Свежий номер журнала “Нескучный сад” посвящает несколько материалов проблеме социального неравенства в нашей, так сказать, “постсоветской России”. Последствия гайдаровских реформ, “шоковой терапии”, обнищание миллионов и колоссальная убыль населения нуждаются сегодня в переосмыслении. Несколько священников поделились своими тревогами на страницах любимого журнала.
Либерализации цен правительством Егора Гайдара – 20 лет. Это значит, что дети тех, кто тогда начинал свой бизнес, составил состояние, уже взрослые и скоро этот бизнес унаследуют, у них уже есть свои дети или скоро будут. Будут ли они в своей жизни руководствоваться христианскими ценностями?
О том, как преодолеть социальную пропасть между имущими и неимущими прихожанами, рассуждает настоятель храма на Рублевке о. Алексий Гостев. И его волнуют беды и трудности богатых родителей:
Воспитывать детей богатым людям непросто потому, что многие из них проводят с детьми мало времени или стремятся вывезти детей из страны. У богатых нет уверенности в завтрашнем дне, их настораживает то, что происходит у нас в России. Заграницей детям безопаснее физически, но есть опасность чуждых православию влияний, которым может подвергнуться оторванный от семьи ребенок в школе, даже в самой лучшей.
Руководитель “автобуса помощи бездомным «Милосердие»” о. Олег Вышинский размышляет о том, каким образом должны сосуществовать миры богатства и бедности, и о том, что наша общая беда сегодня – лживые богачи и надменные нищие. Однако в целом он не склонен искать причины и истоки существующего положения вещей и радуется, что, слава Богу, мы живем в обществе имущественного неравенства. Имущественное неравенство отражает сущностное неравенство между людьми и обуславливает взаимозависимость людей. А эта взаимозависимость – естественная почва для работы по выстраиванию взаимоотношений между людьми. Последнее соображение буквально совпадает по смыслу с гераклитовским: Война – матерь всех вещей.
Редакция журнала “Фома” публикует свой вариант “катехизиса церковного либерала” в вопросах и ответах.
Говорят, что… Грех — это такой поступок, который почему-то очень сильно оскорбляет и сердит Бога. Поэтому Он гневается на грешников и наказывает их при жизни всякими болезнями и неприятностями, а после смерти — вечными муками в аду.
…на самом деле Грех — это всегда такой поступок, который противоречит самой природе человека, и поэтому закономерно причиняет ему страдание.
Приведенная цитата стандартный образец модернистской пропаганды, где ад не столь страшен, грех не прогневляет Бога, и Бог не наказывает грешника.
Новизна звучит лишь в обращении к наследию К. Маркса. Согласно нашим молодым катехизаторам, он говорил о религии не такие уж плохие, а терпимые, вполне подходящие слова: Религия, по мысли Маркса, призвана преодолеть гнет природы и общества, под которым находится человек, преодолеть его беспомощность в сложившихся условиях. Не был ли Карла Марла модернистом?! В целом отец марксизма в такую информационную бомбу вписывается вполне органично, но Святые отцы, которых цитируют авторы проекта, скорее сказали бы, что их неправильно поняли в редакции.
Особое внимание интересующие нас издания уделяют пытливому В. Панюшкину и его антицерковным заявлениям. На страницах “Фомы” о. Максим Козлов и о. Дмитрий Першин приходят к мысли, что нападки эти православным очень нужны и Церковь обязана как можно подробнее ответить на претензии столь масштабной фигуры, как “Панюшкин В.”
Еще большую активность в этой области проявляет “Православие и мир”, где появился целый цикл таких оправданий. На этот раз, вслед за о. А. Ткачевым, о. С. Кругловым и о. Ф. Парфеновым, выступает священник К. Кравцов:
Почему наши священники врут во время богослужений?– спрашивает Панюшкин,-На отпевании говорят: «Сие есть чадо мое по духу» про покойника, которого видят впервые в жизни. Или говорят: «Изыдите, оглашенные», а после этих слов оглашенные остаются стоять в храме, и священники продолжают служить как ни в чем не бывало.
Я бы не назвал это враньем,- отвечает с трепетом в голосе о. Кравцов,- во всяком случае — сознательным враньем. Скажу про себя: читая разрешительную молитву над покойником, которого вижу впервые, я эти слова опускал. «Изыдите, оглашенные» — это вопрос, скорей, об уместности молитвы об оглашенных в чине Литургии, чем о «вранье». Некоторые священники, я знаю, ее не читают, видя в ней анахронизм.
Каков вопрос Панюшкина:
Почему в большинстве наших церковных лавок не купишь книг отца Александра Меня, да даже и дьякона Андрея Кураева не купишь? Что это за ползучее запрещение интеллигентных и образованных православных писателей?-
таков и ответ о. Кравцова:
Ничего не слышал о таком «ползучем запрещении», хотя да — книги о. Александра Меня (рекомендованные, кстати, Издательским отделом МП) встретишь нечасто. Но это зависит от настоятеля. Что же касается книг и брошюр о. Андрея, то я вижу их постоянно.
Все эти пассажи так неприлично далеки от здравого смысла и Церковного благочестивого сознания, что можно перефразировать известную русскую пословицу из сборника В.И. Даля: не бойся врагов Православия, а бойся таких вот его мнимых друзей и защитников.
О.В.
Один ответ
Счастье Панюшкина, что не спросил у меня. В этом случае его “нападки” действительно дали бы положительный результат.