, возможно и так, но тогда надо признать, что в равной мере они противоположны и Православию.
О. Александр Овчинников далее рассмотрел “духовные аспекты” жизни современных российских рок-звезд. После каждого номера он обсуждал содержание стихов и текстов песен с гостями вечера.
В контексте современной культуры
В репортаже о творческом вечере утверждается:
В контексте современной культуры были рассмотрены фундаментальные вопросы человеческого существования. Очень приятно, что концерт привлек много молодых людей, поставил перед ними новые вопросы, привлек внимание к текстам Евангелия. А в этом не приходится сомневаться. Достаточно лишь увидеть каким проникновенным сиянием, каким блеском наполнены глаза юных слушателей.
Где же заявленное противостояние греховным западным ценностям, к которым принадлежит и рок-протест, и русский и иностранный рок? В контексте массовой культуры невозможно пробудить человека к жизни вечной, а можно только перенести человека из области одной неподлинной греховной жизни – в столь же греховный мир массовых сновидений.
Что случилось и на этот раз.
Работа на публику “в контексте современной массовой культуры” увенчалась громким лжемиссионерским успехом. Одна из зрительниц признается:
Я пришла послушать песни Виктора Цоя, очень их люблю, а и теперь иду домой читать Евангелие. Очень интересно проследить эту нить православия в творчестве Цоя. До сегодняшнего вечера я об этом не задумывалась (выд. нами.- В.Р.).
Другой слушатель Виктор признается:
Я на рок концертах бываю часто. В библиотеке бываю на подобных вечерах. Но такой вечер прошел впервые. Было очень интересно, познавательно. Пожалуй, я теперь буду иначе слушать музыку.
Это именно то, чего и добивались устроители акции: теперь бедные подростки будут прослеживать нить Православия в творчестве Цоя, будут по-другому продолжать слушать рок-музыку.
Роман Вершилло
Один ответ
А. Васильев (группа “Сплин”) вообще называл себя даосистом.