В дни Пасхи не хочется упоминать о неприятностях, тем более, если они как-то связаны с Праздником Праздников. И все же не могу не сказать об удивительной проповеди, которую передала Русская служба Би-би-си.
Там на днях выступал Дм. Багин (бывший игумен Мартирий) и говорил о Воскресении Христовом. Несмотря на призыв проповедника радоваться, сама его речь звучала несколько мрачно. Учение о Воскресении Христовом развивалось примерно в таких выражениях: “Жизнь одержала победу над смертью”, “Добро победило зло”, “Тьма рассеялась, и воссиял свет”.
Не то чтобы это было неправильно, но эти положения слишком общие, и потому едва ли способны доставить радость кому-либо. А в качестве учения о Пасхе и Воскресении эти слова совершенно недостаточны.
“Жизнь одержала победу над смертью”. Разве когда-то было иначе? Разве не сказал Господь: у Бога “все живы”?
Разве тьма когда-либо могла одолеть свет? И разве добро когда-либо бывало побеждено злом?
Нет, ни до Пришествия Христа, ни после Его Воскресения из мертвых благой порядок в мире не изменялся, и благо всегда сильнее, чем зло.
Никто кроме манихеев и зороастрийцев не учил, что в мире происходит борьба принципов “жизни” и “смерти”, “добра” и “зла”. И уж конечно не учила Христианская Церковь. Делать такие заявления, и, причем, именно в Пасхальной проповеди, значит пренебрегать высотой и истинностью Христианского вероучения.
Дм. Багин, на наш взгляд, борется со здравым смыслом, который присущ не только христианам, но и всем любящим мудрость и ищущим Бога. Даже до Воплощения Христова философы-платоники учили о неизменности добра, жизни и света.
Ведь с какой стороны ни посмотри, а зло – это всего лишь отсутствие добра, тьма – отсутствие света, смерть – отсутствие жизни. Поэтому св. Дионисий учит, что “зла, как такового, нигде нет”. И даже Аристотель знал, что зла как такового не существует, и значит “дурное не существует помимо дурных вещей”.
Не просто добро одерживает победу над злом, а есть какое-то другое объяснение того, что произошло во время Воскресения.
Достаточно раскрыть Писание, чтобы увидеть, что Христианство не только говорит о смерти, царствовавшей до Христа, но и о причинах этого. Из Писания мы знаем, что смерть была наказанием от Бога за грех Адама, и так необъяснимое и даже невозможное владычество смерти стало возможным.
Итак, не просто принцип смерти торжествовал над принципом жизни, а был виновник зла, и этот виновник был осужден и наказан. Так происходило по суду Божию и по благости Божией.
Следовательно, и победа над смертью должна быть приписываема не просто принципу жизни, как получается у нашего проповедника с Би-би-си, а Искуплению, Крестной жертве принесенной Христом.
Не приходится и говорить, что у Дм. Багина об этой Жертве нет ни слова. Хотя он говорил о том, что мы не вдумываемся в слова пасхальных песнопений, но сам же первый не обращает на них внимания.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ,- поем мы в дни Пасхи. Не слышите ли? Смертью – Своею смертью на кресте – смерть поправ. Не просто жизнь победила смерть, а совершилось Божественное Домостроительство. Победа была одержана тем способом, какой был предусмотрен прежде всех веков: через Искупление грехов человеческих и, прежде всего, Адамова греха.
Но здесь возникает другой вопрос: стоит ли говорить о кресте и смерти в день Пасхи? Не подвергнемся ли и мы упреку в мрачности нашей радостной проповеди?
Не думаю.
Вот мы слышим ангела, вещающего мироносицам: Иисуса ищете Назарянина, распятого: Он воскрес; Его нет здесь.
Если бы можно было поправлять ангела в его словах, – говорит св. Димитрий Ростовский, – то я бы сказал ему: “Святой ангел, не вспоминай бесчестия распятия Господнего: “ищете распятого”; но лучше так я скажу тем женам: “Вы Иисуса ищете, Господа нашего, учителя вашего, а вместе и Творца нашего, и Владыку, и Царя славы”.
Но, продолжает свт. Димитрий, ангел и ныне при Воскресении упоминает вместо царских титулов крест, вместо царской славы бесчестие и тем ясно показывает, что и сами страдания послужили ангелу славой и явились предметом особенной хвалы для ангелов.
Поэтому да не устыдимся мы исповедовать крест: ибо ангелы ставят себе в похвалу говорить: “Знаем мы, кого ищете, Иисуса распятого”. Ибо крест составляет венец, а не бесчестие.
Роман Вершилло
5 мая 2003 г.