Search

Распалась связь времен. Как ее вернуть?

Родилось новое секулярное общество, которому Церковь стала нужна гораздо меньше.

Распалась связь времен.

Гамлет.

Недавно, разбирая свою библиотеку, я обратил внимание на две книги.

«Господь да благословит решение мое…» П. В. Мультатули, Сатисъ, СПб, 2002. И другая – того же Петра Мультатули – «Николай II: Дорога на Голгофу», Москва, Астрель, 2010.

Первая написана профессиональным историком, и притом – православным.

Вторая написана сектантом, озвучивающим антиисторический миф о поддельности Отречения и фальсификации Дневника императора Николая Второго.

Если в первой книге автор занимает вполне ясную православную позицию: «2 марта 1917 года Император Николай II отрекся от Престола» (с. 295), то во второй своей книге считает Отречение фальсификацией, текст его – «фальшивкой», Царя – не отрекавшимся (сс. 45 – 57).

Я не буду здесь подробно останавливаться на опровержении этого гностического мифа. Скажу только, что надо сойти с ума, чтобы считать записи дневника Государя от 2 до 8 марта 1917 года, то есть от отречения до ареста – работой «банды академика Покровского», как пишет Мультатули на с.53 упомянутой книги. Это, стало быть, Покровский написал за Государя 2 марта: «Нужно мое отречение. Рузский передал это разговор в Ставку, а Алексеев всем главнокомандующим. К 2 ½ ч. пришли ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии, нужно решиться на этот шаг. Я согласился». Это Покровский написал: «Кругом измена и трусость и обман!». Это Покровский написал за Государя 3 марта: «Читал много о Юлии Цезаре». Это Покровский написал 8 марта: «Дома прощался со всеми офицерами и казаками конвоя и Сводного полка – сердце у меня чуть не разорвалось!»

Это Покровский написал в этот день: «Погода морозная и ветренная. Тяжело, больно и тоскливо».

Но это подлинный наш Государь. Это его душа, а не душа Покровского запечатлена здесь, в этих строках, которые каждый русский знает наизусть. Мы молимся именно и лично этому Царю, святая душа которого приняла свободное решение об Отречении от престола Государства Российского.

У конспирологов же принципиально другой Царь, для которого отречение от власти было грехом. Отсюда попытки «оправдать» Царя в его Отречении – вплоть до утверждения, что никакого отречения не было.

Что произошло, спрашивается, за годы между выходом в свет двух книг одного и того же автора, Ответ: сменилась эпоха. Сумасшествие это стало в определенных кругах массовым. Постараемся теперь понять, почему.

Что произошло за эти годы, почему уважаемый и серьёзный православный автор сделался из историка – маргиналом?

Мне пришло в голову, что причина ухода от реальности лежит где-то рядом с уходом от реальности, причем в те же годы – представителей «Православия – лайт»: глянцевых журналов «Фома», «Нескучный сад», сайта «Правмир», теперь еще – столь же глянцевого радио «Вера» и тому подобного наркотического контента.

В конце 1980-х, в 1990-е годы и даже в самом начале 2000-х церковные историки и журналисты еще не могли порвать с реальной историей. Это было время крушения СССР, последующих фатальных для государства ельцинских реформ, время безудержной пропаганды безнравственности и разврата при поддержке тогдашнего режима. Православная Церковь в это время имела огромный общественный авторитет.

И церковные историки не могли себе позволить в то время подобного отключения от реальности.

Волей – неволей они чувствовали себя продолжателями протопресвитеров Михаила Польского и Александра Киселева, заложившими фундамент почитания Царственных Мучеников, их обязывали великие книги Жильяра, Винберга, Мэсси, Кобылина (подлинного, а не авторизированного Болотиным), Дитерихса, Пагануцци. Они были – в том числе и Петр Мультатули – достойными продолжателями историографии подлинной России.

Но уже в 2010-е годы все изменилось. Общество консолидировалось на основе нового патриотизма. Деятельность возглавляемого поборником прославления Царственных мучеников протоиереем Александром Шаргуновым Общественного Комитета «За нравственное возрождение Отечества», – как голоса Церкви в развращенном обществе – стала невостребована. У общества появился некий новый стержень в виде законов о запрете пропаганды нетрадиционных связей, в виде законов о поддержке многодетных, в виде, наконец, поддержки обществом не только Олимпиады в Сочи, но и защиты русских Донбасса от геноцида. То есть общество нашло определенные нравственные ориентиры. Это надо сказать прямо. Это уже не 1990-е и начало 2000-х с рекламой проституции в МК, с защитой представителем президента в Думе Котенковым «возраста согласия» в 14 лет, с законопроектом Говорухина о зонах свободной проституции в городах, с законопроектом Лаховой о развращении школьников на уроках. И с Козыревым на посту министра иностранных дел России.

Родилось новое секулярное общество, которому Церковь стала нужна гораздо меньше.

Этому послужила, несомненно, и внутренняя реформа в Церкви, и ее неуклонное обмирщение, и псевдомиссия, и пропаганда развлечений в Церкви, отталкивающая, а не приводящая в храм – вопреки неумным соображениям ее авторов. Кого, в самом деле, может привести в Церковь цитата из песни группы «Чайф» «Все будет так, как ты захочешь» на обложке журнала «Фома» с кощунственным написанием «Ты» с большой буквы?

Никого.

И убыль церковного народа – очевидный ответ на это преступление.

Произошла неизбежная в этих условиях маргинализация тех церковных деятелей – публицистов, писателей – которые, оказавшись в своего рода общественной изоляции 2010-х годов (в 1990-е они гремели!), успокоились на удовлетворении своих мечтаний, снов и иллюзий. У Фомы и Нескучного сада – свои сны. (Идет пятый месяц войны, но для «Фомы» войны в нашей стране нет).

У Мультатули, Болотина, Большакова – свои. Отречения – не было. Освидетельствованные СК РФ Останки Царя (то есть – Мощи!) – поддельные.

Но чего они могут добиться? На что рассчитывают? Ведь как «Фома» никого не привлечет ко Христу с помощью «Чайфа», так и они никого не привлекут ко Христу с помощью вымышленного образа Царя – комбинатора, царя – актера, царя, сыгравшего в поддавки, лукаво сделавшего вид, что отрекся – и проигравшего.

Вы об этом подумали? Ваш царь именно такой.

А наш – истинный Николай Второй – отрекся сам, поверив, что так надо для пользы России и фронта.

И в этом его святость.

Итак, головоломка разрешилась.

Фантасты в Церкви возникли как слева, так и справа, когда постсоветское общество потеряло из виду Русскую Церковь. Связь времен, дотоле принудительно диктуемая обществом, в головах предоставленных себе самим церковных журналистов и писателей расторглась.

Но теперь, на фоне СВО, когда Россия ведет реальную кровопролитную войну за свое существование, эти фантазии выглядят вдвойне преступно.

Только ухватившись за реального Царя, отрекшегося ради победы от трона, то есть совершившего подвиг любви к Родине ради Христа – наша страна победит врага.

Протоиерей Владимир Переслегин

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

9 Responses

  1. Не упомянули апологетов нетрадиционного богообщения наряду с вышеперечисленными изданиями; cайт Сретенского монатыря,псевдоправославный сайт РНЛ, “Православие.ру” и его клон, украинский Pravlife. Пора бы и им занять свое почетное место в разделе “Организаций”.

  2. Гамлета предали друзья, у Иова Многострадального даже искренние его не поняли смысла искушений, которые ему выпали. Но: ” впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться…”

  3. Уважаемый отец Владимир! Вы приводили имя Петра Мультатули как достойного продолжателя дела о. Михаила Польского.
    Вот выступление Мультатули
    https://www.youtube.com/watch?v=-Mb4TOUZOvw
    Получается что он от имени православного народа говорит…

    1. Дорогой Трофим. Позвольте мне не слушать и не смотреть его выступление. Достаточно того, что им написано. Не думаю, что он покаялся и публично заявил об этом.
      Что касается моей оценки его текстов до начала 2000-х, то, хотя они и не могли сравниться с книгами протопресвитера Польского, но продолжали ту традицию, не дерзая выходить за рамки определённых и законных тем. Массовое сумасшествие наступило в этой среде позже. Его социальным причинам, в частности, и посвящена моя статья.

  4. Отец Владимир, здравствуйте!
    Вы часто говорите, что после ареста Государя, ещё не поздно было прийти и умолять его о возвращении на престол. Но почему Вы уверены в том, что если бы такое возвращение стало возможным, святой страстотерпец Николай Александрович не созвал бы вновь государственную думу? Что он не продолжил бы удалять от себя монархистов, которые напоминали ему о том, что русский народ присягал неограниченному монарху?
    Не думаю, что Вы посмотрите , но оставляю ссылку на беседу Виктора Митрофановича Острецова «Русская трагедия 1905-1917 гг».
    https://www.youtube.com/watch?v=XIvRbL8geL8&list=PL6Jc0fwpFu3glXJjUefBsmLX9VUWrdmAz&index=4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.