Search

Пятница 4-й седмицы по Пасхе

Ин, 30 зач., 8, 21—30

Ин, 30 зач., 8, 21—30

Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете придти. Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете придти»? Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших. Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам. Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру. Не поняли, что Он говорил им об Отце. Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю. Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно. Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.

Как безумны иудеи! Еще до Пасхи искали Иисуса, потом, когда нашли Его среди народа, много раз пытались схватить Его, и сами непосредственно, и чрез других, но не могли; и при всем этом не подивились силе Его, но продолжали упорствовать в своей злобе и не отставали (от нее). А что они всегда старались (схватить Его), об этом говорит (евангелист): «сия глагола в газофилакии, уча в церкви, и никтоже ят Его». Он говорил в церкви и в качестве учителя, что в особенности могло раздражать их; притом, говорил то, из-за чего они досадовали и обвиняли Его в том, что Он творит Себя равным Отцу; такой именно смысл имеют слова: “двоих человеков свидетельство истинно” (ст. 17). И однако же, не смотря на то, что Он говорил это в церкви и как учитель, “никтоже,- сказано,- ят Его, яко не у бе пришел час Его”, то есть не наступило еще то благоприятное время, в которое Он хотел быть распятым на кресте. Таким образом, и тогда это было делом не их силы, но Его смотрения. Они и прежде хотели (взять Его), но не могли. Так точно и тогда они не могли бы, если бы Он Сам не соизволил на это. “Рече же им паки Иисус: Аз иду, и взыщете Мя” (ст. 21). Для чего Он часто говорит об этом? Для того, чтобы потрясти и устрашить их души. В самом деле, смотри, какой страх это наводило на них! Не взирая на то, что хотели умертвить Его, чтобы избавиться от Него, они стараются узнать, куда Он отходит. Так важным они представляли себе это! А с другой стороны, Он хотел научить их, что это дело не зависит от их насилия, но что еще издревле Он предъизобразил его; вместе с тем Он предуказал уже этими словами и воскресение. “Глаголаху убо: еда Ся Сам убиет?” (ст. 22). Что же Христос? Опровергая предположение их и показывая, что такое дело есть грех, говорит: “вы от нижних есте” (ст. 23). А это значит: нет ничего удивительного, что так думаете вы, люди плотские и не помышляющие ни о чем духовном. Но Я ничего такого не сделаю: “Аз от вышних есмь; вы от мира сего есте” (ст. 23). Здесь опять говорит о мирских и плотских помыслах. Отсюда видно, что и слова: “Аз несмь от мира сего” означают не то, будто бы Он не принял плоти, но что Он далек от их лукавства. В самом деле, Он и об учениках говорит, что они «не суть от мира» (Ин. 17:14), и однако же они имели плоть. Таким образом, как Павел, говоря: “вы несте во плоти” (Рим. 8:9), не бестелесными называет их (римлян), так и Он, когда говорит об учениках, что они не от мира, свидетельствуют этим не о другом чем, как только об их любомудрии. “Рех убо вам, яко аще не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших” (ст. 24). Действительно, если Он для того пришел, чтобы взять грех мира, и если можно совлечься греха не иначе, как чрез крещение, то в неверующем по необходимости остается ветхий человек. Кто не хочет умертвить его (ветхого человека) и погрести чрез веру, тот умрет с ним, и отойдет туда, чтобы понести наказание за прежние грехи. Поэтому говорил: “а не веруяй уже осужден есть” (Ин. 3:18), не потому только, что он не верует, но и потому, что отходит отсюда с прежними грехами. “Глаголаху убо Ему: Ты кто еси?” (ст. 25). Какое безумие! После столь продолжительного времени, после знамений и учения, они еще спрашивают: “Ты кто еси?” Что же Христос? “Начаток, яко и глаголю вам” (ст. 25). А это значит вот что: вы недостойны даже слушать слова Мои, не только знать, кто Я, потому что вы все говорите с намерением искусить Меня и ни мало не внимаете словам Моим. Во всем этом Я мог бы теперь же обличить вас (это именно значат слова Его: “много о вас имам глаголати и судити” – ст. 26), и не только обличить, но и наказать; “но Пославый Мя”, то есть Отец, не хочет этого. “Не приидох бо, да сужду мирови, но да спасу мир” (Ин. 12:47). “Не посла бо Бог Сына Своего”, сказано, “да судит мирови, но да спасется Им мир” (Ин. 3:17). Итак, если Он для этого послал Меня, а Он “истинен” (ст. 26), то Я справедливо не сужу теперь никого, но Я говорю то, что служит ко спасению, а не к обличению. Говорит же это Он для того, чтобы не подумали, что Он, слыша все, что они говорили, не мстит им по слабости, или что Он не понимает их мыслей и насмешек.

св. Иоанн Златоуст

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Бодров: Защитите “богословие” от Православной Церкви!

Ректор Библейско-богословского института св. ап. Андрея Алексей Бодров отметил необходимость “защиты” академической теологии от Церкви. Академическая теология может быть полезна тогда, когда она оказывается способной предоставить основания для разговора о борьбе с предрассудками, фундаментализмом и тому подобными негативными феноменами.

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.