Что такое православная психология?
Что такое православная психология? Недоумения по поводу воззрений о. Андрея Лоргуса
Роман Торчагин
Помнится, в одной из статей на сайте «Антимодернизм.ру» о. Владимир Переслегин указал на существование в современном мире болезни смешения Божественного и земного.
Он справедливо говорил о том, что не надо трогать и употреблять Святыню – слово Православие – в связи со специфически земными сторонами жизни. В том числе о. Владимир говорил и о «православной психологии». Хотелось бы подробнее остановиться на взглядах о. Андрея Лоргуса, являющегося ректором “Института христианской психологии”.
Задачи православной психологии
Итак, каковы же задачи «православной психологии» в понимании о. Андрея Лоргуса?
Он говорит: Церкви приходится проповедовать и работать среди нехристианского мира, среди людей, которые еще только идут к Церкви. А человеку неподготовленному аскезу как способ жизни предложить невозможно, для этого надо дорасти, созреть.
Тогда что это – как бы “облегченный вариант” аскетики? Или ее дублирование под другим именем? Непонятно. Тем более, что в другом месте того же интервью о. Андрей говорит: Так что, конечно, аскеза могла бы обойтись без психологии – для уже сформировавшихся христианских личностей, но большинство людей таковыми не являются. Поэтому знания и способы практической христианской психологии очень востребованы.
Следующая задача – оказание помощи психически больным христианам. Из того же интервью: А в случае психического заболевания? Ведь заболевают на только неверующие люди, заболевают и христиане. А для людей психически слабых, для детей, подростков? Однако здесь происходит смешение понятий о психологии и психиатрии. Душевные заболевания лечит именно последняя. На психиатров учат в медицинских ВУЗах, на психологов – в совершенно иных учебных заведениях. Так что вопрос опять повисает в воздухе.
Еще одна задача (из того же интервью): В традиционной культуре роль психолога выполняли бабушки, дедушки, дядюшки, тетушки…Вглядитесь – каково количество одиноких людей?! А ведь одинокие люди – это потенциальные клиенты психотерапии, потому что человек не предназначен Господом жить в одиночку.
То есть, по сути, “православной психологии” уготовляется роль некого “костыля” и заменителя душевного общения при отсутствии такового в быту. Проблема такая есть. Однако зачем для этого иметь образование психолога, если с этим с успехом может справиться бабушка или тётушка?
Труд пастыря перекладывается на психолога
Некоторые «задачи» с первого взгляда вызывают недоумение: Бывает, что у священника нет сил и времени объяснить человеку, что тот сам себе лжет. Он приходит на исповедь и говорит то, что не соответствует правде. А я вижу, что он сам себя обманывает. И, стало быть, лжет и Богу. Я хотел бы, чтобы ему психолог помог себя понять, найти свою правду, увидеть, кто он есть на самом деле. Потому что на исповеди очень часто люди уклоняются от правды. Уклоняются не потому, что они хотят обмануть, а потому, что они не обладают нужным механизмом самоанализа.
То есть труд пастыря перекладывается на психолога. Однако пастыри прошлых веков не прибегали к помощи каких-нибудь «психологов» того времени, даже в лице упоминавшихся выше «бабушек и тетушек». Не его ли это прямая задача – приводить человека к покаянию? Кажутся странными слова о том, что люди на исповеди лгут потому, что «не обладают механизмом самоанализа». Чтобы знать заповеди Божии и виды их нарушений, не надо быть семи пядей во лбу. Надо лишь знать учение церковное, хотя бы на уровне Катехизиса. Если человек настолько страдает слабоумием, что не может осознавать значение своих действий, то он невменяем. Вряд ли этих людей имел в виду о. Андрей. Если же человек не хочет каяться и придумывает отговорки, то насильно его никто не исправит.
Неопределенность задач православной психологии
Похоже, зыбкость и неопределенность задач «православной психологии» понимает и сам о. Андрей: Возникает вопрос: где проходит черта, разделяющая представления о двух служениях? В чем их самобытность и необходимость для современной церковной жизни? Кто может сказать: “Вот эта линия! Здесь, пожалуйста, работайте психологи, а здесь – место пастыря”. Для меня этот вопрос остается безответным пока.
Итак, получается, что нет никакой нужды в “православном психологе” как таковом, так как он по сути дублирует задачи духовника (или другого собеседника в духовных вопросах), психиатра или просто душевного собеседника.
Конечно, “православный психолог” может принести и определенную пользу в духовном плане, но просто как православный человек. Для этого нет смысла становиться психологом. Чтобы вести благочестивые беседы на духовные темы, достаточно быть православным верующим, знающим хотя бы основы веры.
Может “православный психолог” принести пользу и тем, что просто по-человечески выслушает и утешит кого-то. Опять-таки, для этого не требуется специального образования. И еще. Заподозрить душевную болезнь и рекомендовать сходить к психиатру сможет и “неправославный” психолог.
Все это говорилось о практической стороне. Но есть также и опасения насчет «теоретических обоснований».
Основания православной психологии
Для обоснования «православной психологии» берутся зачастую модернистские писания, появляются высказывания о возможности каких-то «открытий» в аскетической области. Слова о. Андрея Лоргуса: Современная психология, вся целиком, во всем видимом многообразии и многоцветии, вырвалась гораздо далее, в понимании внутренних механизмов психики и личности, чем богословское понимание личности. Нужно было дождаться учения В.Н. Лосского, Х. Яннараса, вл. Каллиста (Уэра), чтобы осмыслить путь, пройденный психологией в ХХ веке. Да, психология забежала вперед, как когда- то астрономия, в лице Джордано Бруно и Галилео Галилея [Выделено мной.- Р.Т.].
Его слова оттуда же: Действительно, учение о молитве (например) разработано в православии так глубоко и достоверно, что едва ли кто будет искать иного, однако оно чаще всего касается высот духа. Начальная же практика удержания внимания, смысла внутренней речи, условий внутренней тишины, значения смысла и работы сознания в молитве – святоотеческие тексты практически не касались… Однако, самые глубины человеческой психики, в которых скрываются обиды, раздражение, зависть, гнев – в аскетике не поднимались.
В первой цитате, по сути, говорится о возможности каких-то «открытий» в аскетике и о том, что психология якобы как-то «дополнила» или «исправила» аскетику, а поняли это только авторы модернистских концепций. Уже не говорю о примере с Джордано Бруно, который никакого вклада в науку не сделал и был казнен латинянами за откровенно еретические взгляды. Во второй цитате также говорится о том, что психология может что-то дополнить в аскетике.
Антиюридизм
Также в некоторых цитатах виден «антиюридизм»: Прежде всего, самый широко распространенный иудео-ветхозаветный образ Божий как образ праведного судии, который справедлив в своем суде, то есть, безусловно, карает грешника и награждает праведника. Именно такое отношение чаще всего встречается среди верующих, но не глубоко знающих православное богословие и православное вероучение.
С учетом всего этого возникают опасения, что «православная психология» станет вывеской для различных модернистских идей, которые будут выдаваться за «научные открытия» и таким способом выводиться из-под богословской догматической оценки, будет происходить вторжение в область пастырского душепопечения, перекладывание пастырских обязанностей на психологов.
Воздержусь от того, чтобы обвинять о. Андрея в сознательном построении модернистской системы. Думаю, что он этим занимается для того, чтобы найти применение своему светскому образованию, чтобы принести Церкви какую-то пользу. Вот только делать это надо, видимо, как-то по-другому.
Как должен себя вести православный психолог или психиатр
Скажу несколько слов и о том, как психолог или психиатр православного вероисповедания должен вести себя по отношению к своей профессии.
Хорошо, если психолог или психиатр – человек православный: он не будет по-фрейдистски пытаться объяснить духовную жизнь, не будет трактовать веру больного человека как “бред” (если, разумеется, это действительно православная вера, а не его личный бред на религиозную тему). Также, если психиатр принадлежит к Православной Церкви, то он должен постараться уяснить для себя, где болезнь от естества, а где одержимость бесовская и не переходить пределы своих полномочий. (Неверующие психиатры, естественно, не признают одержимости бесами). Но даже с учетом всего этого психиатрия (или психология) и религия не могут смешаться как бы в нечто среднее, так как лекарствами не исцелишь от греха и душу не спасешь, а религия не занимается измерением уровня интеллекта или памяти и прочими вещами, ей не свойственными. Православная вера и знания по психологии/психиатрии должны сосуществовать в человеке этой профессии, не противореча друг другу, но и не смешиваясь в нечто аморфное и неопределенное.
Что такое православная психология? Заключение
Хотелось бы в заключение снова привести слова о. Владимира Переслегина из его комментариев после его же вышеупомянутой статьи:
Если психология не лженаука, то она не может спорить с Православием ни в чем, так как знает свое место. Восстает мифология. Ее должны отбрасывать психологи, если они только есть. А не творить новые мифы, приводящие к потере страха Божия и веры… Неужели это так трудно… что в противовес этому пошлому гнозису, этому низкому материализму, претендующему на большее, чем он есть, науке, чтобы остаться самой собою, недостаточно просто быть честной и не делать необоснованных выводов?
Почему, чтобы просто не быть вшивой, голове надо называться: православная?.. Ведь отсутствие вшей – отнюдь не святость. А Православие – Свято!
Конечно, в наши дни само открытое отсечение этой мифологии будет мужественным поступком, это будет «против течения». Однако этого недостаточно для того, чтобы называть психологию или психиатрию «православной».
Еще по теме:
03.06.2011 Последователи о. Петра (Мещеринова) издали «первую откровенную книгу об интимной жизни верующих»
Добавить комментарий