Search

Путь, журнал

“орган русской религиозной мысли” (1925-1940) – модернистский антицерковный журнал, основанный Н.А. Бердяевым в Париже. Наследник дореволюционного модернистского издательства “Путь”.
Путь, журнал

“орган русской религиозной мысли” (1925-1940) – модернистский антицерковный журнал, основанный Н.А. Бердяевым в Париже. Наследник дореволюционного модернистского издательства “Путь”.

“Путь” считался органом Религиозно-философской академии (РФА) Н.А. Бердяева, но на самом деле издавался на средства антиправославного движения YMCA.

Большую роль в создании “Пути” сыграл секретарь YMCA по русской деятельности Г.Г. Кульманн. На встрече в мае 1925 г. с участием генсека YMCA Дж. Мотта было принято решение об издании журнала. Н.А. Бердяев заверил Дж. Мотта, что все авторы журнала стремятся к творческой реформе внутри православной Церкви в противовес наиболее реакционному православию.

Н.А. Бердяев считал, что журнал должен осуществлять — вопреки любым попыткам возврата к старорежимной религиозности — “духовное лидерство” по отношению к РСХД и “русской интеллигенции”. Он писал: Внутри Православия может быть творческое, обновляющее и возрождающее течение, отвечающее новым запросам. Положение Православной Церкви в мире резко, катастрофически изменилось и перед ней стоят новые задачи. Образуется новый уклад православной души, более активный, ответственный, творческий, более мужественный и бесстрашный. В русской религиозной мысли были выношены творческие идеи, которые могут способствовать христианскому возрождению.

В первом номере “Пути” члены редакции заявляют, что связаны с традициями русской творческой религиозной мысли, и поэтому имена Хомякова, Достоевского, Вл. Соловьева, Бухарева, В. Несмелова, Н. Федорова близки и дороги руководителям этого журнала.

Н.А. Бердяев признавал, что его журнал является модернистским, и утверждал, в частности: В принципе защита “модернизма” есть защита жизни, движения, творчества, свободы, мысли. Я бы хотел, чтобы “Путь” был в этом смысле “модернистическим” органом, и боюсь, что он недостаточно “модернистичен”.

Из тактических соображений организаторы решили, что за выход журнала будет отвечать не издательство YMCA-Press, а РФА, которую финансировала та же YMCA. В то же время с легальной и административной точки зрения, YMCA-Press можно считать ответственным за журнал, так как это издательство предоставляет в распоряжение журналу свой персонал и свои средства публикации и распространения. Распространением также занималась YMCA, а читатели “Пути” являлись клиентами издательства YMCA-Press.

Редакционный комитет состоял из Н.А. Бердяева, который занимал пост главного редактора, Б.П. Вышеславцева, помощника редактора, отвечавшего за техническую сторону издания журнала, и Г.Г. Кульманна, второго помощника редактора. В постоянный редакционный комитет входили крупнейшие модернисты того времени: о. Сергий Булгаков, о. Василий Зеньковский, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, А.В. Карташев, Г.Н. Трубецкой, Н.О. Лосский, Н.С. Арсеньев.

Н.А. Бердяев неоднократно повторял, что страницы его журнала открыты для всех, включая католиков и протестантов, атеистов и “христианских социалистов”. По его словам, исключены были только представители явно обскурантских, враждебных мысли и творчеству направлений, которые имеют за собой сочувствующую часть эмигрантской массы. В докладе о деятельности РФА, произнесенном в Шантильи 30 апреля 1933 г., Н.А. Бердяев заявил, что “Путь” объединяет все литературные и научные христианские силы эмиграции за исключением обскурантистского крайне правого крыла, враждебного по отношению к любой мысли вообще.

“Путь” стал также одним из источников прокоммунистической пропаганды, поскольку Н.А. Бердяев считал, что мечта о наступлении общности, т. е. коммунизма в религиозном смысле этого слова, есть величайшая мечта человечества. Впоследствии, он признавал: Я считаю советское правительство единственным русским национальным правительством… Это вовсе не значит, что я его полностью поддерживаю.

В 1932-1933 гг. вышла серия из десяти приложений к журналу под названием “Христианство перед современной социальной действительностью”: “Христианство перед современной социальной действительностью”; А.В. Карташев “Церковь и государство”; Н.А. Бердяев “Генеральная линия советской философии и воинствующий атеизм”; Б.П. Вышеславцев “Трагизм возвышенного и спекуляция на понижение”; И. Лаговский “Коллективизация и религия”; о. Георгий Флоровский “Проблематика христианского воссоединения”; М. Курдюмов “Церковь и новая Россия”; о. Николай Афанасьев “Каноны и каноническое сознание”, И.А. Стратонов “Происхождение современного устройства русской патриаршей Церкви”.

Журнал последовательно выступал против Православия, защищая софиологическую ересь о. С. Булгакова, экуменизм, католический и протестантский модернизм.

В политическом плане “Путь” поддерживал любые антигосударственные направления, только чтобы они задевали также и Церковь.

Больше всего материалов “Пути” принадлежит Н.А. Бердяеву, за ним следуют о. Георгий Флоровский, о. Василий Зеньковский, Б.П. Вышеславцев, С.Л. Франк, В.Н. Ильин, о. Сергий Булгаков, Г.П. Федотов, Н.О. Лосский, Николай Зёрнов, Н.С. Арсеньев, еп. Кассиан (Безобразов).

В журнале также публиковались П.К. Иванов, Л.П. Карсавин, архиеп. Иоанн (Шаховской), А.В. Карташев, мать Мария (Скобцова), Л.А. Зандер и многие другие.

Среди авторов были также католические и протестантские модернисты Жак Маритен, Г.Г. Кульман, П. Тиллих, П. Андерсон и др., а также философ-иррационалист Лев Шестов.

Всего вышел 61 номер.

Источники

Бердяев Н.А. Русский духовный ренессанс начала XX в. и журнал “Путь” // Путь. 1935

CD ROM Путь. Орган русской религиозной мысли. Paris 1925—1940. М.: Business Forms Company, 1998.

о. Борис Даниленко. Зерна единого хлеба. М.: Синодальная библиотека Московского патриархата, 1998

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.