ПСТГУ возвращается к софиологии
25 марта в Православном Свято-Тихоновском университете прошла презентация монографии преподавателя кафедры философии богословского факультета ПСТГУ Натальи Вагановой “Софиология протоиерея Сергия Булгакова“.
Преподаватели-модернисты не находили слов, чтобы достойно отметить победу Н.А. Вагановой над церковным вероучением. Так, зав. кафедрой ПСТГУ истории философии, а также соавтор антицерковного журналиста Сергея Бычкова, Виктор Лега пришел на семинар насладиться триумфом одного из сотрудников кафедры. Под триумфом понимается, видимо, довольно наглая апология о. С. Булгакова со всеми абсурдными изгибами его софиологии, осужденной как ересь Московской Патриархией и Русской Зарубежной церковью.
Итак, в ПСТГУ происходит возвращение к софиологии, как к истокам богословского модернизма, но на новом историческом этапе – не в качестве философски-богословского учения, претендующего на истинность, а как предмета для постмодернистских беспредметных разговоров.
Зав. кафедрой систематического богословия и патрологии богословского факультета ПСТГУ Петр Михайлов: Протоиерей Сергий Булгаков – единственный из русских богословов, создавший богословскую систему. Вопрос о том, хороша ли она, насколько она уязвима – другой. И эта система требует детального изучения и рассмотрения.
Собственно такова же позиция самой Н.А. Вагановой: Думаю, настает время, когда по отношению к мысли Булгакова оказывается необходимо и возможно выработать подход, освобождающий от выбора между “принять – отвергнуть”. Тогда его творчество будет воспринято нами как открытое к осмыслению и диалогу, и, возможно, тогда мы и обретем “того” Булгакова – который нам пока неизвестен.
По материалам Богослов.Ру
Еще по теме
протоиерей Владимир Переслегин. Ответ заведующему кафедрой истории философии ПСТГУ В.П. Леге
19 Responses
Фу, какая гадость! А в Петербурге сегодня была отмечена активность содомитов… Пора вызывать ДЕЗ!
Подход, освобождающий Православного Христианина «от выбора принять – отвергнуть»? Когда речь идет о «четвертой ипостаси», освобождающий от «принять – отвергнуть»?!!
Да, ПСТГУ нашел этот подход. Он – в декларации «светскости» этого вуза самими его создателями. То есть – в декларации их личной независимости от Святой Троицы и от Ипостасной Премудрости Божией – Господа нашего Иисуса Христа.
Освободиться от этого выбора легко: снять с себя Крест.
Освободиться от этого выбора легко в этом мире, толкающим профессоров и доцентов Духовной школы Русской Православной Церкви к «академизму» (ненастоящему, ненаучному!), суть которого: скрыть свою любовь ко Христу (у кого она еще осталась) в глазах мира, быть для мира своим.
Но горе тому, кто постыдится Меня и Моих словес в роде сем прелюбодейном и грешном.
Вы постыдились личной верности Христу и учению Его Церкви, исповедав перед миром свою толерантность учению, которое ненавидит Дух Святый. «Неправду возненавидех и омерзих» – кто это изрек? Отвечайте, Лега. Отвечайте, Ваганова.
Простите, отец Владимир, а вы можно привести пример декларации “светскости” от создателей ПСТГУ ?
Вот тут есть кое-что: http://www.patriarchia.ru/db/text/144672.html
Действительно:
Что касается Леги то я недавно беседовал с новоиспеченным выпускником ПСТГУ рукоположенным, который учился в том числе у Леги, беседовали мы на тему эволюционизма как способа которым Бог творил мир, я конечно по своему мракобесию назвал “православный” эволюционизм ересью, а этот наверное иерей ссылался на Легу как на авторитета дескать всё в Библии с эволюцией срастается. Причём аргумент был такой, почему вы принимаете мобильную связь, интернет и не принимаете дарвинизма? Каждый может сам оценить убедительность аргументации. Так что Лега видимо еще тот фрукт.
Отвечаю протоиерею Владимиру Переслегину.
Нет, о. Владимир!
Это Вы, вынужден констатировать, скрываете свою любовь ко Христу в глазах мира, Вы Его фактически постыдились. В своем осуждении светскости Вы удивительно согласны с атеистами и фактически помогаете им. Ведь это атеисты (и вы, “антимодернисты”) отождествляете атеизм и светскость. А поскольку наше государство светское по Конституции, то вы отдаете государство во власть атеистам. Нас же, христиан, вы помещаете в резервацию, отстраняя нас от проповеди Слова Божия в мире.
Я же, как и очень многие православные христиане, не забываем заповедь идти и научить все народы, в том числе и свой, русский (а также украинский, белорусский и т.д, ибо нет во Христе ни эллина, ни иудея). Ипользуя светский характер нашего государства и образования, мы идем в школы и вузы, несем слово Христа тем, кто о Нем не слышал. Преподавая, кроме ПСТГУ, в МФТИ и МГЛУ, светских вузах, я вижу, как во время моих лекций меняются на глазах студенты, как радуются они, услышав истину о Боге. Я не стыжусь говорить о Христе нигде – ни с институтской кафедры, ни с экрана ТВ, ни на страницах своих книг.
Не думал я, что придется вести борьбу не только с атеистами, но и с некоторыми православными. Не ожидал я, что атеисты найдут себе союзников в лице священников. Как на меня нападали атеисты, крича во весь интернет: светский – значит атеистический! Вон из Физтеха! И вот я слышу те же самые слова из уст священника. Увы мне…
Да, увы Вам, потому что Вы лжете.
Я не отождествляю светскость и атеизм. И я не против проповеди православия в светских ВУЗах, а за нее. Где Вы нашли это в моих высказываниях? Это клевета.
Я сказал совершенно другое: добровольно взятые на себя рамки “светскости” освобождают,как видим, Христиан от обязанности “сердцем веровать в правду, усты же исповедовать во спасение” на любых “площадках” (Рим 10:10) – то есть быть толерантными, академически корректными к злейшей ереси, осужденной Церковью – коль скоро дискуссия носит “академический характер”.
У меня речь не о светских ВУЗах, а как раз о духовной школе – ПСТГУ – самопозиционирование которой в последнее время как ВУЗа вполне светского, “гуманитарного” – предоставляет возможность “оправдывать” подобное предательство Православия соответствующим “форматом” дискуссии – “светским”, “строго научным”, стыдящимся “клерикальности” в оценках софиологии.
Грош цена подобной “научности”. Провинциализмом отдает от такого “академизма”.
Это как раз Вы стыдитесь проповеди Христа как Единого от Святыя Троицы – тем, что называете триумфом – победой – поношение Ипостасной Премудрости Божией в рамках “научной” апологии антицерковного учения.
Где извинения за клевету?
Для Вас, Виктор Лега, в борьбе со священниками и православными, и с православием, все средства хороши?
Спасибо Вам, уважаемый отец Владимир! Здоровья, долгих лет жизни!
Виктор Лега прислал ответ, уважаемая Иляна, но в нем нет извинений, а только наглые и бессмысленные нападки на священника.
В. Леге:
Я переслал Ваши ответы.
Спаси Господи!
Хочется поблагодарить модератора, что в теме нет флуда и оффтопов.
Хочется надеяться, что автор книги и остальные участники принесут Богу покаяние за это душепагубное издание и душепагубные желания.
Господь поругаем не бывает! Вы отворачиваетесь от Матери- Церкви, Её решений! На Кого замахнулись?!
Мало вам валяться в блевотине- других туда же тяните!
Целую каждое вышенаписанное слово отца Владимира- нижайший, батюшка, поклон Вам и создателям сайта!
В. П. Леге.
Господин Лега.
Вы, являясь Православным Христианином, дали высокую положительную оценку труду, посвященному “независимому” осмыслению гностического учения о Софии о. Сергия Булгакова. Вы считаете, что, упражняясь в независимых от Вероучения Матери – Церкви изысканиях на весьма опасные темы, Ваши сотрудники не совершают ничего запретного для Христианина, но, напротив, выражаясь Вашими словами, являются “локомотивами, вытаскивающими” возглавляемую Вами кафедру.
Я же, в отличие от Вас – вместе со всею Матерью Церковью Православной – считаю софиологию о. Булгакова отвратительной и душепагубной ересью, соборно осужденной как Зарубежной частью Русской Церкви, так и – одновременно – Местоблюстителем Патриаршего Престола в самой России. Это решение Полноты Церкви. Совпадение в этом вопросе соборного определения РПЦЗ и решения Местоблюстителя Московского Патриарха, не имевшего по известным причинам возможности созыва Собора – полная идентичность их определений по этому вопросу при их неразрешимых спорах и противоречиях по другим вопросам Церковной жизни – говорит о богодохновенности этого определения и решения.
Учение о. Булгакова о Софии как отдельном, самобытном Существе, имеющем личные свойства: “София, это самооткровение, любит ипостасного Бога-Любовь ответною любовью” – является для всякого, крещеного в Троицу Единосущную и Нераздельную, кощунством.
Уместно вспомнить слова Спасителя: «за каждое слово праздное даст ответ человек в день Суда» (Мф 12:36). Софиология же – не просто празднословие на опасные темы, не учение о Прекрасной Даме или Вечной Женственности, с которыми оно, несомненно, внешне генетически связано и нравственной апологией которых внутренне обусловлено – но, в отличие от стихов Александра Блока, Андрея Белого или Вячеслава Иванова – представляет собой систему взглядов религиозного деятеля, священника и ректора богословского института в Париже, систему взглядов, вменяемую Церкви и распространяемую в Церкви. Предметом же этих взглядов и учений, распространяемых в Церкви, является Сам Бог – Святая Троица и Агнец Божий – Вторая Ипостась Святой Троицы.
Вместо того, чтобы отвергнуть, как идущую вразрез с самой верой в Святую Троицу Единосущную и Нераздельную, попытку популяризации в церковной среде этих еретических взглядов и учений, Вы – и не только Вы – демонстративно приветствовали это кощунство.
Потерпели бы Вы «академическую дискуссию» о собственной матери? Приветствовали бы работу «локомотива» в отношении сокровенных, святых, глубоко личных сторон Вашей жизни? Но Святая Троица всякому крещеному дороже отца и матери. Крещением мы связаны личным обетом верности и любви к Ней.
Поэтому я считаю совершенно неуместным обсуждение здесь или где-либо еще с Вами любых иных вопросов, кроме этого главного: покайтесь в кощунстве.
Недостойный протоиерей Владимир Переслегин
Помоги вам Господи! Еретиков может и не переубедить Но пролить свет на них и предостеречь некоторых (меня в том числе) У вас получается.
Уважаемый Роман! Не могу с вами связатся (начинающий) писал вам на почту раньше Повторюсь:я экспедитор по храмам возим книги Буду благодарен вам за информацию об издательствах и просто издателей книг о чистоте православия Любых православных (не модерн и прочее) книг Столько заразы приходится отсеевать! Помогите ради Христа.
Проблема именно в том, что это огромный поток модернистской литературы. Тот же о. Шмеман издается и переиздается по десятку раз в год. Может быть, создать приложение к нашему сайту, где предупреждать о выходе всех новых модернистских книг, со своего рода рейтингом опасности для Православия? Но это такая работа, которую мне не сделать одному никак: нужна будет помощь читателей.
Конечно, но может начать списком авторов которые симпатизуруют явным не знаю каким одним словом назвать (противников Бога)Меням, Кочетковым, Сурожским… Всем кто представлен здесь на сайте. Проповедуя их ереси и добовляя свои. например Ткачев, Вознесенская(О Торик, Чудинова о них и многих других хотел бы узнать как к ним относиться) Сложно отличить правду от тонкой лжи ,так-как я “оглашался” у кочетковцев и много влили в меня этой духовной заразы До сих пор с удивлением нахожу в себе ростки этих “заблуждений” На себе познал предостережения Святых: не читать книг еретических.
Увы, тут я не смогу помочь: у меня совершено нет времени читать православную беллетристику. Я думаю, пока будет достаточно составить рейтинг издательств, а потом посмотрим.