Search

Речь нужна для доказательства

Принудительность истины ярче всего выражается в доказательстве.

Христианский суд и неосуждение


Толкование, определение и доказательство составляют одно действие судящего ума, хотя между ними есть различие в способе выражения.

Истинное именование вещей постоянно, и это дает нам возможность не ограничиваться звуками, а толковать смысл слова, обнаруживая, что истинный разум у всех один и тот же. И мы идем в определениях к тому, что существует или может существовать.

Из всего этого вытекает, что истина принудительна для ума, и никто из нас не властен над своими мыслями. Как говорит св. Григорий Богослов, «мы научились как побеждать убеждениями разума, так и уступать над собой законную победу».

Человек – существо словесное, носитель смысла. Это его сущность, и, следовательно, он таков, каковы его мысли.

Принудительность истины (то есть словесность, разумность человека) ярче всего выражается в доказательстве.

Речь нужна для доказательства
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх.20:16).

Доказательство истины возможно, и хотя сущность неизобразима словами, но становится очевидной благодаря доказательству:

О сути [вещи] хотя и нет ни силлогизма, ни доказательства, но тем не менее она становится очевидной посредством силлогизма и доказательства. Таким образом, с одной стороны, без доказательства нельзя познать суть того, причина чего есть нечто другое, а, с другой стороны, для нее нет доказательства.

Аристотель

Доводы, предлагаемые в доказательстве, касаются и слов, и смысла. Аристотель возражает философам-стоикам:

Нелепо полагать, будто доводы, касающиеся слова, и доводы, касающиеся смысла, разные, а не одни и те же. Ведь что значит «не касается смысла», как не то, что употребляют слово не в том значении, с каким спрошенный согласился и в каком, как он полагает, его спросили. Это и значит касаться слова. А касаться смысла – значит употреблять слово в том значении, какое имел в виду [отвечающий], когда давал свое согласие.

В доказательстве мы доказываем смысл и внешнее выражение, при том, что есть доказательства, против которых не действуют никакие возражения:

Всегда можно выдвигать возражения против внешнего выражения, но не всегда – против внутреннего смысла.

Аристотель

Наконец, сам человек есть отдельная сущность. Следовательно, у человека всегда остается фактическая возможность возражать против истины, даже если она доказана.

Таким образом, мысль, толкование, определение и доказательство оказываются одним и тем же действием: судя других, мы судим себя, и наоборот.

Мы толкуем смысл слов другими словами, даем определения сущности, мы доказываем Истину. Какую Истину? Ту, которую содержим в своих мыслях и которая в наших мыслях судит нас.

Так как судим мы общим умом, а не отдельным, то мы ожидаем, что произнесенный нами суд, наши мысли, изложенные в словах будут правильно истолкованы. В суде мы находим согласие, когда каждый подчиняется общему уму, или раздор, когда кто-либо не подчиняется.

Не будь у нас согласия в словах, мы бы его нашли. Наша речь предоставляет для этого все возможности. Поэтому мы спорим не о знаках и свойствах, а о сущности вещей и здесь расходимся.

Когда мы начинаем беседу, то идем к смыслу и к предмету обсуждения, и того же ожидаем от других. Мы требуем от себя понимания чужой речи. Но мы требуем и того, чтобы нас понимали. А если мы не понимаем или нас не понимают, то мы готовы к дальнейшим объяснениям, например, изложить мысль другими словами.

При этом мы готовы осудить человека по его существу, если не обнаруживаем согласия с истиной. И точно так же мы готовы осудить и самих себя, если наши мысли с Истиной не согласны.

Даже в самом простом обсуждении мы идем к самому основанию вещей: к согласию души с реальностью, созданной Богом, или к злому намерению говорящего.

Поэтому в диалоге мы исследуем не только значение слов и фраз, но и намерение говорящего и пишущего:

Не должно рассматривать отдельно взятые слова, так как это повлечет за собою много погрешностей; равным образом не должно исследовать и отдельно взятого изречения, но необходимо обращать внимание на намерение пишущего. И в наших разговорах, если мы не будем употреблять этого способа и доискиваться истинной мысли говорящего, то мы возбудим много недоразумений, и весь смысл речи извратится.

св. Иоанн Златоуст

Так и в исследовании дел мы не упираемся только в сами дела, но смотрим на намерение делающего:

Да и что говорить о словах, когда и в делах, раз мы не будем следовать этому правилу, все придет в совершенный беспорядок? В самом деле, и врачи режут тело и рассекают некоторые кости, но то же самое делают часто и разбойники. Какое же было бы несчастье, если бы мы не могли отличить разбойника от врача! Равным образом, человекоубийцы и мученики, предаваемые мучительной смерти, претерпевают одинаковые страдания, но между теми и другими несомненно великое различие. Если же мы не будем соблюдать указанного правила, если будем исследовать одни только дела, не принимая во внимание намерения делающих, то мы не будем в состоянии видеть указанного различия, но назовем человекоубийцами и Илию, и Самуила, и Финееса, а Авраама назовем, пожалуй, и детоубийцею.

св. Иоанн Златоуст

Наконец, заметим, что без единого внутреннего и внешнего действия толкования, определения и доказательства было бы невозможно никакое научение вере. Ведь судим же мы об истинах веры и с полным основанием требуем единомыслия, и угрожаем наказанием, если единомыслия нет.

Как мы видим, в этом мы не совершаем никакого насилия. Слова свидетельствуют о мыслях говорящего, а мысли – это и есть сам человек: его добрая или злая воля.

Следующая глава Примеры толкования

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.