Упорядоченная душа в Новое время
Указав на странность положения христианской души в наше время, мы можем поискать объяснение этой странности.
Бедность, болезнь и смерть – таков удел человека во все времена. В Новое время появляется новое бедствие, уже духовное: смешение, то есть гнозис.
В этой книге мы рассматриваем два вида гнозиса:
- Политический гнозис, который мы всюду называем идеологией;
- Православный модернизм.
Гнозис и в первом и втором виде смешивает истину и ложь (Рим 1:18), праведных и грешных. Следовательно, в Новое время плохо не только то, что православное Царство погибло и в Церкви победили модернисты. Хуже всего такое состояние, когда нет ни поражения, ни победы, и это то положение, которое устанавливают идеологи и модернисты, каждый в своей области.
Как на это положение реагирует упорядоченная душа? Для христианина задача остается навсегда одной и той же: разделить смешение, отделить поражение от победы и достичь большей ясности, то есть более ясного разделения.
В поисках этой ясности я предлагаю для начала увидеть, что мы вместе с модернистами видим одну и ту же картину Отступления. Модернисты и идеологи не слепы настолько, чтобы не видеть, что человечество отступило от Бога. Иногда они это понимают даже лучше и в деталях точнее, нежели современные им православные христиане.
Итак, в этом вопросе мы с модернистами и идеологами совпадаем. Но далее у нас с ними наступает разделение, потому что
- модернисты винят в Отступлении Церковь и христианина,
- а мы виним в Отступлении нового человека и, в частности, модерниста.
Как мы видели в «Итогах 2022», модернисты винят Церковь в том, что ее голос не слышен, не авторитетен, что она слаба и несовременна, не может устроиться в мире победивших идеологий и т.д. и т.п. Более того, модернисты обещают исправить положение, если им позволят возглавить Церковь. То же самое делают и идеологи, которые считают, что могут исправить неправильное устройство общества, государства, семьи и человека, как только им удастся захватить власть.
Я еще раз обращаю ваше внимание на то, что православные согласны с модернистами (идеологами) и не согласны.
Мы согласны с ними, так как видим поврежденность человека, его бедственное положение, хотя и толкуем не так, как они.
Но мы принципиально не согласны с модернистами и идеологами, потому что принимаем это бедственное положение человека как неисправимое. Бедствия первого рода, то есть несчастья разумного сознания, можно «исправить», только разрушив это сознание и превратив в патологическое.
Мы принимаем как неисправимые также бедствия другого рода, которые принесла с собой эпоха Отступления, то есть то, что натворили модернисты в Церкви и идеологи в обществе.
Масштабы наших задач
Из нашего изложения видно, какие задачи стоят перед христианами.
Нам нужно,
во-первых, понимать нашу ситуацию (не чью-нибудь, а лично нашу, сейчас и здесь), а для этого:
- Видеть всю действительность целиком;
- Пытаться отвечать на нерешаемые вопросы;
- Убедиться, что мы неспособны ни к первому, ни ко второму.
Во-вторых, мы должны открыто осудить модернистов и идеологов.
Это не так-то просто сделать, потому что мы заранее знаем, что наши обличения не будут услышаны. Мы также знаем, что неточные и нечестные опровержения не только не убивают ложь, но и делают ее сильнее. Поэтому мы стремимся, чтобы наши обличения были точными и честными.
Три вещи
Для этого мы сообщаем православным людям три вещи, которые они должны знать и без нас:
- Мир и сам человек, как его часть, не находятся во власти человека, а управляемы Богом.
- Православие публично осуждает современный мир, созданный вымыслом человеческим.
- Это осуждение – публичное, то есть открытое, но безвластное и личное. Христианин лично осуждает личности модернистов и идеологов. Это путь не компромисса, но и не революции.
- Мы не производим перемены в сознании, не переделываем модернистов в православных, а сообщаем только то, что люди должны знать и помимо нас по благодати помазания (1 Ин. 2:27).
- Обращаясь к обществу, мы открыто и честно соперничаем с предателями из числа образованных классов, которые действуют от имени коллективного «малого порядка». Они намерены изменять сознание, раз уже нельзя изменить действительность, или действительность – если убеждаются, что сознание нельзя изменить.
В чем же состоит опровержение модернизма и идеологий? Сообщая указанные три вещи другим людям, мы производим разделение:
- На тех, кто это слышит, кто это уже знает, уже – христианин, а не модернист;
- И на два рода людей, которые не слышат:
- кто не желает слышать,
- кто не желает соглашаться с верными ответами, не нашими, конечно, а вообще никем не выдуманными.
Итак, мы видим, что человечество разделяется по линии нерешаемых вопросов, и значит мы не зря представили историю как цепь вопросов Бога к человеку.
Антимодернисты, как христиане Нового времени, осуждают Новое время, и, чтобы это осуждение было полным, ищут ответы на нерешаемые вопросы. А модернисты и идеологи воображают, что могут практически исправить положение и, в частности, устранить разделение людей на христиан и модернистов.
Следующая глава Что такое антимодернизм?
Один ответ
Человек соблазняется, но это временно. Возможность выбора будет у всех. Поэтому реакция на соблазны носит необходимый просветительный характер, а вот результативность в соответствии с Евангельской истинной, когда должны радоваться и сеящий и жнущий.