Реформированный катехизис Русской Православной Церкви будет принят через два года, сообщил митр. Волоколамский Иларион на вчерашней пресс-конференции по итогам Архиерейского Собора.
На Соборе речь шла о работе над Катехизисом Русской Православной Церкви, которая поручена Синодальной библейско-богословской комиссии. В мои планы входило эту работу растянуть примерно еще на четыре года, учитывая скорость, с которой трудятся наши богословы. Но Архиерейский Собор высказал твердое мнение о том, что Катехизис должен быть закончен за два года. Это потребует экстренного созыва Богословской комиссии, дополнительных мер по стимулированию авторов и целого ряда других мер, в том числе организационных выводов, которые придется сделать, – сообщил митр. Иларион.
Решение написать новый катехизис принял еще Архиерейский собор 2008 г., состоявшийся под председательством Патриарха Алексия II. Летом 2009 Патриарх Кирилл и Священный Синод поручили Синодальной библейско-богословской комиссии приступить к работе.
Библейско-богословской комиссией была сформирована рабочая группа из 23 священнослужителей и мирян, которую в декабре 2009 г. возглавил архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев, ныне митрополит). Среди членов: о. Кирилл (Говорун), о. Владимир Башкиров, о. Максим Козлов, о. Кирилл Копейкин, о. Всеволод Чаплин, о. Владимир Шмалий, о. Димитрий Юревич, о. Владимир Хулап, о. Андрей Кураев, В.В. Бурега, М.С. Иванов, А.И. Кырлежев, В.Р. Легойда и др.
В 2010 г. в интервью «Седмица.ру» митр. Иларион сказал, что катехизис будет писаться не в форме вопросов и ответов, а в форме описания каждой темы:
Катехизис должен состоять из четырех больших разделов. Первый раздел имеет рабочее название «Бог и человек». В него войдет, по преимуществу, догматическое учение о Боге, о Святой Троице, о двух природах во Христе, о Святом Духе, учение о сотворении мира и человека, основы антропологии, эсхатологическое учение. Предварительное название второго раздела – «Церковь и богослужение». Здесь будет излагаться учение о Церкви, строе церковной жизни, праздниках, богослужении суточного, седмичного и годичного кругов, о Божественной литургии, Таинствах и обрядах Православной Церкви. Третий раздел мы условно назвали «Жизнь во Христе». В нем пойдет речь о нравственности – прежде всего, личной, включая некоторые аспекты семейной нравственности, а также об аскетике, например, о постах, о том, как христианин должен строить свою молитвенную жизнь. Наконец, в последнем разделе, предварительно получившем название «Церковь и современный мир», будут излагаться основы социального учения Русской Православной Церкви, а также ответы на актуальные вопросы современности.