Search

Секрет полишинеля

Роман Вершилло

Секрет полишинеляЛжемиссионерство – это привычный, даже технологический, эпатаж и кощунство. В вывертах того же о. Кураева нет ничего из ряду вон выходящего, как нет ничего смешного в клоунаде, как профессии.

Публика плачет, смеется, возмущается, а за кулисами разлиты усталость, цинизм, разочарование…

Банальность лжемиссионерской клоунады успешно скрывает ее центральное место в идеологии Нового времени. Это, конечно, парадокс, когда маргинальное и тривиальное становится центральным и мирообразующим. Но таков мир, в котором мы живем, мир, в котором торжествуют страшные или скучные клоуны.

Вместе с тем, пресловутая упрощенность модернистской проповеди, доходчивость, которой гордятся и сами лжемиссионеры, есть чистый миф. «Понятность» – лишь лозунг, который скрывает непроницаемое идеологическое содержание, что не значит, что лжемиссионерство непременно ускользает от христианской оценки.

Другое дело, что здесь шоу делает публика, а не актеры. В этом смысле лжемиссионерство даже более полно воплощает в себе идеалы «массовой религии», чем богословский модернизм Владимира Соловьева и других «теоретиков».

Чтобы быть миссионером, не нужно обладать никакими специфическими знаниями и умениями, а одной только всечеловеческой отзывчивостью. Здесь таится и опасность для жизненного успеха лжемиссионера, поскольку всечеловек нравится или всем, или никому. Он всегда отчаянно балансирует между экстазом и отчуждением, между манией и отчаянием.

Лжемиссионерская пропаганда схватывается буквально на лету. Но вот еще одно недоумение: она усваивается только некоторыми, пусть и многочисленными, людьми. Остальные, в лучшем случае, озадаченно чешут в затылке.

Для кого-то лжемиссионерские методы, речи и действия непосредственно понятны, а для кого-то – непонятнее иероглифов майя. И вот тут нам приходится вспомнить о том, что происходит не за кулисами, а в зале. Вспомнить об удивительном разломе в человечестве, который создан двумя противоположными «благими вестями»: Евангелием Христовым и – «благой вестью» града земного.

Почему же так происходит, что идеологические продукты для одних понятны, потому что приемлемы, а для других непонятны, потому что неприемлемы?

Потому что о лжемиссионерской аудитории, потешающейся в бархатных креслах и на скамейках, следует говорить по крайней мере как о равнозначных деятелях лжемиссионерства.

Здесь действует своеобразная спайка и не менее своеобразная разобщенность: перед нами, «стадо независимых умов», каждый из которых думает, что он поступает не как все, свободно и вызывающе. Те, кому понятно непонятное, составляют компактную, но с трудом узнаваемую, и – обширную, но предельно разобщенную группу населения.

Не все люди готовы слышать учение о Боге, не все готовы принять Истину,- и это очень важное утверждение. Оно означает, что для христианской проповеди есть одна существенная преграда, которую нельзя ни разрушить извне, ни обойти, ни уговорить ее исчезнуть.

Эта преграда именуется в Писании «глупостью» (Притч. гл. 9). Это невежество в учении Церкви, и, наконец, это бесстыдство тех, кто зная Истину, ее попирает.

Лжемиссия преодолевает не невежество и глупость человеческую. Она преодолевает целость души, заставляя принять Истину как ложь.

Почему?

Потому что это технологически целесообразно.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам