псевдоним Рабиновича, Абрама Борисовича (1885-1948) – советский пропагандист атеизма.
Активный деятель Союза воинствующих безбожников.
Доктор исторических наук (1937). Профессор МГУ (1937-1941), старший научный сотрудник института истории АН СССР с 1948 г.
Награжден орденом “Знак Почёта”.
Методом исследования в ранних работах Р.А. служат безосновательные сопоставления Христианских Таинств с обычаями или ритуалами разных народов, предпочтительно как можно более примитивных. Так, любые обычаи с использованием воды проходят у Р.А. как аналоги и первоисточники Крещения, а любые обычаи, связанные с хлебом и вином, – Причащения. При этом Р.А. не обладал ни научным аппаратом, ни элементарной честностью, чтобы анализировать действительное содержание и смысл религиозных ритуалов. Его целью является откровенная диффамация и внушение мысли о неоригинальности Христианства.
В дальнейшем Р.А. переводил и компилировал разнообразные атеистические и антихристианские сочинения, начиная с античности до Спинозы и современных авторов. Это принесло ему славу “историка античности”, каковой он продолжает пользоваться и до сих пор, хотя его труды никогда не имели никакого научного значения.
В целом Р.А. давал абсолютно фантастическое представление о Христианстве, поскольку был сторонником “мифологической” школы, то есть отрицал историчность Иисуса Христа. “Научным” основанием для этого послужил малоизвестный немецкий автор Артур Древс (Drews). “Мифологисты” совершенно голословно утверждали, что Христианство возникло из некоего культа дохристианского бога Иисуса. Новый Завет подвергался кощунственному препарированию, чтобы доказать языческую первооснову Христианства.
Вместе с “мифологической” школой Р.А. считал, что Христианство возникло не в Палестине, а лишь во второй половине I в. в Малой Азии. Это странное воззрение вытекало из того, что Р.А. и другие “мифологисты” по неизвестным основаниям считали Апокалипсис самой древней книгой Нового Завета, а в Апокалипсисе, как известно, говорится о семи малоазийских городах, где существовали христианские общины.
Разумеется, Р.А. отвергал подлинность свидетельства о Христе у Иосифа Флавия, окончательно доказанную в 1970-х гг., а также подлинное повествование Тацита о христианах, казненных Нероном. И.С.Свенцицкая отмечает: Главный аргумент сторонников мифологической школы заключался в том, что в начале II в. Тацит не мог писать о “великом множестве” христиан, так как их в то время было еще очень мало.
Даже И.С.Свенцицкая признает, что в работах Р.А. можно встретить отзвуки примитивной антирелигиозной пропаганды 20-30-х гг., хотя точнее было бы сказать, что все творчество Р.А. таковой пропагандой и является.
Сочинения
Происхождение таинства причащения. М., 1930;
Робертсон Дж. Первоначальное христианство // Перевод А. Рановича. М.: Атеист, 1930
Происхождение христианских таинств. М. Московский рабочий. 1931
Первоисточники по истории раннего христианства. М.: Центральный совет Союза воинствующих безбожников СССР, Государственное антирелигиозное издательство, 1933
Тит Лукреций Кар. О природе вещей // Примечания А. Рановича и В. Сережникова. М.: Центральный совет Союза воинствующих безбожников СССР, Государственное антирелигиозное издательство, 1933
Спиноза, Бенедикт. Богословско-политический трактат // Под редакцией, с вступительной статьей и примечаниями А. Рановича. М.: Центральный совет Союза воинствующих безбожников СССР, Государственное антирелигиозное издательство, 1935
Античные критики христианства. Лукиан, Цельс, Цецилий, Порфирий, Гиерокл, Юлиан, Либаний. М.: Государственное антирелигиозное издательство, 1935
Очерк истории древнееврейской религии. М.: Государственное антирелигиозное издательство, 1937
Социальная революция в Иудее в 66-73 гг. // Вестник древней истории. 1937. № 1
Иудейская война 66 – 73 гг. // Исторический журнал. Книга 1- 12. 1938
Религия и атеизм в “Истории древнего мира” // Вестник древней истории. 1938. № 3
Первоначальное христианство и его историческая роль // Вестник древней истории. 1939. № 1
Очерк истории раннехристианской церкви. М.: Государственное антирелигиозное издательство, 1941
Климович Л. Праздники и посты ислама. Мусульманский календарь, ураза, ураза-байрам, курбан-байрам // Под редакцией А. Рановича. М.: Государственное антирелигиозное издательство, 1941
Возникновение христианской литературы // Вестник древней истории. 1947. № 3
Восточные провинции Римской империи в I—III вв. М.-Л.: АН СССР, 1949
Эллинизм и его историческая роль. М.: АН СССР, 1950
О раннем христианстве. М., 1959
Миф об исходе и Моисее // Критика иудейской религии. М.: Наука. 1964
Первоисточники по истории раннего христианства // Предисловие И.С. Свенцицкой. М.: Политиздат, 1990
Фронтин Секст Юлий. Военные хитрости. (Стратегемы) // Предисловие А. Рановича. СПб.: Алетейя, 1996
Источники
Абрам Борисович Ранович (1885 – 1948) // Вестник древней истории. 1948. № 3
К 10-летию со дня смерти А.Б. Рановича // Вестник древней истории. 1958. № 3
Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1969-1978
Советская историческая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1973-1982
Древс А. Миф о Христе. М., 1923-24
Древс А. Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем. М., 1930