
Священник Божий не стыдится проповедовать народу, имея на деснице обручальное кольцо.
Это духовный символ лжемиссии.
Какова же её формула?
Задумаемся: если бы священник проповедовал Царство Небесное, и был бы представителем Града Небесного на земле, высота и святость иерейского служения не позволила бы ему и подумать дерзнуть связать благословляющую Десницу Господа Иисуса Христа обручальным кольцом своей жены.
Он носит сан Христов.
“Ты Иерей во век по чину Мелхиседекову”.
Любой священник: белый ли, монах – носит совершенство Христово в своём сане.
Поэтому знак связанности земным браком несовместим с общественным служением священника, когда он появляется на людях. Его вид – тоже проповедь. Его руки – руки Христа.
Его персты, коими он, складывая их имясловным перстосложением, благословляет Христиан – персты Господа Иисуса. Они не могут нести на себе знак человеческой власти – ни власти Царя, ни власти жены – так как Сам Господь благословляет нас через них властью совершенной Победы над смертью, вечной Пасхи и Будущего Века, где не женятся, ни посягают. Именно и только поэтому Христиане лобызают его руку. Это – рука Господа. Оттуда – Из Царства Небесного, Царства Славы – Он, Священник вечных благ, благословляет нас через Своих священников, в том числе – женатых. Архиерей мог бы носить перстень в знак соблюдения им чистоты вверенной ему Церкви, обручённой, по слову Апостола, единому Жениху Христу. Но православные Архиереи не носят перстень в отличие от Римских первосвященников.
Если же у самих православных Архиереев не принято носить перстень обрученности в их лице Церкви Небесному Жениху Христу, то тем менее можно согласиться с ношением православным священником перстня обрученности земной жене. И этот обычай Русской Православной Церкви, к которой принадлежим мы, абсолютно свят.
Святейший Патриарх Кирилл вовсе не разрешил (как трактует Правмир) носить священникам кольца, когда на собрании 2019 года ответил, что таких канонов нет, но что нельзя носить обручальное кольцо в облачении и на Богослужении. Подрясник и иерейский крест – это священническое облачение. Иначе не запрещали бы носить подрясник при извержении из сана. Дома, если совесть позволяет, священник может, сняв подрясник, надеть кольцо. Но при любом общественном служении, где люди видят его сан по его священнической одежде – не может. Вот суть ответа Святейшего Патриарха Кирилла.
Но почему, почему эти и другие маркеры разрушения Христианского благочестия (революционная отмена освященных обычаем и памятью Новомучеников чинов, отмена общепринятых ещё 40 лет назад облачений и песнопений, десакрализация храма, профанация Святыни) столь властно, как «единственная идеологически правильная линия партии» не могут не быть там , где речь о “миссии”, “молодежи” и подобных мифологемах современности. Объяснить это рационально невозможно. Налицо признаки какого-то закона. Мы размышляем об этом не ради модернистов, одержавших полную победу над собственным разумом и стыдом1. А ради самих себя.
И второй не менее огненный вопрос: почему на разрушение благочестия не реагируют благочестивые?
Для этого надо понять суть этой миссии: формулу её притягательной силы и “область её определения”.
Если бы Церковь полностью слилась с миром и стала бы неотличима от него, никакой миссии бы не было. Зачем миссионерствовать, если Церковь есть мир, а мир есть Церковь. Если нет границы между миром и Церковью, то миссия невозможна. Церковь перестаёт видеть мир, лежащий во зле, а мир перестаёт видеть Церковь учеников Христовых и по этой причине отдыхает от своей ненависти, обещанной Церкви Спасителем.
Пока существует эта “разность потенциалов”, вызывающая напряжение, мир будет отличать Церковь от себя. Обычный человек, обыватель, будет продолжать думать о Церкви как о неотмирном обществе учеников Христовых, избранных Им от мира и чуждых грешному миру.
И будет идентифицировать Церковь по внешним признакам принадлежности ей, имея в уме эту разницу потенциалов.
Напряжение будет сохраняться.
И ныне это ещё есть.
Вот этот- то потенциал, это напряжение поля времени истинные миссионеры (не считающие себя ими) обращают в силу отвержения людьми мира ради Жизни Будущего Века. Она обращается в силу тока со знаком плюс.
Ложные миссионеры имеют дело с тою же разностью потенциалов. Их миссия состоит в том, чтобы в точном соответствии с законом Кулона, уничтожив расстояние между ними, уничтожить и силу их взаимодействия. Для этого надо доказать миру, что Церковь – это принципиально тот же мир. Объединение людей ради целей и задач этого мира. Творческих, общественных, педагогических , семейных, личностных. Библия, молитва, милосердие, общение – только инструменты достижения этих земных ценностей. Пока отрицательный заряд Церкви не заземлится полностью, его будут бесстыдно использовать все позитивные блогеры на свете ради пользы мира сего. И кольцо жены, не лежащие в шкатулке пред иконами, но сияющее на деснице обведенного вокруг Престола Божия – доказательство верности теоремы.
Однако только аналогиями с физическими явлениями этого не объяснить.
Здесь есть нечто иррациональное, не поддающееся пониманию, тайна беззакония.
Они находят свою паству, аудиторию, контингент. Они друг друга находят.
И создают единое поле, заряженное ненавистью к Жизни Будущего Века за гробом. Им не нужна загробная жизнь. Им нужна Церковь для стабильной и успешной жизни здесь. И им нужно для этого, чтобы Церковь устами предателей раболепно признала, что свет – это они.


Иначе они не будут спокойны. И что они и есть Церковь. Они пользуются учащими в Церкви, что «Церковь – это они»2, и, сливаясь с миром, радуются, видя в этом победу в их лице Церкви над миром. Но это победа в их лице – мира над Церковью. Причем победа религиозная.

Церковь – это не ты и не «мы». Церковь – это Господь, Матерь Божия, Ангелы и Святые. А только потом – кающиеся грешники, связанные с Господом и Святыми Священноначалием, Верой, Законом Божиим и Таинствами.
Почему же не реагируют благочестивые архиереи, священники и миряне на массовое кощунство в Церкви?
1. Страх. Кажется, что это идёт от начальства, Священноначалия. Хотя сейчас это уже не так. На нашей памяти Святейший Патриарх Кирилл несколько раз, как и Святейший Патриарх Алексий Второй до него резко выступали против.
Тем не менее, многими кощунства типа “ночь музеев” в храмах, перетягивания канатов в честь Святых, кривляния и мерзкие анекдоты от блогеров с Крестами, в рясах или подрясниках, воспринимаются, как воля свыше.
Как ты будешь выступать против священников, если их терпят их духовные надзиратели – Епископы? Ты не бунтовщик и не революционер.
Ты можешь только не участвовать в этом сам.
Хотя от нас требуется не только неучастие, но и понимание.
“Пойми свое время” – сказал Святитель Игнатий Брчнчанинов. И, поняв, обратить на это внимание тех, кто способен и хочет понять.
2. Но этого-то и нет. Мы видим отказ от самостоятельного во Христе размышления. Хотя это долг Христианина. Видеть лицо времени: “Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете” (Лк 12: 56)?
Якобы ежедневные дела благочестия, занятость и усталость освобождают от этой Заповеди. И благочестивые Христиане заменяют “от усталости” размышление о судьбах Божиих чтением статьи Степанова на Русской Линии или слушанием откровений очередного греческого старца, пересылаемых по Вотцапу.
3. Невидение леса за деревьями. От неумения и нежелания мыслить общими понятиями. Так было и в Революцию. Даже когда явилась Державная, не поняли. Шли на поводу у текущих событий и радовались, что Она, якобы, пришла взять бразды правления, чтобы защитить Церковь от разорения безбожниками. Но не додумались, что это связано с предательством Русской Церковью Помазанника Божия. Об этой ошибке, увы, и увы, красноречиво говорит Служба, составленная Святым Патриархом Тихоном. Думали, что Державная “прииде на стражу земли Своея” как Владимирская и Казанская. Но Она пришла не как Владимирская и Казанская. Не с избавлением от ига безбожных, а с наказанием верных за предательство Царя.
Так и сейчас. Самые благочестивые – не видят того, за что Бог страшно накажет. Кощунство стало мейнстримом, за него – награждают, поощряют, превозносят – несмотря на то что кощунники один за другим разворачиваются и, хлопая дверью, покидают Церковь. Кураев, Усатов, Уминский, Людоговский, Свердлов, Конанос…
И даже в спину им летит не омерзение от предательства, но похвалы на Правмире за “честный и смелый”, “искренний и по совести” поступок.
Для нас несомненно, что тяжкие Божии наказания, уже начавшиеся (эпидемия ковида, почти четыре года справедливой и праведной, но кровопролитной войны, горькой не только от тяжелых потерь, но и от полного равнодушия общества к ее причинам, показателем чего и являются гламурные «завтраки» с Библией на столе), будут неимоверно страшнее по одной единственной причине.
Народ Божий не исторг кощунников из своей среды. Верующие не проявили той серьезности, которой требует приближение к святой горе Синайской, к Фавору, Голгофе и Гробу Спасителя мира.
Приближение к Святыне требует от Христиан не только отделения от мира, но и полного видения того, что совершается в мире и в Церкви. Этому учат нас Святые: Мария Египетская, Иоанн Кронштадтский, Филарет Московский, Игнатий Брянчанинов, Кирилл Казанский, Виктор Воткинский, Петр Полянский. И Царь – Мученик Николай Второй со Своею Августейшей Семьей.
Горький урок Революции 1917 года остался невыучен.
Протоиерей Владимир Переслегин
Примечания
1 “Своеобразная победа модернизма: модернисты утратили разум, и поэтому стали неуязвимы для рациональных аргументов, а поскольку утратили стыд, то их невозможно пристыдить” (Р. Вершилло. Антимодернизм. 20 ноября 2025).
2 “Мы и есть Церковь. Чего я как часть Христова Тела хочу от себя? Просто быть” (о. Савва (Мажуко)).