Search

Реакции упорядоченной души

Христианин достигает большей ясности: более ясного разделения лиц и понятий.

Упорядоченная душа в Новое время

Указав на странность положения христианской души в наше время, мы можем поискать объяснение этой странности.

Бедность, болезнь и смерть – таков удел человека во все времена. В Новое время появляется новое бедствие, уже духовное: смешение, то есть гнозис.

В этой книге мы рассматриваем два вида гнозиса:

  • Политический гнозис, который мы всюду называем идеологией;
  • Православный модернизм.

Гнозис и в первом и втором виде смешивает истину и ложь (Рим 1:18), праведных и грешных. Следовательно, в Новое время плохо не только то, что православное Царство погибло и в Церкви победили модернисты. Хуже всего такое состояние, когда нет ни поражения, ни победы, и это то положение, которое устанавливают идеологи и модернисты, каждый в своей области.

Как на это положение реагирует упорядоченная душа? Для христианина задача остается навсегда одной и той же: разделить смешение, отделить поражение от победы и достичь большей ясности, то есть более ясного разделения.

Реакции упорядоченной души
Ян Вермеер Дельфтский. Женщина, держащая весы. 1662-1663. На стене – картина с изображением Страшного Суда.

В поисках этой ясности я предлагаю для начала увидеть, что мы вместе с модернистами видим одну и ту же картину Отступления. Модернисты и идеологи не слепы настолько, чтобы не видеть, что человечество отступило от Бога. Иногда они это понимают даже лучше и в деталях точнее, нежели современные им православные христиане.

Итак, в этом вопросе мы с модернистами и идеологами совпадаем. Но далее у нас с ними наступает разделение, потому что

  • модернисты винят в Отступлении Церковь и христианина,
  • а мы виним в Отступлении нового человека и, в частности, модерниста.

Как мы видели в «Итогах 2022», модернисты винят Церковь в том, что ее голос не слышен, не авторитетен, что она слаба и несовременна, не может устроиться в мире победивших идеологий и т.д. и т.п. Более того, модернисты обещают исправить положение, если им позволят возглавить Церковь. То же самое делают и идеологи, которые считают, что могут исправить неправильное устройство общества, государства, семьи и человека, как только им удастся захватить власть.

Я еще раз обращаю ваше внимание на то, что православные согласны с модернистами (идеологами) и не согласны.

Мы согласны с ними, так как видим поврежденность человека, его бедственное положение, хотя и толкуем не так, как они.

Но мы принципиально не согласны с модернистами и идеологами, потому что принимаем это бедственное положение человека как неисправимое. Бедствия первого рода, то есть несчастья разумного сознания, можно «исправить», только разрушив это сознание и превратив в патологическое.

Мы принимаем как неисправимые также бедствия другого рода, которые принесла с собой эпоха Отступления, то есть то, что натворили модернисты в Церкви и идеологи в обществе.

Масштабы наших задач

Из нашего изложения видно, какие задачи стоят перед христианами.

Нам нужно,

во-первых, понимать нашу ситуацию (не чью-нибудь, а лично нашу, сейчас и здесь), а для этого:

  1. Видеть всю действительность целиком;
  2. Пытаться отвечать на нерешаемые вопросы;
  3. Убедиться, что мы неспособны ни к первому, ни ко второму.

Во-вторых, мы должны открыто осудить модернистов и идеологов.

Это не так-то просто сделать, потому что мы заранее знаем, что наши обличения не будут услышаны. Мы также знаем, что неточные и нечестные опровержения не только не убивают ложь, но и делают ее сильнее. Поэтому мы стремимся, чтобы наши обличения были точными и честными.

Три вещи

Для этого мы сообщаем православным людям три вещи, которые они должны знать и без нас:

  1. Мир и сам человек, как его часть, не находятся во власти человека, а управляемы Богом.
  2. Православие публично осуждает современный мир, созданный вымыслом человеческим.
    • Это осуждение – публичное, то есть открытое, но безвластное и личное. Христианин лично осуждает личности модернистов и идеологов. Это путь не компромисса, но и не революции.
    • Мы не производим перемены в сознании, не переделываем модернистов в православных, а сообщаем только то, что люди должны знать и помимо нас по благодати помазания (1 Ин. 2:27).
  1. Обращаясь к обществу, мы открыто и честно соперничаем с предателями из числа образованных классов, которые действуют от имени коллективного «малого порядка». Они намерены изменять сознание, раз уже нельзя изменить действительность, или действительность – если убеждаются, что сознание нельзя изменить.
Реакции упорядоченной души
“Конгресс интеллигенции”, Москва, 2014.

В чем же состоит опровержение модернизма и идеологий? Сообщая указанные три вещи другим людям, мы производим разделение:

  1. На тех, кто это слышит, кто это уже знает, уже – христианин, а не модернист;
  2. И на два рода людей, которые не слышат:
    • кто не желает слышать,
    • кто не желает соглашаться с верными ответами, не нашими, конечно, а вообще никем не выдуманными.

Итак, мы видим, что человечество разделяется по линии нерешаемых вопросов, и значит мы не зря представили историю как цепь вопросов Бога к человеку.

Антимодернисты, как христиане Нового времени, осуждают Новое время, и, чтобы это осуждение было полным, ищут ответы на нерешаемые вопросы. А модернисты и идеологи воображают, что могут практически исправить положение и, в частности, устранить разделение людей на христиан и модернистов.

Следующая глава Что такое антимодернизм?

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Один ответ

  1. Человек соблазняется, но это временно. Возможность выбора будет у всех. Поэтому реакция на соблазны носит необходимый просветительный характер, а вот результативность в соответствии с Евангельской истинной, когда должны радоваться и сеящий и жнущий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.